Смекни!
smekni.com

Последняя повесть Лермонтова (стр. 8 из 9)

Несомненно, однако, что, еще раз демонстративно обнаружив при чтении свою «устную», «анекдотическую» природу, повесть Лермонтова в окончательном виде должна была предстать читателю как произведение «серьезной» литературы, а не простая дружеская шутка. История ее текста является поэтому одним из наиболее выразительных примеров, свидетельствующих против понятий «канонический текст» и «последняя авторская воля»: воля автора была остановить ее посредине, придав ей временный, локальный, но объективно содержавшийся в ней смысл мистификации; и силою той же воли она должна была оканчиваться иначе в своем «письменном» варианте, где были бы сведены воедино оборванные сюжетные нити и, вероятно, была бы развернута этическая, психологическая, литературная и даже общефилософская проблематика, уже заявленная в известном нам начале. Этому окончанию не суждено было осуществиться.

Список литературы

1. Семенов Л. Лермонтов и Лев Толстой. М., 1914, с. 384-388; Родзевич С. Лермонтов как романист. Киев, 1914, с. 101-110. Ср. новейшиеработы: Passage Ch. E. The Russian Hoffmanists. The Hague, 1963, p. 191; Ingham N. W. E. T. A. Hoffmann's Reception in Russia. Wurzburg, 1974, p. 251-269.

2. Котляревский Н. А. М. Ю. Лермонтов. Изд. 5-е. СПб., 1914, с. 225.

3. См., например: Нейман Б. В. Лермонтов и Гоголь. - Учен. зап. Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1946, вып. 118, кн. 2, с. 124-138.

4. См.: Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч. в 4-х т., т. 4. М. - Л., 1947, с. 468-470; вариант в изд.: Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4-х т., т. 4. М. - Л., 1959, с. 658-660.

5. Слащев Е. Е. О поздней прозе Лермонтова. - В кн.: Славянский сборник. I. Фрунзе, 1958, с. 133-141 (Учен. зап. Киргизского гос. ун-та. Филол. фак., вып. 5); Нейман Б. В. Фантастическая повесть Лермонтова. - Научн. докл. высш. школы. Филол. науки, 1967, № 2, с. 14-24; Mersereau J. Lermontov's «Shtoss»: Hoax or a Literary Credo? - Slavic Review, 1962, vol 21, N 2, June, p. 280-295.

6. Федоров А. В. Лермонтов и литература его времени. Л., 1967, с. 222-227; Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973, с. 633-653.

7. Герштейн Э. Судьба Лермонтова. М., 1964, с. 244-252.

8. Отеч. зап., 1839, т. 1, отд. 8, с. 1-16 (письма 1-2); т. 2, отд. 8, с. 1-17 (письма 3-4); т. 5, отд. 8, с. 12-26 (Колдовство XIX столетия. (Письмо 5-е к графине Р-ой)).

9. Висковатый П. А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1891, с. 378. - О широком распространении интереса к сверхъестественному в окружении Одоевского см.: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1, ч. 1. М., 1913, с. 370 и след.

10. См.: Майский Ф. Ф. М. Ю. Лермонтов и Карамзины. - В кн.: М. Ю. Лермонтов. Сб. статей и материалов. Ставрополь, 1960, с. 159 (запись в альбоме 1852 г.).

11. Рус. старина, 1882, № 9, с. 620. - Мартынов в отличие от Дантеса служил не в кавалергардском, а в конногвардейском полку.

12. См. письмо Ростопчиной Одоевскому от 4 февраля 1858 г. (Рус. арх., 1864, стб. 848). - Записки ее Одоевскому опубликованы лишь в незначительной части. Об их взаимоотношениях (с цитацией писем) см.: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма..., т. 1, ч. 1, с. 393, 453, 475 и след.; ч. 2, с. 82 и след.

13. Отеч. зап., 1839, т. 5, отд. 8, с. 21-22.

14. Там же, т. 1, отд. 8, с. 1.

15. Литературное наследство, т. 45-46. М., 1948, с. 399.

16. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма..., т. 1, ч. 2, с. 82. - Январская книжка журнала вышла к 17 января (Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М. - Л., 1964, с. 114). Другие повести Одоевского, подходящие под описание Тургенева, не были окончены: «Саламандра» («Эльса»), писавшаяся еще в 1838 г., была напечатана в «Отечественных записках» в 1841 г. (№ 1, отд. 3, с. 1-38); «Южный берег Финляндии в начале XVIII века» - в «Утренней заре на 1841 год» (см.: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма..., т, 1, ч. 2, с. 75).

17. Отеч. зап., 1840, т. 8, отд. 3, с. 73.

18. См. подробнее: Werner H.-G. E. T. A. Hoffmann. Darstellung und Deutung der Wirklichkeit im dichterischen Werk. Berlin - Weimar, 1971, S. 96 ff.

19. Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975, с. 198-203.

20. См. об этом: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма..., т. 1, ч. 1, с. 469 и след.

21. Сенковский О. И. (Барон Брамбеус). Собр. соч., т. 8. Спб., 1859, с. 107.

22. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников, т. 2. М., 1974, с. 312, 489; Арнольд Ю. Воспоминания, т. 2. М., 1892, с. 198-202. - По словам В. А. Соллогуба, Пушкин сделал свое замечание после выхода «Пестрых сказок» (1833), во время встречи их обоих с Одоевским на Невском проспекте (Рус. мир, 1874, № 117). Воспоминания Соллогуба, как правило, точны, хотя и содержат ошибки в датах. Возможно, этот разговор происходил позднее, например в 1836 г., когда Соллогуб, по его собственным словам, стал теснее общаться с Пушкиным. Как бы то ни было, он не остался секретом; в 1860 г. (т. е. до выхода мемуаров Соллогуба) в вульгаризированном виде его передал П. В. Долгоруков в печатном пасквиле на Одоевского как разговор самого Одоевского с Пушкиным (Будущность, 1860, № 1); Одоевский дезавуировал свидетельства Долгорукова (см.: Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. Изд. 3-е. М. - Л., 1931, с. 505-508; Литературное наследство, т. 22-24. М., 1935, с. 117), однако самые слова Пушкина об Одоевском Долгоруков мог слышать хотя бы от того же Соллогуба, с которым он в 1836 г. общался довольно коротко у Карамзиных (см.: Пушкин в письмах Карамзиных 1836-1837 годов. М. - Л., 1960, с. 85, 120); к этому же времени относится отклонение Пушкиным «Сегелиеля», которого Одоевский предполагал печатать в «Современнике» (см. письмо Одоевскому от начала апреля 1836 г. в кн.: Пушкин. Письма последних лет (1834-1837). Л., 1969, с. 131), и - затем - прохладный отзыв о «Сильфиде» (там же, с. 158, 333). Воспоминания Ленца, опубликованные вскоре после соллогубовских (Рус. арх., 1878, кн. 1), в некоторых деталях текстуально совпадают с последними, но обрисовывают общее отношение Пушкина к фантастике Одоевского, не воспроизводя его слов о «Пестрых сказках».

23. См.: Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975, с. 322-324.

24. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов..., с. 648-652.

25 Ср.: Ingham N. W. E. T. A. Hoffmann's Reception in Russia, p. 256.

26. Heier E. Lavater'a System of Physiognomy as a Mode of Characterization in Lermontov's Prose. - Arcadia, 1971, Bd 6, H. 3, S. 282.

27. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972, с. 253-254. - Это, по-видимому, тот же эпизод, сведения о котором мы находим у П. К. Мартьянова (Мартьянов П. К. Дела и люди века, т. 1. СПб., 1893, с. 152-154).

28. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма..., т. 1, ч. 1, с. 474, 493-494. Ср. «Психологические заметки» Одоевского, написанные в 1820-х годах и напечатанные впервые в 1843 г. (Одоевский В. Ф. Русские ночи, с. 216).

29. Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, с. 146 и след.

30. См. подробно: Турьян М. А. Эволюция романтических мотивов в повести В. Ф. Одоевского «Саламандра». - В кн.: Русский романтизм. Л., 1978, с. 201 и след.

31. Гиллельсон М. Последний приезд Лермонтова в Петербург. - Звезда, 1977, № 3, с. 190-199.

32. ГПБ, ф. 429 (М. Ю. Лермонтов), ед. хр. 11, л. 6 об.; Михайлова А. Н. Рукописи М. Ю. Лермонтова. Описание. Л., 1941, с. 38 (Тр. Гос. Публ. б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, т. 2).

33. Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. М., 1964, с. 446-448.

34. Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, с. 150.

35. Отеч. зап., 1841, т. 15, № 4, отд. 6, с. 68; ср.: Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, с. 150-151. - Печатание не могло начаться ранее 6 марта, когда Лермонтов подписал с А. Д. Киреевым соглашение о передаче ему прав на издание (Мануйлов В. А. Лермонтов и Краевский. - В кн.: Литературное наследство, т. 45-46, с. 372); 11 марта Краевский сообщал М. Н. Каткову, что роман «печатается» (там же, с. 375).

36. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, с. 285.

37. Герштейн Э. Судьба Лермонтова, с. 251.

38. Одоевский В. Ф. Русские ночи, с. 189.

39. Родзевич С. Лермонтов как романист, с. 109.

40. См.: Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов..., с. 647, 621.

41. Отеч. зап., 1839, т. 1, отд. 8, с. 5.

42. Там же, с. 8.

43. Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова. - В кн.: Литературное наследство, т. 43-44. М., 1941, с. 553.

44. Превосходный анализ этого приема на материале немецкой литературы см. в кн.: Zacharias-Langhans G. Der unheimliche Roman um 1800. Inaugural. Diss. Bonn, 1968, S. 40-41.

45. Вопрос о соотношении «Штосса» с художественными принципами писателей «натуральной школы», вообще говоря, довольно сложен. Фантастические мотивы «натуралистам» были отнюдь не противопоказаны; напротив, они встречаются постоянно; мы находим у них и целый ряд сюжетных ситуаций «Штосса», в том числе и эпизод с дворником (см. новейшую работу: Чистова И. С. Прозаический отрывок М. Ю. Лермонтова «Штосс» и «натуральная» повесть 1840-х годов. - Рус. лит., 1978, № 1, с. 116 и след.; там же - ссылки на предшествующую литературу).

46. Отеч. зап., 1839, т. 1, отд. 8, с. З. - Ср. в «Пиковой даме»: призрак старой графини является Германну, «тихо шаркая туфлями» (Пушкин. Полн. собр. соч., т. 8. [М. - Л.], 1938, с. 247). Подобные же сценки есть и у Гофмана (см.: Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература (первая половина XIX века). К проблеме русско-немецких литературных связей. Воронеж, 1977, с. 103).

47. Современник, 1838, т. 11, с. 28-32; ср.: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения», Пг., 1918, с. 279-280.

48. Отеч. зап., 1841, № 1, отд. 3, с. 12.

49. Ср. указание на это у Булгарина в «Иване Выжигине» (Булгарин Ф. Полн. собр. соч., т. 1. СПб., 1839, с. 171-172).

50. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников, т. 2, с. 153.

51. Семенов Л. Лермонтов и Лев Толстой, с. 384 и след.; Шувалов С. В. Влияния на творчество Лермонтова русской и европейской поэзии. - В кн.: Венок М. Ю. Лермонтову. М. - Пг., 1914, с. 325-326.

52. Вольф А. Рассказы Асмодея, ч. 1-3. М., 1839; Отеч. зап., 1839, т. 6, отд. 7, с. 135.

53. Ср.: Герштейн Э. Судьба Лермонтова, с. 238 и след.