Смекни!
smekni.com

Взляды Леонова в романе «Русский лес» (стр. 8 из 10)

В романе все в борьбе: много лет длилась борьба между крупным ученым – лесоводом Вихровым и профессором Грацианеским, деятелем поразительной многосторонности и поразительной бесплодности. Грацианский писал огромные критические статьи на публикации Вихрова. С Удивительной настойчивостью Иван Матвеевич проводит мысль о том, что необходимо рубку ссопостовлять с ежегодным приростом леса. Нужно покончить твердит Вихров, со взглядом на лес как на строительный материал и дрова. Лес – «зеленный друг» человека, он поддерживает климат, способствует поднятию урожаев, бездумное использование лесных ресурсов приведет к неизбежному оскуднению природных богатств Родины. Кроме того, и будущему поеколению мы должны оставить не меньше, чемполучили сами. В вихровских взглядах ощущается и мнегие народное и идеи прогресивных ученных – лесоводов. Но специалисту по нахождению «корня зла» Грацианскому важно одно: «Взгляды Вихрова не соответствуют требованию «момента»».

- Как! С пафосом гражданского негодования восклицае Грацианский. – В нашу величайшую эпоху, когда все обстоятельства природы поставлены на службу человека, преобразующего мир, может ли идти речь о лимитации древесины! Что значит ограничить рубку леса? Это значит сдержать, затормозить, сорвать, черт возьми, темпы социалистической индустриализации, загубить святое дело комунизма! Не ясно, ли на чью мельницу работает теория Вихрова?! Таков ход блестящих исповедей Грацианского, который обвинил Ивана Матвеевича в лжепатриотизме, спикулировал своей мнимой любовью к отечеству, пережившему военное лихолетие.

Вихров не принимал корыстных устремлений не Грацианского не его соподвижников, он продолжал свою важную и нужную работу в лесном хозяйстве страны. «Утешители… будут уверять вас, - писал Л. Леонов, обращаясь к читательской аудитории, - что рубка ведется ниже годовалого прироста. Не верьте им: прирост они исчисляют из общего количества лесов, включая необжитые таежные пространства Сибири, где лес доныне гниет на корню». (292) Важно, что приведенные в книге тревожные примеры и ыакты авторм аргументированы: читатель узанет что в ВУЗах не преподается лесоиндустриальная наука, что леса европейской части страны бесконтрольно вырубаются – люди не щадят их даже в природоохранных зонах, у берегов рек и озер. Спор ученых – лесоводов Грацианского и Вихрова, продолжавшийся всю жизнь, достиг своей кульминации на заседании ученого совета лесохозяйственного института, где Иван Матвеевич выступал с научным докладом. Здесь же выступали его оппоненты- вертодоксы Грацианского – над которыми автор уже иронизирует, дав им нарицательные фамилии.

Конфликт Вихрова и Грацианского в романе не является только личным конфликтом двух ученных, он отражает жесткую борьбу в развитии науки и имеет огромный идейный смысл. Если Вихрова на протяжении всей жизни читатель наблюдает или не лене природы, или в борьбе за русский лес, что ассоциируется с его любовью к родной стране, то о любви к Родине Грацианского говорится весьма скептически: «Грицианский просто недолюбливает лес, а пожалуй свою страну заодно… Грицианский возможно и любил Россию, только и без радостного озарения, без молчиливой готовности простится с жизнью ради нее, как это свойственно тем, кто создает повседневные ценности своего отечества»(250). Молодежь активно живет на страницах романа. Именно она должна все расставить по своим местам. В непримиримом споре отцов и детей. Молодеж живет в мире, где их сопровождает образ леса, который помогает раскрыть их характеры, взаимоотношения, поступеи. В основу сюжета положены противоречия, которые писатель разрешает не только сталкновениями характеров, но и связями с поэтическими образами леса.

Леонид Леонов – мастер художественного пейзажа. Имено через описание природы, через отношение героев к лесу, через общение с природой персонажи раскрывают свою сущность. Через все творчество писателя проходит мысль: «прироваятель человеческого характера, она аналогична женщине-матери, выступает своеобразным воспитателем человека с раннего возраста до гшлубокой старости»[12]. Свои лекциии пред студентами Вихров дает им свои наставления: «из среди вашей выйдут лесные педагоги, деятели неоценимого значения, ибо создавать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращевать сам лес. Любой букварь неполноценин без вводной странички, о значении и красе родной природы, леса в том числе: и плох учитель, если не сумел обучить свою наставу. Этой самой действенной и благородной из наук. Терпиливо растолкуйте детям, что лес входит в понятие отечество, что сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложеного в нее личного труда: бродягам и тунияцам всегда бывало чуждо чувство родины!» (294) по мнению писателя процесс формирования и воспитания личности с целью ее подготовки к жизни относится к самой существенной стороне жизни. И здесь немаловажную роль играет природа. Художественно осмысливая современность, Леонов выражает свои гуманистические идеи и духи общечеловеческих идеалов. По его мнению, лишь тот человек обладает гуманными чертами характера, кто любит и бережет окружающий мир. В противном случае человеку чуждо доброта и искреность в поступках, а природа безучастно или враздебно настроена к нему.

Обратимя к примеру, где описано состояние фашиста – пулеметчика находящегося ночью около неприветливого русского леса. Фашизм по своей сути антигумманистичен, поэтому ему не свойственны высшие этические ценности. Природа не может поощерять завоевания, порабощения, а немецкий пулеметчик не видит красоты русского леса: «можно было легко представить себе человека у огневой амбразура, который, не целясь, расстреливая свое ночное видение и никак не мог попасть и – как ему было жутко здесь, в гигантском непричесанном русском лесу, и какие унывные вдовьи голоса, словно при погребенье слышалась ему в переплеске ветвей и свисте верхового ветра, и каким настороженным, на границе безумии чутьем нагадало присутствии постороннего существа, которые вдалеке и внешне почти безучастно переживала его истерика, как пережидает под деревом мимолетную грозу» (520). Фашист испытывает жуткий страх, поэтому природа неродное для него

Земли кажется ему враждебной, страшной. Леонов не только персонифицирует в этом отрывке природу, он вызывает у читателя воображаемые звуковые ощущения, позволяя представить душевное состояние захватчика, слушающего «вдовьи голоса», его охватывает «безумие».

Если в этом отрывке природа будто пугает, предупреждает фашиста, то в другом она уже действует: «… падающая сосна с нахлесток накрыла оккупанта» (555). Здесь лес уже мстит фашисту за то, что он посягнул на территорию нашей родины. Сосна не просто погибла, она сумела убить одного из захватчиков.

Эти небольшие по объему зарисовки несут в себе большую воспитательную нагрузку, представляя читателю лес и с другой стороны, в качестве защитника русских людей.

В современной социально – философской прозе из темы гуманистической достаточно трудно выделить экологическую тему, т.к. они тесно связанны. В романе «Русский лес» также наблюдается их сплав. Близкие писателю герои постоянно обращаются к людям Земли, предупреждая их о возможных экологических бедах, призывают к более бережному отношению к природе.

Вспоминаются слова Калины Глухова о последствиях вырубки Облога: «К тому я и веду, что прозябнет землица без своей зеленой шубейки и здоровьишко станет у ей шибко колебательное. Будет коровка по семи верст за травинкой ходить, а раньше с аршина наедалася. И будет вам лето без тучек, иная зимица без снегов… и поклянут люди свое солнышко! И захотится в баньке веничком похлестаться, а нету. А случится вам сказывать, как на бывалошних-то пнях человек в растяжку ложился, и внучки вам не поверят. И как побьете до последнего деревца русские –то леса, тут и отправитесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку!..» (97).

Одна из самых важных тем в книге – природоохранительная. Она сопровождает читателя на протяжении всего романа – и в спорах ученых, и в пейзажных описаниях, и в рассуждениях автора, и в диалогах героев, но наиболее ярко, образно и поэтично экологическая тема звучит в монологе Калины. Пророчески звучат его слова: далее читатель узнает, что сильнейшие ветры обрушиваются на город Лошкарев, что люди, молясь, выпрашивают у природы дождичка.

Не менее поэтичен монолог Карела Анания, великого мастера любых деревянных творений: «Да считай, сколько его, нашего золотца, по лесу да по дорогам раскидано… небрежно живем, желанный. Обижаем родную матушку: надкусим да и бросим материнское-то угощеньице. Мы не жалуемся, наше житие богатое: треска и пикша, да сполох в небе, да морошка – ягода… панорама! А эвон жарких-то стран жители не имеют не избиты, ни табуреточки.

В букварике у внука написано: на голой земле да в кожаных шалашах сидят, чего уж хуже. И вот приходят молодые наши ребятки в лес, валят богатырско дерево, отсекают зеленую главу, волокут его водой да чугункой… и всяк его лущит, пилит да строжет по пути, сорит единственное наше богачество… и тает моя лесина, что льдинка на полной воде и достигает до жаркой – то страны в размере не свыше веретенышка. А уж какая веретенушку цена? А кабы не гонять лесок по мытарствам, сладить бы у нас на месте ту избицу с табуреточкой, - глянь, лишняя рубаха молодухам нашим. Да кабы останки –то огнем не палить, в море не гноить, а к дельцу чинно приладить – и лишняя денежка нам набежала. И на те бы прибыля привезти нашим деточкам на Ковду яблочко, хоть зелененькое…» (172). Словно с древней легендой веет на читателя от этих слов старика. Устали Анания говорит народня мудрость. Это впечатление создается имитацией народной речи. Леонов употребляет множество устаревших форм слов (богатырско дерево, главу, лущит, строжет, приладить, кабы и многие другие), разговорную частицу –то. Полный синтаксический параллелизм предает речи напевность, мелодичность « огнем не палить, в море не гноить». Художественная образность достигается писателем с помощью использования литературных средств и приемов: эпитетов, (богатырско дерево, зеленую главу), метафор (лесина тает, не гонять лесок), сравнений (что льдинка), олицетворений (родную землю – матушку). Совокупность всех художественно-изобразительных средств Леонов добивается сильного воздействия на душу читателя, вызывая у него желание ценить природные богатства родины.