К. Борисов.
Шведская литература эпохи викингов представлена отдельными строфами в рунических надписях Швеции. Из XIII в. сохранились записи областных законов (древнейшая рукопись на шведок. яз. — фрагмент «Старого Вестготского закона», Västgotalagen — до 1250); большая же часть древнешведских законов дошла до нас лишь в рукописях XIV в. (Otgötza lagen, Södermanna lagen и др. областн. законы; свод законов Эрика Магнуссона). Начиная с XIV в. имеются и собственно литературные произведения на шведском языке: дидактическое сочинение «О правлении королей и вождей» («Om styrilse konunga ok höfdinga») неизвестного автора, написанное вероятно в начале века; так наз. «Песни королевы Эуфемии (Евфимии)» — 1) «Ivan Lejonriddaren» (по роману Кретьена де Труа «Ивайн, или рыцарь со львом»), 2) «Hertig Frebrik af Normandie» и 3) «Flores och Blancheflor», — представляющие собой переделку произведений западно европейской куртуазной литературы (до 1312); переводный куртуазный роман «Король Александр»; старая рифмованная хроника или «Хроника Эрика» («Erikskronikan», ок. 1320); мистические «Откровения» («Uppenbarelser») монахини Бригитты (Бригитты; ум. 1373), получившие в латинском переводе («Revelationes») распространение и вне Скандинавии; представляют значительный интерес своими описаниями средневековых нравов. В XIV веке появляется и первый перевод из библии на шведском языке, сделанный наставником Биргитты, Маттиасом. Более полный перевод делается в XV в. Юханнесом Будде. В середине XV в. создается рифмованная «Новая хроника Карла» («Nya Karls kronikan»), охватывающая события 1387—1452, а около 1500 — рифмованная «Хроника Стуре» («Sturekronikan»). Автором ряда стихотворных произведений XV в: является епископ Томас (ум. 1443). Из них наиболее интересное — «Энгельбрект», поэма о вожде национального восстания (1433). против датского владычества (после Кальмарской унии 1397). Среди прочих литературных произведений XV в. выделяются также «Любовные письма» Ингрид Персдоттер, монахини из Вадстены, к рыцарю Акселю Нильсену (1498).
Устаная литература средневековой Швеции представлена народными песнями (Flolkvisor), близкими по своему характеру к датским и нередко имеющими общие с ними сюжеты («Habor och Signild»). Большая часть песен созданы в XV в., лишь некоторые раньше, а многие только в XVI в. и позже. К числу народных песен может быть отнесена и поэма Томаса об Энгельбректе, получившая очень широкое распространение.
Шведская средневековая литература на латинском языке не имеет таких выдающихся представителей, как датская. Среди латинских сочинений религиозного характера наиболее значительными являются «Жития святых» готландского монаха Петра де Дация (1240—1289). Исторические сочинения не поднимаются выше посредственности.
Начало же подлинной шведской литературы связано с периодом, когда шведское крестьянство в союзе с мелким родовым дворянством подняло восстание против иноземного владычества (крестьянское восстание под руководством рудокопа Энгельбрехта 1434—1436). К этому времени относится творчество первого шведского оригинального поэта, епископа в г. Стренгнесе Томаса Симонсона [ум. 1443]. Его перу принадлежит «Поэма об Энгельбрехте», в которой он с глубоким поэтическим чувством воспел своего современника, свызвавшего национальное движение, и, указывая на его пример, призывал шведский народ к борьбе за свою национальную свободу. Его стихотворение «Friheten» (Свобода) в прекрасной поэтической форме изображает свободу как лучшее из всего, что существует на свете. В 1477 был основан епископом Яковом Ульфсоном университет в Упсале, старейший на севере Европы. В 1483 в Швеции была основана первая типография. Оба эти факта сыграли большую роль в развитии реформации, — широкого движения подымавшегося бюргерства против феодализма и его сильнейшего оплота — католической церкви.
Первые десятилетия XVI в. проходили в решительной борьбе за национальную самостоятельность Швеции. Густаву Вазе удалось при помощи нового крестьянского восстания окончательно сломить чужеземное владычество и влияние католической церкви. Швеция стала великой северной державой. Главный деятель шведской реформации Олаус Петри [Olavus Petri, 1493—1552], сын кузнеца, учившийся в Упсале и Виттенберге, один из ближайших соратников короля Густава Вазы, оставил богатое литературное наследство: религиозные трактаты, руководства для служителей церкви, псалмы, молитвенники, сборники проповедей («Postilla»), библейскую драму «Tobiae comedia», а также историю Швеции до Густава Вазы. Под руководством его брата Лауренция вышла в 1541 полностью Библия на шведском яз.
В 16 веке в Швеции появилась литература, носившая на себе отпечаток влияния итальянского Ренессанса; наиболее ярким представителем этого расцвета шведской литературы выступил философ и поэт Георг Шерньельм [Georg Stiernhielm, [1598—1672]. Он ввел в шведскую литературу ряд классических форм — александрийский стих, гекзаметр и др. Его сатирикодидактическая поэма «Hercules» (Геркулес, 1657) набрасывает яркую картину жизни шведской молодежи того времени. Он был также автором ряда балетов, для которых писал шведский текст; лучшим из них является «Then fångne Cupido» (Плененный Купидон). Первым же лириком в шведским литературе периода утверждения реформации является Ларс Виваллиус [Lars Wivallius, 1605—1669], в поэзии которого наряду с религиозными мотивами звучали мотивы эротические и вакхические. Основоположником шведской светской драматургии был Иоханнес Мессениус [Johannes Messenius, 1579—1636], предполагавший отобразить всю шведскую историю в 50 драмах, но написавший только 6, из которых «Signill» (Сигниль) была в 1612 разыграна упсальскими студентами. Из других поэтов этого периода, следует отметить Ларса Иохансона [Lars Johanson, 1638—1674], писавшего под псевдонимом Люцидор Несчастный. Его собрание стихов «Helikons blomster» (Цветы Геликона) — яркий образец вакхической поэзии эпохи Возрождения. Властителем дум периода великодержавия Швеции явился Улоф Рюдбек [Olaf Rudbeck, 1630—1702], профессор Упсальского ун-та. Он был не только крупнейшим ученым своего века, но и автором литературного произведения «Atland eller Manheim» (Атлантида, 1679—1702), в котором отразились самые смелые патриотические мечтания великодержавной Швеции. В названном произведении он старался доказать, что Швеция была сказочной страной платоновской Атлантиды, колыбелью всей зап. культуры. «Рюдбекианизм» стал нарицательным именем всякого преувеличения исторического значения Швеции.
Потерпев поражение на путях внешнеполитической экспансии в XVIII в., Швеция вступила в период так наз. правления риксдага, или «бюргерской свободы» [1720—1772] с сильно развитым меркантилизмом. Развитие торговли и промышленности не могло не отразиться на поднятии всей культурной жизни Швеции. В 1739 была основана Академия наук (Vetenskapsakademien), а в 1753 — Литературная академия (Vitterhetsakademien), в 1735 — Академия художеств (Målare- och bildhuggareakademien), в 1787 — шведский театр (Kongl. Svenska skådeplatsen). Выдвинулся ряд крупнейших ученых (знаменитый ботаник Карл Линней и др.). Шведская литература развивается под влиянием французского классицизма и английских моралистов. Ярким представителем шведской литературы эпохи Просвещения (см.) является Улоф Далин [Olaf Dalin, 1708—1763], считающийся основоположником новейшей шведской прозы. Он основал по образцу английских нравоучительных журналов первый шведский журнал [1732—1734] «Then Swänska Argus», в котором опубликовал ряд блестящих статей. В «Sagan om hästen») (Сказка о лошади, 1740), написанной под сильным влиянием Свифта, он дает остроумные характеристики шведским королям от Густава Вазы до Карла XII и отношение к ним народа. В поэме «Svenska friheten» (Шведская свобода, 1742) выступает горячим защитником политической свободы. Большой популярностью пользовался Далин как лирик. Он оставил также прекрасно написанную историю Швеции («Svea rikes historia», 1747—1762) до смерти короля Карла IX. Менее удачны его драматические опыты: ложноклассическая трагедия «Brynilda» (Брунхильда, или Несчастная любовь, 1738) и комедия «Den afundsjuke» (Завистливый, 1738), подражающая манере знаменитого датского драматурга Л. Гольберга (см.). К наиболее выдающимся прозаикам этого периода относятся К. Т. Тессин [1695—1770], оставивший «En gammal mans bref till en ung prins» (Письма старика молодому принцу), собрание на различные темы написанных рассказов и наставлений; Я. Г. Мерк [J. H. Mörk, 1714—1763] — автор первых шведских романов. Его роман на сюжет древнескандинавской саги «Adalriks och Giöthilda äfventyr» [1742—1745] написан под влиянием «Телемака» Фенелона; Яков Валленберг [J. Wallenberg, 1746—1578] вошел в шведскую литературу своим юмористическим описанием путешествия в Ост-Индию «Min son på galejan» (Мой сын на галере). Из драматургов этого периода следует отметить Карла Юлленборга [1679—1746] и Р. Г. Мудэ [1698—1752], писавших свои комедии под сильным влиянием Мольера и Гольберга. Под значительным влиянием французских энциклопедистов находилась поэтесса Х. Ш. Норденфлюкт [H. C. Nordenflycht, 1718—1763], которой удалось сплотить вокруг себя ряд даровитых поэтов — Г. Ф. Крейца [Graf Philip Creutz, 1731—1785]. Г. Ф. Юлленборга [Gustaf Fredrik Gyllenborg, 1731—1808] и Улофа Бергклинта [1733—1805].
В 1772 король Густав III [1746—1792] использовал растущее недовольство олигархическим правлением дворян и, опираясь на разночинную демократию, произвел государственный переворот, утвердив в Швеции так наз. просвещенный абсолютизм. Влияние французских энциклопедистов значительно усилилось. В 1786 Густав III основал Шведскую академию, вокруг которой складывается академическая литература и представителями которой являются: И. Х. Чельгрен [Johan Henrik Kellgren, 1751—1795], публицист, поэт и драматург, критик и едкий сатирик, находящийся под сильным влиянием Вольтера, и К. Г. Леопольд [Carl Gustav af Leopold, 1756—1829], оставивший глубокий след в шведской литературе гл. обр. в качестве лирика-дидактика.
Описательная поэзия академической школы особенно ярко представлена творчеством И. Г. Уксеншерна [Johan Gabriel Oxenstierna, 1750—1818]. К этому времени значительно окрепла шведская буржуазия, выросло значение городов и бюргерской культуры. Крупнейшим поэтом третьего сословия явился Карл Микаэль Бельман [Carl Michael Bellman, 1740—1795]. Он порвал с окостеневшими поэтическими канонами академизма. Его вдохновляла жизнь стокгольмского разночинца конца XVIII в. Лучшие его произведения «Fredmans epistlar» (Послания Фрэдмана, 1790) и «Fredmans sånger» (Песни Фрэдмана, 1791), к которым он сам подобрал мелодии. Творчество Бельмона реалистично, оно проникнуто динамикой и здоровым и жизнерадостным юмором.