Попав в сферу бухарестского чиновничества, Кожбук вскоре превратился в националистического поэта, выполнявшего заказы королевского двора и шовинистической буржуазии. Кожбук много работал над переводами классической литературы, Данте, Гомера, Виргилия и т. д.
В 80-х и 90-х гг. XIX в. борьба против старой академической латинизации языка и за приближение к народному языку получает более научную основу в изучении румынского фольклора и древних документов под руководством филолога Б. Хаждеу (Bogdan Petriceicu Hasdeu, 1836—1907), автора сб. «Cuvinte din bătrâni (Слова древних) и неоконченного словаря «Etimologicum Magnum Romaniae» (1886—1898), получившего европейскую известность, и создателя журн. «Колонна Траяна» (Columna lui Traian), «Румынское литературное обозрение» (Revista literara romîna) и, наконец, «Новое обозрение» (Revista Noua). Другим сторонником народного языка и народной поэзии является археолог и частично историк Одобеску (Alexandru Odobescu, 1834—1896). Оба выступали и как беллетристы: первый — как автор исторических драм — драма «Разван и Видра» (Răzvan şi Vidra), второй — как автор исторических повестей «Михня» (Mihnea, 1857) и «Боярыня Кьяжна» (Domnia Chiajna, 1860).
Борьба между двумя течениями Р. л. за орфографию румынского языка, фонетическую или академическую (латинизированную), закончилась победой фонетики, поддержанной молодыми писателями, объединившимися вокруг журн. «Современник» (Contemporanul), издававшегося в Яссах (в 1881—1889) группой первых румынских социалистов. В конце прошлого века было издано несколько сборников народной литературы и попытки ее классификации под руководством Хаждеу, поздней Биану, Гастера (Народная румынская литература) и Занне (Zanne). Румынский фольклор делится ими в общем на 1) лирические произведения: дойны (doinele) — песни, описывающие природу, нужды и несчастья крестьянства и его душевные переживания; хоры (horele) — плясовые песни, обычно хоровые; колинды (colindele) — рождественские (коляды); поминальные (bocete); 2) народный эпос, очевидо, языческого происхождения: новогодние песни «Плуг» (Pluguşorul); баллады или «песни предков», исторические и гайдукские (căntece haiduceşti). Последние — революционного содержания и воспевают народных героев, «разбойников», защитников крестьянства против помещиков, бояр и чокоев; наконец сказки были классифицированы проф. Сорбонны Шайняну (Şaineanu); 3) драматические произведения, свадебные песни, песни звезды, рождественские (Vicleim); 4) поучительные: анекдоты и сатиры, пословицы, загадки, заклинания.
Главными представителями литературной критики конца XIX в. являются проф. философии Титу Майореску (Titu Maiorescu, 1840—1917), представитель буржуазно-идеалистической тенденции в литературе и теории «искусства для искусства», и его главнейший оппонент К. Доброджану-Геря (Gherea I. C. Dobrodgeanu, 1855—1920), представитель материалистического мировоззрения и сторонник искусства с социальной направленностью. Критические статьи Доброджану-Геря и полемика его против Майореску печатались в журн. «Наука и литература» под названием «Критические очерки» (Studii critice) и пользовались в свое время большой популярностью.
Начало XX века (1900—1914) отмечено усилением националистически-шовинистического течения в литературе, выступающего либо открыто, либо маскируясь движением так наз. попоранизма (народничества); с другой стороны, возникают новые течения в духе декадентства, символизма, христианства, мистицизма. Появляются и первые проблески пролетарской литературы. Первое (господствующее) течение имело своих представителей в лице писателей, группировавшихся вокруг двух главных литературных журнала — в «Сеятель» (Semănătorul) и «Румынская жизнь» (Viaţa Românească), выходящего с 1906 в Яссах под руководством К. Стере. Журнал «Сеятель» пытается объединить писателей вокруг идеи «глубокого преклонения перед славным прошлым и любви к родине». Как Влахуца, так и Кожбук в своих произведениях переходят к яркому национализму. Но крестьянское восстание 1907 не могло не найти своего отражения даже у этих писателей. Влахуца под впечатлением 1907 написал очерк «Ложь и правда» (Minciuna şi Adeverul).
Румынская поэзия в начале XX в. представлена творчеством Штефана Иосифа, Панаита Черна и Октавиана Гога. Иосиф (Octavian Stefan Iosif, 1875—1913) — талантливый лирический поэт. Автор отличных переводов Гейне, стихотворных сборников пасторалей (Pastorale), «Веровании» (Credento, 1905) и «Carmen Seculare». Перевел кроме Гейне много стихов Шиллера, Петёфи и др. От лирики и народничества перешел к патриотическим стихам (1913). Ему принадлежит патриотический гимн «К оружию» (La Arme).
Панаит Черна (Panait Cerna, 1881—1913) в начале литературной деятельности находился под большим влиянием Еминеску. Его поэзия лирическая, но всегда с налетом философии. В отличие от Еминеску он видел счастье человечества в непрерывном движении вперед и бесконечно новых формах жизни. Гога (Octavian Goga, р. 1881) — румын из Трансильвании, как и Кожбук, начал со стихов о тяжелой крестьянской жизни, но быстро перешел к националистическим настроениям. После войны был министром в правительстве Авереску и перешел к фашизму. Характерно появление в эти годы многочисленных новеллистов: Горун (Alexandru Hodoş), Ангел (D. Anghel, 1872—1914), Санду Алдя (Sandu Aldea, 1874—1927), Гырляну (Gîrleanu), Белдичану (Beldiceanu), Братеску-Войнешти (Bratescu-Voineşti) и др. Большим влиянием среди румынской интеллигенции в последние довоенные годы пользовался журн. «Румынская жизнь» (Viaţa Românească), якобы народнического направления, в котором участвовали гл. обр. бывшие «социалисты». Девиз журнала: поднятие социального значения крестьянства и объединение всех классов общества. Из сотрудников журнала получают известность в литературе писатели-новеллисты И. Братеску-Войнешти и Михаил Садовяну.
И. Братеску-Войнешти (I. Bratescu Voineşti, р. 1868), автор сборника повестей «В мире справедливости» (In lumea dreptăţii, 1908), описал мир мелких людей, в частности мелких провинциальных служащих, их мелкие радости и горести. Михаил Садовяну (Mihail Sadoveanu) начал свою деятельность с романа «Сокол» (Şoimul), но перешел затем гл. обр. к повести. Кроме «Сокола» выпустил в довоенные годы два других романа: «Времена беженства» (Vremuri de bejenie) и «Дудуя Маргерета», и громадное число повестей, в которых описывает гл. обр. провинциальную жизнь и село. Считается и в настоящее время одним из лучших новеллистов. Садовяну по своему политическому направлению умеренный националист.
Новым направлением в довоенные годы XX в., являющимся реакцией против казенного оптимизма и национализма, было течение декадентства и символизма в литературе, представленное журн. «Литератор» (Literatorul) писателя Мачедонского (Macedonski), затем «Прямая линия» (Linia Dreapta) Деметриуса (1904) и сатирически-политическим журн. «Факел» (Facla) Кочеа. (Cocea). Из писателей этой группы главнейшими надо считать Аргези (Tudor Arghesi, — литературный псевдоним бывшего монаха И. Теодореску). Аргези наиболее силен как памфлетист. Символист-декадент в поэзии, Деметриус после войны перешел к реалистическому роману. К той же группе примыкал писатель-священник Гала Галактион (Gala-Galaction, р. 1879), автор повестей несколько мистического содержания, как «Церковь из Разори» (Bisericuta din Razoare), «Мельница Калифата» (Moara lui Califat) и др.
Произведниями пролетарской Р. л. в довоенные годы являлись опыты социальной поэзии бухарестского кустаря-сапожника соц.-дем. Никулуца: сборник стихов под названием «К берегу справедливости» (Spre ţărmul Dreptaţei), и стихи других поэтов социалистического движения — Ионеску-Рион, Паун-Пинчио и Петика. Однако в произведениях названных поэтов все же сильно чувствуется влияние Еминеску.
3. Современная румынская литература
Первые годы после войны отмечены сильным упадком Р. л. В последние годы литература новой Румынии заметно развивается. Из старых писателей продолжают свою лит-ую деятельность Михаил Садовяну, который переходит к историческому роману, и Дуплиу Замфиреску (1858—1922), один из немногих довоенных романистов. Романы последнего, однако, хотя и пользуются популярностью среди мелкобуржуазных и мещанских кругов, не представляют литературной ценности. Продолжают Писать И. Славич (ум. в 1925), Гала Галактион («Доктор Тайфун»), Д. Патрашкану (D. D. Pătrăşcanu, р. 1872) — автор новелл народнического направления, и др. Но в литературе происходит определенный перелом. Официальная националистически-шовинистическая литература не пользуется больше прежним влиянием. Аргези продолжает культивировать декадентскую символистическую поэзию в своих «Цветах плесени» (Flori de mrcegai). Вновь возрождаются сатирические и юмористические стихи на злобу дня, напр. И. Прибягу (I. Pribeagu). Довоенный поэт-символист Минулеску (I. Minulescu, р. 1881), автор сборника «Романсы для более позднего» (Romante pentru mai tarzin), переходит к повестям и романам. В повести «Синий, желтый, красный» (Roşu, galben şi albastru, 1925) он иронизирует над военным патриотизмом. Пиллат (Ion Pillât, р. 1891), тоже довоенный поэт-символист, автор «Антологии осенних песен» и сборника народных песен, пытается воскресить прежний жанр лирической поэзии.
Наряду с этим уже налицо ростки революционно-пролетарской поэзии, вызванные подъемом революционного движения в Румынии. Во время подъема революционного движения в первые годы после Октября, были изданы революционные стихи Шарвари (Şarvari). Появляется новый поэт Тома (Toma) и др. с социальной окраской.
Характерно появление после войны в румынской литературе романа, жанра, слабо представленного, в довоенное время. В качестве одного из наиболее талантливых писателей-романистов выделяется Ливий Ребряну (Liviu Rebreanu, р. 1885), начавший свою лит-ую деятельность до войны со сборника повестей «Босяки» (Golanii); в романе «Ион» (Ion, 1921) им довольно правдиво представлена жизнь трансильванского крестьянства, жажда земли, но описан по преимуществу крестьянин-середняк, сельская интеллигенция и буржуазия. В 1922 Ребряну выпустил роман «Лес повешенных» (Pădurea Spânzuratilor) патриотически-психологического характера. В 1925 он опубликовал мистический роман «Адам и Ева» (Adam şi Eva), а в 1931—1932 — роман «Восстание» (Răscoala), сюжетом которого является крестьянское восстание 1907. В этом романе автор колеблется между симпатией к «добрым помещикам» и сочувствием к крестьянству.