XVIII век является, как и в метрополии, эпохой развития многочисленных литературных «академий», из которых наиболее значительна учрежденная в 1763 в Рио де Жанейро «Arcadia Ultramarina». Литературная продукция этих кружков не выходит за пределы чисто академических упражнений.
Провинция Минас Жераис (Minas Geraes), где получила развитие горная промышленность (правда, на основе рабского труда), стала очагом движения, стремившегося к независимости страны от Португалии. В литературе это движение характеризовалось поисками национальной тематики.
Видными представителями этого течения явились лирики Клаудио Мануэл да Коста (Claudio Manuel da Costa, 1729—1789), Мануэл Инасио да Силва Алваренга (Manuel Ignacio da Silva Alvarenga, 1749—1814) и Жозе де Алваренга Пейшото (José de Alvarenga Peixoto, 1744—1793). Главным представителем этого литературного движения, талантливым стилизатором народной поэтической стихии был умерший в изгнании в Африке Томас Антонио Гонзага (Thomas Antonio Gonzaga, 1744—1809), одна из любовных идиллий которого была переведена Пушкиным на русский язык («С португальского»).
Это движение нашло также отзвук в творчестве Жозе Базилио да Гама (José Basilio da Gama, 1741—1795), написавшего «О Uruguay» (Уругвай, 1769), и Санта Рита Дурао (José de Santa Rita Durão, 1737—1784), создавшего эпос «Caramuru» (Карамуру, 1781).
Внедрение иностранного капитала способствовало в обстановке общего подъема в Южной Америке непосредственной борьбе за отделение от Португалии (1822). Борьбу за независимость возглавили либеральные круги землевладельческой Бразилии («esclarecidos» — «просвещенные»), связанные с иностранным капиталом. Движение в пользу литературной независимости от Португалии нашло свое выражение в бразильском романтизме. В то же время бразильский романтизм сложился под влиянием европейской, главным образом французской романтики. Его наиболее ярким проявлением было творчество выдающегося поэта Домингос Жозе Гонсалваса де Магальяйс (Domingos José Gonçalves de Magalhães, 1811—1882), автора «Suspiros poéticos» (Поэтические вздохи) и «Mysterios», эпоса «Confederação dos Tamayos» (Конфедерация Тамойев — индейского племени) и трагедий на национальные темы. В произведениях романтиков, гл. обр. из помещичьей интеллигенции, господствуют звучная фраза и условные образы: индейцы говорят языком интеллигентов и т. п. Но фон картины — бразильская природа — великолепен; в некоторых произведениях изображаются страдания индейцев и жизнь трудящихся масс. Наиболее яркие представители этого течения, помимо упомянутого Магальяйса, — романист Жозе де Аленкар (José de Alencar, 1829—1877) и поэт Гонсалвес Диас (Gonçalves Dias, 1823—1864). Следует также упомянуть элегического поэта Казимиро де Абреу (Casimiro de Abreu, 1837—1860). Влияние Байрона сказалось на творчестве Алварес де Азеведо (Alvares de Azevedo, 1831—1852). Борьба за освобождение негров-рабов в Бразилии отразилась в творчестве Антонио де Кастро Алвес (Antonio de Castro Alves, 1847—1871), величайшего бразильского поэта (поэма «O navio negreiro» — «Невольничий корабль» — и др.), Жозе до Патросинио (José do Patrocinio, 1854—1905), оратора и журналиста, и Луиса Гама (Luiz Gama, 1830—1882), поэта и оратора (оба — сыновья рабынь).
Последняя треть XIX века отмечена «освобождением» негров (1888) и падением монархии (1889). Представителем республиканского движения в публицистике явился Силвио Ромеро (Silvio Romero, 1851—1914), выступивший с критикой католической церкви и рабовладельческой монархии. К этому движению примыкал также критик Тобиас Баррето (Tobias Barreto, 1839—1889). Этот период характеризуется в бразильской литературе господством реализма и натурализма. Главным представителем реализма в бразильской литературе явился романист Алуизио Азеведо (Aluisio Azevedo, p. 1857—?). Жестокая эксплоатация «сарингейросов», кабальных индейцев-крестьян на каучуковых плантациях, описана мелкобуржуазным бунтарем Эуклидес да Кунья (Euclydes da Cunha, 1868—1909). Обеднение городского мещанства порождает поэзию Аугусто дос Анжос (Augusto dos Anjos, 1884—1913), поэта с материалистическими тенденциями и в то же время пессимиста.
Под прямым французским влиянием складывается в кругах бразильской мелкобуржуазной интеллигенции, пытающейся уйти от социальных противоречий, бразильский парнасизм. Его выдающийся представитель — Олаво Билак (Olavo Bilac, 1865—1918), мастер сонета, эстет, культивировавший субъективный лиризм, мотивы язычества, патриотизма и особенно эротизма.
В тех же мелкобуржуазных кругах складывается в бразильской литературе символизм, представленный творчеством поэта-негра Крузе Соуза (Cruze Sousa, 1863—1898), бедного чиновника. Изысканный стилист, он отражает в поэмах и очерках в туманных и запутанных образах бунтарские настроения негров. Психологизм нашел место в романах Жозе Мариа Машадо де Ассис (José Maria Machado de Assis, 1839—1909); скептик и пессимист, он выводит типы разлагающегося общества Рио де Жанейро. Романист Лима Баррето (Lima Barreto) изображал жизнь столичного мелкого чиновничества в предместьях Рио де Жанейро.
Среди современных писателей Бразилии значительный интерес представляет группа «режионалистов», бытописателей бразильских провинций, бразильского крестьянства, в частности индейских масс и т. д., не единая однако по своим социальным тенденциям. Один из ее главных представителей — Алберто Ранжел (Alberto Rangel).
Во время империалистической войны быстрыми темпами развилась бразильская промышленность и вырос бразильский пролетариат. Октябрьская революция в России произвела на него глубочайшее впечатление.
Молодой бразильский пролетариат, которым на первых порах еще руководили анархисты, объявляет всеобщие забастовки и поднимает в 1918 восстание в Рио де Жанейро. Революционно-пролетарскому лагерю противостоит блок крупных землевладельцев, буржуазии и империалистов. Создавшаяся социально-политическая обстановка диференцирует интеллигенцию. Большинство ее выступает против Октябрьской революции в России и мало-по-малу превращается из «свободомыслящих» в клерикалов и апологетов полицейщины. Критики Жаксон де Фигейредо (Jackson de Figueiredo) и Тристао де Атайде (Tristão de Athayde) — наиболее типичные представители этого большинства. Другая небольшая часть интеллигенции из мелкобуржуазных слоев ориентируется в революционном направлении: она выступает за Октябрьскую революцию против империализма. Однако движение это развертывается на основе анархизма. Еще перед войной один из основоположников бразильского рабочего движения, португальский анархист Нено Васко (Neno Vasco), переводчик гимна «Интернационал» на португальский язык, публикует агитационную брошюру для крестьян («Georgicas» — «Георгики»), а после войны — книгу о синдикализме. После войны Жозе Ойтисика (José Oiticica) представляет среди анархистов лит-ую и социальную критику, Эверардо Диас (Everardo Dias) выпускает публицистические книги, направленные против католической церкви, а также посвященные жизни бразильских тюрем, а Фабио Лус (Fabio Luz) пишет новеллы и книги для детей, направленные против буржуазного общества. После 1922, с основанием коммунистической партии Бразилии, анархизм и анархистская литература скатываются на позиции контрреволюции и в конце концов вовсе распадаются.
Престизм — движение революционной мелкой буржуазии (1925—1926), большинство вождей которого позже капитулировало перед реакцией, — отразился в романе «Гул» (Bruhaha) Педро Мотта Лима (Motta Lima), скрывающим под «марксистской» фразеологией правооппортунистическое содержание.
Мятущиеся настроения мелкобуржуазной интеллигенции, не нашедшие себе социального исхода, проявились в футуризме Жорже де Лима (Jorge de Lima) и Мануэла Бандейра (Manuel Bandeira).
Общий кризис капитализма, борьба между кликами полуфеодалов, буржуазии и империалистов, борьба рабочих в Бразилии и расцвет социалистического строительства в СССР заставили левое крыло мелкобуржуазной интеллигенции искать союза с революционным пролетариатом. Представителями этого направления являются Ракел де Кейрос (Rachel de Queiros), романистка, написавшая роман о страданиях кастильского крестьянства «O quinze» (Пятнадцать), Озорио Сезар (Osorio César), написавший книгу очерков об СССР, который он посетил, новеллист Афонсо Шмидт (Affonso Schmidt), автор памфлетов в защиту негров и против империализма.
Большинством мелкобуржуазной интеллигенции уделяется значительное внимание проблемам, связанным с СССР, проблемам империалистической войны, фашизма, жизни и борьбы рабочих и крестьян. Но политическое сознание этих слоев крайне неустойчиво. Часть их приближается к коммунистической партии, в то время как другая капитулирует, изменяет и приспособляется к реакции. Проблема создания пролетарского руководства мелкобуржуазным движением является для данного момента центральной.
Рост революционного движения среди бразильского пролетариата и крестьянства и образование коммунистической партии Бразилии вызвали к жизни коммунистическую литературу. Журналы и газеты коммунистической партии Бразилии посвящены естественно гл. обр. публицистике. Одним из крупнейших коммунистических органов в Юж. Америке явилась бразильская газета «A Classe Operaria» (осн. 1925, с 1929 — нелегальная). Она разбудила и художественно-литературные силы — появились рассказы, повести, поэмы, критические статьи, пронизанные революционной идеологией.
(Одним из представителей молодой революционно-пролетарской литературы Бразилии является Отавио Брандао (Octavio Brandão, р. 1896), подвергнутый в 1931 изгнанию и живущий в Москве. Его перу в частности принадлежат очерки «Бразильская тюрьма» и циклы стихотворений, посвященные борьбе бразильских трудящихся масс и соц. строительству в СССР (цикл «Поезд в пути», см. переводы в «Интернациональной литературе», 1934, № 2) — примеч. ред.).
Среди поэтов, присоединившихся к пролетарскому революционному движению, следует отметить Лауру да Фонсека э Сильва Брандао (Laura da Fonseca e Silva Brandão), перешедшую от субъективной лирики к социальной сатире в форме басен и революционным поэмам.
Бразильский фольклор чрезвычайно богат песнями, сказками, легендами и пр., отличающимися большой силой воображения и глубоким лиризмом. Эти произведения выражают часто протест против жестокой эксплоатации народных масс (например негритянская народная песня — «Quilombo» (Киломбо, т. е. укрепленный поселок белых рабов)).