Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение к нему, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией. Основная цель такой семьи - поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении дальнейшей судьбы ребенка.
С 1994 года в ряде Российских регионов (всего – в 39 регионах) проводится работа по развитию новой (забытой) формы устройства детей в семью на патронатное воспитание.
Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи. Эта форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем. Именно благодаря такому разграниченичению это самая “гибкая” форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок (от 1 дня до достижения ребенком 18 лет). На патронат передается ребенок, которому временно требуется заменяющая семья, или необходимо создать особые условия его поддержки и сопровождения в семье.
Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса. Впервые появляется возможность помочь ребенку в любой ситуации, не нужно держать ребенка в приюте и ждать годами, когда суд, наконец, примет решение о статусе его родителей, либо не изымать из семьи и ждать, когда появятся очевидные доказательства насилия, впервые появляется шанс у больного ребенка, оставшегося без родителей, тоже найти семью (в этом случае важно, что уполномоченное учреждение возьмет на себя значительную часть забот о здоровье и обеспечении ребенка).
Патронат может осуществляться в форме патронатного воспитания и социального патроната до достижения несовершеннолетним 18-летнего возраста. Патронат может быть краткосрочным (от одного дня до шести месяцев) и долгосрочным (от шести месяцев и более).
Практикуется краткосрочное размещение на период каникул или на выходные ребенка – инвалида (это даст передышку родителям ребенка и позволит сохранить ребенка в семье и не допустить его помещение в интернат).
Ребенок может находиться на долгосрочном патронате до 18-летия, если требуется сопровождение и помощь в воспитании этого ребенка (зачастую это помощь требуется всегда). Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится, если не представляется возможным передать его на усыновление. При передаче на усыновление такого ребенка преимущественное право усыновления предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого он воспитывается.
Социальный патронат устанавливается в случае изъятия ребенка из семьи из-за непосредственной угрозы его жизни и здоровью; при этом он может быть незамедлительно устроен не в сиротское учреждение, а в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме устройства.
Патронатное воспитание – это профессиональная работа. Патронатный воспитатель должен быть готов к сотрудничеству со специалистами, к обсуждению проблем, а в случае необходимости и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка.
Основные элементы патронатного воспитания:
поиск и отбор кандидатов в патронатные родители, их обучение;
подготовка ребенка к помещению в семью;
разработка плана по защите прав ребенка или любого другого документа, в котором бы содержались рекомендации патронатным родителям;
заключение договора между патронатными родителями, органами опеки и попечительства, уполномоченной службой - о разделении полномочий и ответственности за ребенка;
организация психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребенка и семьи специалистами уполномоченной службы[10].
Решение о помещении ребенка в семью на патронат принимается, если ребенок не имеет статуса для опеки или усыновления и в противном случае обречен попасть в приют или детский дом.
Между стороной, представляющей государство, и стороной, берущей ребенка на патронат, составляется договор, по которому государство организует обучение, отдых и лечение ребенка, оказывает помощь в его воспитании, решении психологических проблем; выплачивает целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. По решению сторон ребенок может быть изъят из патронатной семьи. Как правило, контакты с родителями и родственниками ребенка обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон. Со стороны органов опеки и попечительства обеспечивается постоянное сопровождение семьи и ребенка с момента поступления в семью и до изменения формы устройства или начала самостоятельной жизни[24]. Так же, как в случае с приемной семьей на содержание ребенка выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу, патронатному воспитателю начисляется зарплата и засчитывается трудовой стаж, предоставляется отпуск, согласно трудовому законодательству.
Необходимо отметить, что существует и экономический эффект - содержание ребенка на патронате обходится государству в 1,5-2 раза дешевле, чем в детском сиротском учреждении - даже с учетом затрат на уполномоченные службы.
К 1994 г. стало очевидным, что интернатная форма защиты прав детей исчерпала себя, и возникла необходимость в развитии новых форм семейного типа: приемной семьи и патронатного воспитания. В ходе реформ в социально-экономической сфере функция госопеки была возложна возложена на органы местного самоуправления. Но вследствие того, что функционал не был обеспечен финансово, у этих органов не было возможности профессионально исполнять свои функции как по сохранению детей в семьях родителей, так и по их устройству в семьи. Вместо развития форм семейного устройства, возникший вал беспризорности побудил фактически удвоить число учреждений для содержания детей – было построено столько же новых приютов и центров для временного пребывания детей, сколько было уже детских домов.
Причинами того, что формы семейного устройства широко не развивались, было отсутствие профессиональных служб по устройству детей в семьи, которые должны находиться в органах опеки; отсутствие единого «ведения дела» ребенка, находящегося в кризисной ситуации или оставшегося без семьи. Единый процесс защиты его прав расщепился на множество фрагментарных видов помощи, осуществляемых в рамках различных не связанных между собой учреждений и ведомств; устаревшие концепции и виды форм семейного устройства детей.
Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребенка в семью будет успешным только, если :
- ребенок подготовлен к такому помещению;
- семья подготовлена к приему и воспитанию такого ребенка;
- после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей.
Т.е. как в любом деле, требуется профессионально организованная работа по устройству детей в семью и выстроенные отношения с семьей, предполагающие активное взаимодействие с ней, на основе закона, с наличием прав и обязанностей у взаимодействующих сторон. Как организована такая работа и механизмы реализации полномочий органов опеки и попечительства в Российской Федерации – будет рассмотрено в параграфе 2.3.
2.3 Роль органов опеки и попечительства в организации применых семей
Представляя организацию работы органов опеки и попечительства с приемными семьями, необходимо начать с того, что первые сведения о воспитании сирот в семьях относятся еще к древнейшим временам, хотя формы устройства детей могли и не иметь этого формального названия. В Библии есть упоминания о детях, находящихся на попечении не связанных с ними родственными узами людей. Летописи, относящиеся к 16 веку, свидетельствуют о том, что сироты и дети из бедных семей в возрасте 12 или 13 лет передавались в ученичество различным ремеслам, а в пригородах Лондона Больница Христа помещала младенцев на проживание к няням.
В 17 веке встречаются упоминания о жалобах по поводу содержания, выплачиваемого воспитателям приемных детей: «В 1648 году один гражданин подал жалобу в суд квартальной пасхальной сессии графства Дербишир на то, что он содержал хромого ребенка, сына солдата роялистской армии, с того времени, как тот ушел воевать, то есть с 1646 года, и хотя приходским надзирателем ему было обещано 8 пенсов недельной платы, он получил эти деньги только за 9 недель»[48].