Интенсивный рост промышленности, образование банковского капитала, обострение классовой борьбы, вылившееся во всеобщую забастовку в 1909, усиленная подготовка к мировой войне, имевшая в Швеции свои отголоски в виде бешеной военной агитации и создания в начале 1914 правительства «обороны», сильно отразились на шведской литературе. Некоторые писатели, как К. Г. Оссиан-Нильсон [K. G. Ossiannilsson, 1875] один из пионеров соц.-дем. движения в Швеции, объявляют (роман «Лес варваров» — «Barbarskogen», 1908) беспощадную борьбу социализму и материализму как проявлению варварства. Новеллисты Я. Седерберг [Hjalmar Söderberg, 1869] и С. Сиверс [Sigfrid Sivertz, 1882] в своих произведениях, изображающих дегенерирующие круги господствующих классов, фиксируют упадочные настроения своего класса, не видя однако выхода из создавшегося положения. Империалистическая война и последовавший за нею грандиозный экономический кризис, сильно ударивший по скандинавским странам, а также резкий подъем под влиянием Октябрьской революции революционного рабочего движения, отбрасывают часть буржуазных писателей в область богоискательства и католический мистицизм (С. Сиверс в своих последних произведениях). И. Ольелунд [Ivan Oljelund, 1892—], когда-то активный участник революционного рабочего движения, осужденный на вечную каторгу за террористический акт против штрейкбрехеров, по выходе из тюрьмы, откуда его освободила революционная волна рабочего движения в 1917, пишет роман, пронизанный богоискательскими тенденциями: «Med stort G» (Бог с большой буквы Б, 1921). Иные писатели открыто становятся на путь фашизма, как напр. Л. Нурдстрём. В 1930 в своем произведении «Великая Швеция» он выступает глашатаем идей великошведского империализма, а в 1931 в «Объединенных крестьянах севера» — фашизма. Открытым врагом коммунизма стал поэт Тур Нерман (Ture Herman, 1875), до 1929 принадлежавший к коммунистической партии Швеции. В настоящее время Перман в качестве контрреволюционного троцкиста пользуется широкой популярностью у шведской буржуазии, в то же время успехи социалистического строительства в СССР не прошли бесследно для ряда шведских писателей. Так, Фабиан Монсон (K. F. Månsson, 1872), примазывшийся в свое время к левому крылу соц.-дем., а затем выпустивший роман из жизни Средневековья, в котором он восхвалял очищающее влияние церкви, в 1935—36 гг. опубликовал в соц.-дем. печати ряд статей, в которых он с энтузиазмом описывает социалистическое строительство Советского Союза.
Из числа молодых поэтов, заметно выдвинувшихся за последнее время, следует назвать Ивара Ло-Иогансена и Иосифа Келагрен.
Растущий шведский пролетариат выдвинул своих представителей в шведскую литературу. Их произведения черпают сюжеты и мотивы из жизни индустриальных шведских рабочих, но мелкобуржуазная идеология еще накладывает свой отпечаток на творчество этих немногих пока представителей нарождающейся шведской пролетарской литературы. Выдающееся место среди них занимает талантливый Дан Андерсон [1888—1920], автор произведений «Kolarhistorier» (Рассказы угольщиков, 1914) и «Сын угольщика», а также рабочий лесопильного завода Карл Эстман [Karl östman, 1876—], автор ряда сборников новелл — «Hunger» (Голод, 1916). «Den breda vägen» (Пилигриммы, 1923), «En fiol och en kvinna» (Скрипка и женщина, 1912).
Хотя в пролетарской литературе Швеции марксистская идеология не получила еще своего четкого и последовательного выражения, все же за последнее время выдвинулся ряд молодых авторов, стоящих очень близко к коммунистическому движению, как напр. Арнольд Юнгдаль, Харри и Моа Мартинссоны, Маргит Пальмер. О шведско-финской литературе см. ст. «Финская литература».