Здесь соединяются реальный и символический планы – «из-под земли» то есть, видимо, тоже из какого-нибудь распределителя, но достает то, что поддерживает жизнь – оттуда, где «тайна жизни и смерти»; при этом выражение не перестает быть обыкновенным языковым фразеологизмом, а буквальный и символический смыслы не бросаются в глаза.
Эта амбивалентность отражается и в образе оврага. В Дуплянке Юра в овраге не только теряет сознание, но и вновь его обретает, причем ему становится хорошо. В Сивцевом Вражке герой живет не только во время разрухи и голода, но и в предшествующие счастливые годы.
Даже овраг Шутьма в Варыкине связан с весной и Воскресением: «Мы приехали в Варыкино раннею весной. Вскоре все зазеленело, особенно в Шутьме, как называется овраг под Микулицынским домом <…>» (IX, 8). Тут же речь идет о пении соловья: «И другое, распадающееся на два слога, зовущее, проникновенное, умоляющее, похожее на просьбу или увещание: «Оч-нись! Оч-нись! Оч-нись!» (IX, 8). Далее, в том прозаическом эпизоде, который связан со стихотворением «Весенняя распутица» (а в нем – соловейразбойник в соседстве с оврагом – см. выше) «<…> защелкал соловей.
//»Очнись! Очнись! – звал и убеждал он, и это звучало почти как перед Пасхой: «Душе моя, душе моя! Восстани, что спиши!» (IX, 16).
Итак, в образе оврага отражаются все свойства, характерные для микрополя пещеры. Пещера, овраг, землянка, подземелье, подпол, подвал и т.д. – все, что находится ниже поверхности земли, содержит «тайну жизни и смерти». На наш взгляд, здесь возможна связь с интермедиальным источником. Влияние канонов иконописи на «Стихотворения Юрия Живаго» отмечалось исследователями, однако подробно не анализировалось.
Мы же обратим внимание, в связи с темой настоящей работы, на следующий факт. На древнерусских иконах может абсолютно одинаково изображаться Вифлеемская пещера (сюжет «Рождество Христово»), пещера дракона («Чудо Георгия о змие»), гробница Лазаря («Воскрешение Лазаря»), Гроб Господень («Жены-мироносицы у Гроба Господня»), пещера на острове Патмос («Иоанн и Прохор») и др. Именно из икон может происходить выражение отверстье скалы в стихотворении «Рождественская звезда»: пещеры на иконах выглядят как пролом в слое желтоватой земной поверхности, под которой обнаруживается черная тьма. Аналогичные изображения встречаются на иконах «Распятие» и «Снятие со креста»: земля у подножия креста как бы разверзается и становится виден череп Адама; «преисподняя земли» в иконах «Сошествие во ад» отличается от таких пещер только большим размером и расположением в несколько иной плоскости. Эта интермедиальная связь может объяснять модификации образа пещеры в романе «Доктор Живаго».
Список литературы
1. Суханова И.А. Лейтмотив весны в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» в связи с композицией стихотворной главы //Текст в фокусе литературоведения, лингвистики и культурологии. Ярославль, 2002. С. 107-116.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Госуд. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955.
3. Толковый словарь русского языка. В 4 т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935-1940.
4. Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. М. – Л.: 1950-1965.
5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1969.
6. Текст романа цитируется по изданию: Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. М.: Сов. писатель, 1989. В скобках римская цифра обозначает номер части, арабская – номер главы.
7. Суханова И.А. Взаимодействие текстовых семантических полей в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» //Язык русской литературы ХХ века, вып. 2. Ярославль (в печати).
8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М.: Прогресс, 1964-1973.
9. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971.
10. Этимологический словарь русского языка. Т. I. Вып. 3. /Под ред. Н.М. Шанского. МГУ, 1968.
11. Суханова И.А. Некоторые интертекстуальные связи стихотворения Б. Пастернака «Дурные дни»
12. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: НЛО, 1996.
13. Гончаров И.А. Обломов. М.-Л.: Госуд. изд-во худож. лит., 1951.
14. Афанасьев А.Н. Народныя русския легенды. Б.м., 1909.