Смекни!
smekni.com

Венгерская литература (стр. 2 из 2)

Общественные настроения этой дореволюционной эпохи наиболее ярко отразились в публицистической деятельности графа Стефана Сечени, сторонника идеи буржуазной демократии. Вместе с Телегдим он был основателем венгерской Академии наук (1827].

Третий период развития В. л. начинается с мартовской революции 1848. Революционное движение выдвинуло ряд новых писателей, которые подняли В. л. на одинаковый уровень с европейскими литературами. Лирик Шандор Петёфи (1822—1849], эпик Янош Арань (1817—1882], романист Мор Иокай (1825—1904] и драматург Имре Мадач (1823—1864] являются наиболее значительными из них. Арань в своих балладах, дидактических поэмах и больших эпопеях выражал еще романтические идеалы венгерской национальной буржуазии и идеалы союзника этой буржуазии — мелкого дворянства. Ш. Петёфи понял идею буржуазной демократии более широко по своим убеждениям он был республиканцем-космополитом и в его лирике нашли свое отражение политические идеалы тогдашней мелкобуржуазной интеллигенции. Более пассивным зрителем событий был Мадач, автор «венгерского Фауста» («Трагедия человека», имеется в русском переводе) — романтик и утопист.

Иокай в своих романах искал компромисса между буржуазной демократией и аристократической авторитарностью. Большинство его романов переведены на все европейские языки, в том числе тридцать из них — на русский. Литераторы второй половины XIX в. не создали ничего нового и особо значительного. Более крупные имена этого периода: Пал Гьюлаи (1826—1909], историк литературы, Гергель Чики (1842—1891], автор драм с социальным содержанием, и Кальман Миксат (1849—1910], популярный прозаик и юморист.

Последние годы XIX в. и начало XX в. внесли в В. л., с одной стороны, мелкобуржуазный романтизм, а с другой — реализм. Представители этих направлений, как З. Амбруш, Фр. Герцег, Г. Круди, Фр. Мольнар, В. Ракоши, Ал. Броди, И. Фельдеш и др., являются более или менее даровитыми преемниками традиций французской литературы XIX в. Из них Фр. Мольнар, благодаря своим драмам и комедиям, стал модным писателем и в Германии. Многие произведения и других писателей названных направлений переведены на немецкий и частью на французский яз. Ал. Броди (1863—1924] и И. Фелдеш (р. 1881] написали несколько пьес на социальные темы.

Следующий этап развития В. л. начался уже под знаком западного модернизма и связан с быстрым ростом промышленности и венгерской буржуазии. Лидером школы модернистов был Эндре Ади (1877—1919], первый крупный лирик после Петёфи. Будучи сначала учеником Бодлера и Рэмбо, он сумел придать своеобразный блеск венгерскому модернизму и обогатил венгерский поэтический яз. не только образами, характерными для символистов, но и некоторыми забытыми уже образами бунтарской поэзии «куруцов». Группа модернистов, сплоченная около журнала «Запад», выдвинула ряд талантливых поэтов (М. Бабич, Д. Костолани, Ш. Лани, А. Тоот), романистов (Ж. Мориц, Б. Ревес, Д. Сабо, Ф. Каринти, Л. Барта, М. Кафка) и драматургов (И. Гелтаи, М. Ленгиел, «Тайфун» которого ставился в русских театрах). Большинство этих писателей — сторонники и выразители политических идеалов радикальной промышленной буржуазии. К этому поколению принадлежат еще теоретик и эстетик Георг Лукач и драматург и поэт Бела Балаш. Лукач — автор работ «Современная драма», «Душа и форма», «Теория романа». Он после революции 1918 стал в ряды компартии и с того времени занимается больше философией и экономикой. Его последние книги — «История и классовое сознание» и «Ленин». Б. Балаш — сторонник французских мистиков (Клоделя и др.) — написал ряд драм и мистико-символических стихотворений. В последнее время он занялся вопросами кино («Культура кино», есть русский перевод). Во время пролетарской диктатуры в Венгрии Лукач был народным комиссаром просвещения, а Балаш — заведующим театрами.

О довоенной литературе, связанной с классовой борьбой пролетариата, можно сказать очень мало. Прозаик Ш. Чизмадия и поэты И. Ванцак и Ж. Варнаи были признанными писателями соц.-дем. партии. Из более выдающихся писателей примыкали целиком к рабочему движению — модернист Бела Ревес (род. 1876 г.] и рано скончавшийся талантливый прозаик Иштван Темеркень. Ряд своих произведений посвящали проблемам классовой борьбы пролетариата и крестьянства Людвиг Барта (р. 1878], Людвиг Надь и некоторые модернисты. Здесь можно указать на некоторые стихотворения Э. Ади, отличающиеся своим глубоким сочувствием делу освобождения пролетариата.

Еще во время войны 1914—1918 начала работать (1915] группа венгерских активистов (см. «Aktion») (основной состав ее: Ал. Барта, Л. Кашак, А. Комят, И. Маца и худ. Б. Уиц), в своей деятельности уделявшая много внимания антимилитаристской пропаганде. Первый их журнал «Действие» был запрещен прокуратурой. Идеологическая программа венгерских активистов была в полном согласии с программой активистов немецких (Пфемпферт, Рубинер и т. д.), с которыми впоследствии была установлена связь. Во время пролетарской диктатуры группа эта представляла собой «левый фланг литературы», но лозунги «пролетарской литературы» не стали ее лозунгами. После падения советской власти группа распалась. Часть ее, во главе с Кашаком, осталась при первоначальных идеалистических взглядах, а впоследствии докатилась до дадаизма (см.). Вторая группа — «Единство» (Комят, Рез и Кагана) и третья — «Венская группа» (Барта, Маца, Уиц) приняли общий лозунг «пролетарской литературы» и, сначала отдельно, потом совместно, вели коммунистическую пропаганду. Из молодых писателей, стоящих вне группировок, отдают свои творческие силы строящейся пролетарской литературе поэты: Андор Габор и Анатолий Гидаш, прозаики: Бела Иллеш, Янош Гетваи, Иозеф Ленгел и др. В их рядах работал скончавшийся в Америке Иоганн Лекаи-Лассен. Все эти писатели венгерской политической эмиграции в 1926 объединились в «Союз венгерских революционных писателей», который имеет свой орган — «Серп и молот». Их работы на венгерском языке, за редкими исключениями, печатаются лишь в этом журнале они появляются главным образом в переводах на немецкий и русский язык. Из писателей «Союза» печатались на русском языке — Ал. Барта (роман «Чудесная история» и рассказы), А. Габор, А. Гидаш, Ш. Лани (в разных журналах), М. Залка, Б. Иллеш («Николай Шугай», «Ковер Ст. Разина» и другие рассказы), И. Лекаи-Лассен («Другая Америка»), И. Матейка (сборник «Венгерская революционная поэзия»), И. Маца («Искусство современной Европы», «Лит-pa и пролетариат на Западе» и статьи по вопросам искусства).

В самой Венгрии, где до последнего времени царила самая суровая реакция, а в литературе — жалкое эпигонство, в первые годы белого террора всякая серьезная литература умолкла. Одно время поднимал протестующий голос лишь один Жигмонд Мориц (род. 1873 г.], принадлежавший к группе модернистов, реалист, автор исторических романов и романов из жизни среднего крестьянства в последнее время и он примирился с существующим строем. С 1921 наблюдается некоторое оживление среди группы модернистов, но их прежний литературно-общественный радикализм выродился теперь в отвлеченный эстетизм, отличающийся совершенной аполитичностью. С 1926 г. начали появляться молодые писатели и поэты, группирующиеся около журналов «100%» и «Новая земля». Из них наиболее выделяется молодой романист Гергель. Представители этих новых групп пытаются произвести переоценку формальных достижений активистов и, в отличие от последних, вместо общих проблем «революционности», выдвигают актуальные проблемы окружающей их классовой действительности.

Список литературы

Венгерская революционная поэзия, сборн. под ред. И. Матейка, М., 1925

Маца И., Искусство современной Европы, М., 1925

Его же, Литература и пролетариат на Западе, М., 1927

на иностр. яз.: Katona L. und Szinnyei Fr., Geschichte der Ungarisch. Literatur, Berlin, 1911

Kont J., La littérature hongroise d’aujourd’hui, P., 1908

Его же, Etudes hongroises, P., 1907

Riedl F., A history of Ungarian Literature, L., 1906.