2.2. Исторические условия возникновения источника (значение)
Время Плутарха — это время начинающегося императорского эллинофильства. усиленной материальной помощи обнищалым греческим городам; это внушало ему обманчивую надежду на реальность восстановления полисной культуры и рамках императорского режима. Отсюда его деловитый оптимизм, в котором еще нет деланности, нет ироничности, характерной для писателей следующих поколений. Потому как культура II-III вв. н.э. – это культура духовных рантье: она сосредоточена на комбинациях и переработке наследия прошлых веков. II в. н. э., век императоров Траяна, Адриана и других, называют «греческим Возрождением».
2.3. Проблема авторства (как можно больше сведений об авторе и его работах)
Всего Плутархом написано 227 различных сочинений; из них сохранилось сто пятьдесят четыре. Его историко-философские труды объединяются под заглавием «Моралии». Это «Изречения царей и полководцев», «Древние обычаи спартанцев», «Застольные беседы», трактаты, диалоги и послания «Пир семи мудрецов», «О суеверии», «О подавлении гнева», «О болтливости», «О любопытстве», «О сребролюбии», «О демоне Сократа» и многие другие — о культах богов, о космологии, риторике, физике и музыке.
Но прославлен историк несомненно «Сравнительными жизнеописаниями». До нашего времени дошли 50 биографий «Сравнительных жизнеописаний»: 23 пары (в 4 из них нет сопоставлений) и 4 отдельные биографии. Но известно, что некоторые биографии не дошли до наших дней. Вот те биографии, с которыми мы можем познакомиться:
1. Тесей и Ромул. 2. Ликург и Нума. 3. Солон и Попликола. 4. Фемистокл и Камилл. 5. Перикл и Фабий Максим. 6. Гай Марций Кориолан и Алкивиад. 7. Эмилий Павел и Толеонт. 8. Пелопид и Марцелл. 9. Аристид и Катон Старший. 10. Филопемен и Тит. 11. Пирр и Марий. 12. Лисанд и Сулла. 13. кимон и Лукулл. 14. Никий и Красс. 15. Серторий и Эвмен. 16. Агесилай и Помпей.
17. Александр и Цезарь. 18. Фокион и Катон Младший. 19. Агид и Клеомен. 20. Тиберий и Гай Гракхи. 21. Демосфен и Цицерон. 22. Деметрий и Антоний. 23. Дион и Брут. Отдельные биографии: Артаксеркс, Арат, Гальба, Отон.
В сочинениях Плутарха развертывается увлекательная многоцветная история Греции и Рима. Из каждого жизнеописания Плутарх извлекает определенную мораль, важный урок.
2.4. Обстоятельства создания источника
Свой труд Плутарх создавал во времена экономического кризиса рабовладельческой империи, в период рождения у общества духовного самосознания.
Это пора появления чувства завершенности и старости, стремления оглянуться назад и подвести итоги пройденного пути – это отражается в «Жизнеописаниях», и конкретно в «Сулле». Здесь чувствуются старания Плутарха воспроизвести язык аттической древности, его беспристрастность, идеализация и реставрация прошлого.
2.5. Авторский текст и его функции
Книга представляет собой биографии выдающихся исторически х лиц, греков и римлян. Биографии объединены в «пары» по принципу сходства и контраста в каждую пару включены биографии грека и римлянина, у которых наблюдаются сходства в каком-либо отношении. После каждой пары биографий Плутарх дает резюме, анализируя их сходные черты.
2.6. Функции произведения, в котором он опубликован
Плутарх ставил перед собой цель возбудить взаимный интерес между греками и римлянами. Описывая благородные свершения и характеры, "Параллельные жизнеописания" должны были служить моделью взаимоуважения греков и римлян.
Популярность «Сравнительных жизнеописаний» настолько велика, что имя их создателя стало нарицательным. И в XIX веке, и теперь занимательные биографические сборники нередко называются «плутархами» («Плутарх для юношества» и «Плутарх для молодых девиц» Пьера Бланшара, «Детский плутарх» Владимира Бутромеева).
Труд Плутарха имеет колоссальное значение для историков, ведь он черпал сведения для своей книги у писателей, не известных современным ученым. Так что зачастую биографии, написанные Плутархом, являются единственным источником сведений о том или ином историческом лице.
2.7. Интерпретация источника
Речь идет о Луции Корнелии Сулле, римском полководце и тиране по прозвищу Счастливый (Lucius Cornelius Sulla Felix), жившем 138-78 гг. до н. э. Этот римский политический деятель и диктатор, печально прославившийся так называемыми проскрипциями, т. е. многочисленными казнями без суда и следствия тысяч римских граждан, родился в знатной, но обедневшей семье. Получил блестящее образование. В молодости много занимался науками, увлекался греческим языком и литературой. Первым привез в Италию сочинения Аристотеля. Вместе с автором мы проходим путь от рождения в бедной семье через возвышение, диктаторское правление, через страсти и пороки до неэстетичной смерти в конце жизни от неизлечимой болезни.
В 88 г. до. н. э. он был консулом, в 84 г. до н. э. одержал победу над Митридатом VI. Победив Гая Мария в гражданской войне, стал в 82 г. до н. э. диктатором, проводил массовые репрессии.
Приведенные фрагменты рассказывают о гражданкой войне между Марием и Суллой, о захвате Суллой Рима, коварном свержении и смерти Мария и провозглашении себя диктатором, возродив эту должность спустя 120 лет. С помощью проскрипций (особых списков объявленных вне закона граждан) он начинает поголовное истребление партии Мария. По многочисленным доносам были казнены тысячи римских граждан, имущество которых конфисковывалось в пользу Суллы и доносителей. Некоторые из последних приобрели таким образом огромные состояния. Головы убитых сенаторов Сулла для всеобщего устрашения приказал выставить на Форуме. Сам Сулла принимает звание диктатора и окружает себя стражей из собственных вольноотпущенников.
В конце повествования Плутарх, проводя нравственный анализ, сопоставляет Суллу с Лисандром (спартанский полководец последнего периода Пелопоннесской войны, 4 в. до. н.э.), как черное и белое, отмечая, что один предпочитал действовать, как подлинный правитель, а другой – как тиран. «Подвиги Суллы – больше, но провинности Лисандра – меньше, а потому отдадим одному из них награду за воздержанность и благоразумие, а другому – за искусство полководца и мужество».
3. Вывод
«Жизнеописания» Плутарха поражают читателя глубиной произведенных автором исследований. Плутарх переработал много источников, и, хотя он непосредственно не ссылается на них, очевидно что их изучение, исследование и осмысление заняло у него много лет. Написание биографий знаменитых римлян давалось Плутарху гораздо труднее, так как он в несовершенстве владел латинским языком, который начал изучать на склоне лет. Совершенно очевидно, что "Жизнеописания" были скомпонованы Плутархом в дошедшем до нас виде в более поздние годы, а первоначально представляли собой сравнительные жизнеописания только лишь знаменитых греков. Этот вывод напрашивается из-за хронологии биографий знаменитых греков, которые стоят первыми по порядку в парах с римлянами.
Неувядаемое обаяние и популярность Плутарха вызвана в значительной степени такой трактовкой описываемых событий в которых он просто игнорировал упоминание спорности некоторых исторических фактов. Он писал легко и непринужденно, с юмором. Хотя его произведения многословны, но они очень легки для восприятия. Философия Плутарха эклектична, с заимствованиями стоицизма, пифагорианства, но в основном базировалась на платонизме. Больше всего его интересовала этика, особенно в последние свои годы он развивал мистическое направление этики; он участвовал в мистериях посвященных культу Диониса, и, как платоник верил в бессмертие души. Плутарх считал греческую культуру непревзойденной и верил в прогрессивность и хорошие намерения Римской Империи.
Очень сильным оставалось влияние Плутарха и после его смерти. Биограф приобрел особую популярность в эпоху Возрождения, стал одним из любимых в Европе греческих писателей. Сюжеты из Плутарха берут Шекспир («Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»), Корнель и Расин. Ценили историка как сторонника республиканской власти в государстве. По его произведениям писались учебники по истории Древней Греции. Работы Плутарха оказали значительное влияние на развитие жанров эссе, биографии и исторических очерков в Европе между XVI-XIX столетиями. А любимый в наше время биографический жанр многим обязан именно ему.
Список литературы
Всемирная история: эллинистический период: в 20 т. – М.: Литература, 1997. – Т. 4. – 630 с.
Гаспарова М., Борухович В. Ораторское искусство древней Греции. – М.: Наука – 1994. – 334 с.
История всемирной литературы. /Белова Е.В., Воровская В.Ч. – М.: Наука, 1983. – Т 1. – 584 ., ил. – С.437-440
История древнего Рима: учебн. для вузов/ Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 1994. – 366 с.: ил.
Лосев. А. Плутарх. Очерк жизни и творчества. – М., 1999. – 345 с.
Маркиш С.П. Античная литература, М.: Просвещение. - 1986 г. – 325с.
Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. - Воронеж, 1964. – 315 с.
Немировский А. И. История раннего мира и Италии. – Воронеж, 1962. – 247 с.
Плутарх. Избранные жизнеописания. - М.: Правда, 1987. – Т. 2. – 604 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Перевод С.А. Ошерова. - М.: Наука. - 1994. - Т. I.
Радциг С.И. История Древнегреческой литературы. – М.:Высшая школа. – 1969. – 278 с.