В позднейшей судьбе гомеровских поэм «О.» играла значительно меньшую роль, чем «Илиада», вокруг которой гл. обр. и разыгрывались литературные споры об эпической поэме (см. «Илиада»). Неизвестная в средние века и оказавшая воздействие на европейскую литературу лишь через посредство «Энеиды» Вергилия (мотив нисхождения в преисподнюю), «О.» вызвала заметный интерес в XV—XVI вв. Ганс Сакс драматизировал ее в своем «Странствии Улисса», а поскольку «чудесное» входило почти обязательной составной частью в европейскую поэму, сказочно-фантастическая сторона «О.» неоднократно использовалась поэтами этого времени (Боярдо, Ариосто, Спенсер), пока идеология католической реакции не отдала и здесь предпочтения христианскому чудесному элементу (merveilleux chrétien). Но вообще говоря, нравоописательный («этический», по античной терминологии, в отличие от «патетической» «Илиады») характер «О.» сближал ее в литературном сознании нового времени скорее с романом, чем с эпопеей. Сравнительная простота гомеровских нравов (напр. царевна Навзикая, стирающая белье), жанристско-идиллический интерес к простолюдину («божественный» свинопас Эвмей) и т. п. — эти «низменные» элементы (bassesse) делали «О.» еще менее приемлемой, чем «Илиада», для поэтики французского классицизма. Зато «естественность» и «невинность» нравов, изображенных в «О.», вызвала восхищение теоретиков нарождающейся буржуазной литературы XVIII века (предшественником их является Фенелон как в теоретических работах, так и в моралистическом романе «Похождения Телемаха»), и материал «О.» был широко использован наряду с «Илиадой» для построения теории буржуазного эпоса (Гёте, Шиллер, Гумбольдт).
Список литературы
I. Издания текста: NauckA., HomericaCarmina, Berlin, 1874
Ludwich A., Odyssee, Lpz., 1888—1891
Monro D. and Allen T. W., Odyssee, Oxford, 1917
Van Loieuwen, 1917
Bérard V., L’Odyssée, t. I—II, P., 1924
Schwartz E., Odyssee, München, 1924
Wilamovitz-Möllendorff U., Die Heimkehr des Odysseus, Berlin, 1927
комментарий: Ameis K., Hentze С., Cauer P., Odyssee, Lpz., 1928
Русский перевод В. А. Жуковского, 1849.
II. Оленин А. Н., Археологические труды, т. I, 1881
Шестаков С. Н., О происхождении поэм Гомера, вып. I, Казань, 1892
«Гомер и яфетическая теория», «Язык и литература», т. IV, 1929
см. также библиографию к ст. «Гомер»
Kirchhoff A., Die homerische Odyssee, 2 Aufl., Berlin, 1879
Wilamowitz-Möllendorf U., Homerische Untersuchungen, Berlin, 1884
Bérard V., Les phéniciens et l’Odyssée, v. I—II, P., 1902—1903
Finsler G., Homer in der Neuzeit, Lpz., 1912
Егоже, Homer, B. I—II, Lpz., 1918—1924
Rothe C., Die Odyssee als Dichtung, B. I—II, Paderborn, 1914
Römer A., Homerische Aufsätze, Lpz., 1914
Thomson J. A. K., Studies in the Odyssee, Oxford, 1914
Radermacher L., Die Erzählungen d. Odyssee, Wien, 1915
Hartmann A., Untersuchungen über die Sagen vom Tod des Odysseus, München, 1917
Dahms R., Odyssee und Telemachie, Berlin, 1919
Güntert H., Kalypso, Halle, 1919
Scott J. A., The unity of Homer, L., 1921
Meuli K., Odyssee und Argonautika, Berlin, 1921
Drerup E., Homerische Poetik, B. I—II, Würzburg, 1921
Stürmer F., Die Rhapsodien der Odyssee, Würzburg, 1921
Bethe E., Homer, B. II, Lpz., 1922
Schwartz E., Die Odyssee, München, 1924
Bérard V., Introduction à l’Odyssée, 3 vv., P., 1924—1925
Herrmann A., Die Irrfahrten des Odysseus, Berlin, 1926.