Перечитывая "Тараса Бульбу" Н.В.Гоголя
Ефим Макаровский
"Тарас Бульба" Н. В. Гоголя - это "величайшая эпопея" борьбы казачества за утверждение своей гегемонии и уравнения своих прав с правами польской и русской шляхты в Речи Посполитой.
Утверждение же российских литературоведов о том, что повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба": "...отражает длившуюся около двух столетий эпоху борьбы украинского народа за свою национальную независимость"1 не соответствует действительности.
Во-первых, потому что Польша Украину-Русь никогда не завоёвывала. Уния Великого княжества Литовско-Русского с Польшей была добровольным актом сближения этих народов. Малороссийское, или русское дворянство объединял с польской шляхтой общий интерес в утверждении своей гегемонии над остальной частью населения и сохранения своих вольностей от посягательства на них со стороны Московского государства, а распространение польской культуры и обычаев в среде украинской аристократии носило сугубо мирный характер.
"Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы".2
Большую роль играл в социально-политической жизни Речи Посполитой князь Иеремия Вишневецкий и Константин Острожский. Гетман Жолкевский во главе своей армии в 1610 году вошёл в Москву и способствовал избранию на царство королевича Владислава. На польском престоле сидели украинцы: Михаил Вишневецкий и спаситель Вены от турок Ян Собесский.
Давая высокую оценку произведению Н. В. Гоголя, как художественного произведения, В. Г. Белинский также нигде не говорит, что в этом "эпическом" произведении отражена борьба украинского народа за освобождение Украины от "польских захватчиков".
Кстати, московиты-москали в описываемое Н. В. Гоголем время, тогда ещё русскими не назывались. Только в 1713 году Пётр Первый издал Указ, согласно которому его государство должно называться Россией, а московиты - русскими. После этого Указа московские дипломаты заграницей получили указание убеждать и даже давать взятки иностранным чиновникам и журналистам, чтобы они называли и писали новое имя Россия, упоминая о Московской империи.
В то же время, этноним малоросс не имел тогда того уничижительного значения, которое он получил в последующие века. Этноним малоросс в то время относился к жителю коренной, исконной Руси, в которую входили Древнерусские княжества: Киевское, Черниговское и Переяславское.
Аналогичная терминология применялась и в Древней Греции. Малой Грецией называлась материковая Греция Балканского полуострова, а Великой Грецией назывался весь ареал греческих поселений за пределами Балканского полуострова.
Что же касается термина "Украйна", то согласно М. С. Грушевскому, первоначально этот термин означал пограничье, а в XVI веке он относился к Среднему Поднепровью. Из чего следует, что этот термин "Украйна", употреблялся исключительно в географическом значении.
Жизнь на этом пограничье, окраине Речи Посполитой становится особенно беспокойной в связи с участившимися набегами татар. Здесь-то и собиралась вся разбойная вольница Речи Посполитой, чтобы в свою очередь тревожить своими грабительскими набегами Черноморские берега Турции и Крыма.
Если доверять Н. В. Гоголю, то Запорожье было создано под эгидой польского короля Стефана Батория. "Когда Баторий устроил полки в Малороссии и облёк её в ту воинственную арматуру, которую сперва были одни обитатели порогов, он был из числа первых полковников. Но при первом случае перессорился со всеми другими за то, что добыча, приобретённая от татар соединёнными польскими и казацкими войсками, была разделена между ними не поровну и польские войска получили более преимущества".3
Со временем Запорожская Сечь превратилась в разбойничье гнездо, которое не только не отражало стремления украинского народа к независимости, а, эксплуатируя его политическое бесправие и неорганизованность в своих корыстных целях, навлекло на него более чем трёхсотлетнее иго великороссийского господства, негативно отразившегося на его культурном и социально-экономическом развитии. Так что нет никаких оснований говорить о благородных целях борьбы запорожцев за освобождение Украины от иноземного ярма.
Запорожцы боролись за расширение своих привилегий и уравнение своих прав с правами польской и русской шляхты. Они меньше всего думали о благе украинского народа, считая себя отдельной казацкой нацией, спаянной чувством товарищества.
Когда Н. В. Гоголь описывает казнь запорожцев в Варшаве, то он впервые говорит о казацкой нации, а не об украинской. Он пишет, что: "Напрасно король и многие рыцари, просветлённые умом и душой, представляли, что подобная жестокость наказаний может только разжечь мщение казацкой нации".4
В годы гражданской войны 1918 - 1920-ых годов потомки запорожцев кубанские казаки пытались создать самостоятельную Кубанскую республику независимую от России и Украины.
Однако, в описываемое Н. В. Гоголем время, Тарас Бульба прибыл на Запорожье, чтобы покрасоваться своими сыновьями и преподать им настоящую воинскую выучку, но так как на Запорожье, кроме как стрельбы в цель, ничему не учились, а бражничали с утра и до заката, то боевой опыт приобретался непосредственно в грабительских набегах.
Так, проведя в безделье на Запорожье с неделю, Тарас явился к кошевому атаману, и между ними состоялся вот такой разговор.
"Что, кошевой, пора погулять запорожцам?
Негде погулять, - отвечал кошевой, вынувши изо рта маленькую трубку и сплюнув на сторону.
Как негде? Можно пойти на Турещину или Татарву.
Не можна ни в Турещину, ни в Татарву, - отвечал кошевой, взявши опять хладнокровно в рот свою трубку.
Как не можно?
Так. Мы обещали султану мир.
Да ведь он бусурмен: и бог и Святое писание велит бить бусурменов.
Не имеем права. Если б не клялись ещё нашею верою, то, может быть, и можно было бы; а теперь нет, не можно.
Как не можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два сына, оба молодые люди. Ещё ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты говоришь - не имеем права; а ты говоришь - не нужно идти запорожцам".5
Из этого разговора видно, что никто на Украйну не нападал и защищать Отчизну Тарасу не от кого было. Он сам замышлял набег в соседние страны, чтобы преподать сынам своим науку ведения войны, сделать из них настоящих воинов. Причём, Тараса не смущает тот факт, что казаки слово дали и верою своею клялись не нарушать мир с турками и татарами. Согласно Тарасу, слово, данное не православному можно и должно ломать. Познания его при этом в Святом писании просто поразительны. Каким образом в Святом писании, которое было писано за шесть веков до зарождения ислама, могло быть записано повеление бить бусурменов-мусульман - уму непостижимо.
И, тем не менее, ряд критиков считает, что: "... Тарас Бульба олицетворяет собой украинский и шире - русский национальный характер - и вбирает в себя черты многих героев-запорожцев".6
Однако можно ли говорить о высоких моральных качествах человека, который считает для себя не обязательным держать слово, данное иноверцу? Этот человек с презрением относится к тому, что почитается священным для каждого честного человека и цинично растаптывает общепринятые моральные принципы, если они являются препятствием на пути к достижению его цели. Такое своеобразное понятие о рыцарской чести в то время было неприемлемо в среде цивилизованных народов Западной Европы.
Тарас не брезгует никакими аморальными средствами, если они способствуют достижению его цели. Так по тайному наущению Тараса собирается Войсковой Круг, и казаки выбирают угодного Бульбе кошевого. Новый кошевой Кирдяга - старый боевой товарищ Бульбы, но и он говорит, что слова ломать не можно. В то же время он понимает, что набег организовать необходимо, потому что казаки уже поиздержались и многие из них в шинки жидам позадолжали, так что пора и соседей пограбить. И он предлагает организовать небольшой рейд к турецким берегам только молодых казаков, а туркам сказать, что этот молодняк действует самовольно, без согласия на то Войскового Круга, и согласия Сечи на этот набег нет, и Сечь здесь не причём: она их не знает и знать не хочет; пусть турки сами с ними разбираются.
Из всего вышеизложенного видно, что ни о какой защите Отечества и Веры здесь и речи быть не может. Сам Н. В. Гоголь также нигде не говорит о том, что казацкие войны носили освободительный характер и были стремлением украинского народа выделиться из Речи Посполитой.
Однако для придания большего драматизма своей повести Н. В. Гоголь решил казацкому набегу придать характер мести за поруганную веру и из разбойников сделать из них героев-мстителей. Для этой цели писатель вводит, возможно, правомерный в художественном плане эпизод, но являющийся чистой исторической ложью, бессовестным наветом на весь еврейский народ.
Согласно повести, в самый разгар подготовки к набегу на турецкие берега подплывает к Сечи паром, и те, кто находится на пароме спрашивают сичевиков, знают ли они, что творится на гетманщине? И тут выясняется, что запорожцы совершенно не знают, что у них там, на Украйне-гетманщине происходит. Тогда прибывшие на пароме, им говорят, что ляхи жидам веру запродали. Ключи от церквей арендаторам-евреям передали, а те, пока крестьяне не расплатятся с долгами, ни в святой праздник, ни в светлое воскресенье молиться в церкви не дают. Пасху освятить нельзя, пока жид на ней метку не поставит, что селянин с ним расплатился.
И всё это художественный вымысел большого мастера слова. В действительности же это ложь, как и все кровавые наветы, потому что иудейская религия запрещает брать под залог места богослужения и предметы культа. Кстати, на гетманщине своя украинская православная шляхта ни за что не допустила бы, чтобы церкви отдавали в залог.