Смекни!
smekni.com

Спецсеминар "Художественный мир М. Булгакова" (стр. 1 из 2)

Спецсеминар "Художественный мир М. Булгакова" (из опыта работы)

Н. И. Печенина, доцент кафедры русской литературы

В статье обобщён и проанализирован опыт работы спецсеминаров на дневном и заочном отделениях факультета русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета в 1996-99 годах. Материалы данной работы адресованы не только преподавателям и студентам вузов, но и учителям литературы средней школы, которые могут использовать их при подготовке к урокам.

Творчество М. Булгакова вызывает живой интерес школьников и студентов. Некоторые из участников семинара уже приходят с заранее выношенными, любимыми темами. И очень важно этот интерес углубить и развить, умело направив исследовательский поиск студентов.

В настоящее время семинар по М. Булгакову может опереться на солидную научную базу, т.к. булгаковедение (особенно в последние годы) развивается весьма интенсивно и плодотворно. И одна из важнейших задач семинара - научить студентов самостоятельно работать с научной и критической литературой, преодолевать заидеологизированность булгаковедения прошлых лет, рассматривать жизнь и творчество великого Мастера и литературу о нём с современных позиций. Поэтому одно из вступительных занятий посвящено обзору научной и критической литературы, где довольно подробно освещается вопрос о том, как писать историю вопроса - наиболее трудный для студентов раздел доклада. На этом занятии называются основные библиографические и те общие работы, которые все студенты должны проработать (независимо от того, какую тему они выберут), даётся и характеристика основных источников: публикаций произведений и их черновых редакций, писем, дневников, воспоминаний и т.д. Но несмотря на обилие и разнообразие научной литературы о творчестве М. Булгакова, многие вопросы остаются исследованными недостаточно или совершенно не исследованными. Это и позволяет лучшим спецсеминарским докладам перерастать в бакалаврские и дипломные работы и даже магистерские диссертации.

На одном из первых занятий составляется график всей работы семинара, что очень дисциплинирует студентов, даётся характеристика примерных тем докладов (в процессе работы они могут изменяться). Очень важно предлагать студентам темы разной степени трудности и самостоятельности: от полуреферативных до чисто исследовательских, самостоятельных, чтобы участники семинара смогли правильно и осознанно выбрать тему, руководствуясь не только своими интересами, но и возможностями.

Тематика семинара каждый год изменяется и обновляется, но неизменными остаются четыре большие блока тем: 1). Личность. М. Булгакова. 2).Драматургия. 3). Сатира. 4). Романы.

Остановимся кратко на характеристике первого блока тем и основных направлениях разработки докладов по художественным произведениям М. Булгакова.

Варианты докладов, раскрывающих личность писателя, весьма разнообразны. Вот некоторые из них: М. Булгаков в воспоминаниях родных; М. Булгаков - Татьяна Николаевна Лаппа; М. Булгаков - Любовь Евгеньевна Белозёрская; М. Булгаков - Елена Сергеевна; М. Булгаков в воспоминаниях писателей и актёров; М. Булгаков и власть (или: М. Булгаков и Сталин) и т.д. Довольно успешно студенты справляются с задачей сбора и систематизацией обширного и разнообразного материала, труднее идёт его анализ. Достоинством ряда докладов этого цикла является привлечение и анализ художественных текстов. Например, Елена Сергеевна как прототип Маргариты в знаменитом романе, сопоставление истории взаимоотношений писателя с Еленой Сергеевной с тем, как раскрывается тема любви в романе; анализ пьесы "Батум", причин её создания и запрещения постановки на сцене при разработке темы "М. Булгакова и Сталин" и т.д.

При работе над докладами трёх других циклов, т.е. над художественными произведениями писателя, самая главная задача - совершенствование и обогащение навыков самостоятельного анализа художественного текста, умение сопоставлять, разные точки зрения и высказывать собственные суждения.

Основное внимание уделяется вопросам поэтики, т.к. это наиболее трудная часть литературоведческого анализа для начинающего исследователя.

Приведём ряд примеров. Работа над темой "Сатирическая фантастика М.Булгакова 20-х годов" предполагает сравнительный анализ повестей "Дьяволиада", "Роковые яйца" и "Собачье сердце", который позволяет показать рост и обогащение сатирического мастерства писателя; всё более тонким и органичным становится соединение художественной условности с изображением жизни в формах самой жизни. В докладе, специально посвящённом анализу "Собачьего сердца" как вершине сатиры М. Булгакова 20-х годов, исследуется перерастание юмора в сатиру, комического в трагическое. Одна из основных задач анализа повести - раскрытие средств создания сатиры: приёмы сатирического заострения образов (портреты и речевые характеристики Шарикова и Швондера), комический эффект, построенный на контрасте нереальности происшедшего с вполне естественным поведением персонажей, сатирическая гипербола и фантастическое предположение как один из видов гротеска (по определению Ю. Манна), комическая деталь, приёмы эзопова языка, пародии и т.д. Анализ повести закономерно подводит к выявлению главного политического подтекста "Собачьего сердца" - параллели между рискованной и безуспешной операцией по очеловечиванию собаки и революцией 1917 года.

При изучении своеобразия в романе "Мастер и Маргарита" возможны различные пути: можно рассмотреть образы отдельных сатирических персонажей и средства их создания. Но более проблемным и продуктивным, хотя и более сложным представляется другой путь: раскрыть систему сатирической образности, выделив основные объекты сатиры (Москва, учреждения и организации, квартиры и магазины), рассмотреть средства сатиры. Например, смысл и назначение пародии: Берлиоз - Авербах, МАССОЛИТ - РАПП, Иван Бездомный - Д. Бедный, А. Безыменский и т. д.

Вопрос о пародии может стать объектом самостоятельного исследования. Это, прежде всего, рассмотрение пародии как жанра. Так, в докладе о жанре "Багрового острова" рассматриваются такие сатирические жанры, как пасквиль, памфлет и пародия. Отрицая наличие в пьесе пасквиля, студенты прослеживают путь М. Булгакова от памфлета (в фельетоне "Багровый остров") к пародии в пьесе с тем же названием и доказывают, что это не только пародия на драматургию и театр его времени, но и на революционные события 1917 года, что так упорно замалчивалось исследователями до 1991 г. по вполне понятным политическим причинам.

Вообще в тематике каждого семинара большое внимание уделяется вопросам жанра и композиции. Например, в докладах о жанре "Мастера и Маргариты" рассматривается своеобразие философского романа: постановка в нём вечных, глобальных проблем человеческого бытия (добра и зла, правды и лжи, веры и безверия, смерти и бессмертия, поисков истины и т.д.). Глубже и точнее исследовать жанровую природу романа помогает термин, введённый М. Бахтиным - мениппея.

При исследовании композиции "Мастера и Маргариты" раскрывается взаимосвязь и взаимопроникновение трёх пространственных и временных пластов через решение общих философских, этических и социальных проблем, приём романа в романе, принцип зеркальности, проецирование проблем и образов друг на друга, объединяющая функция образов-символов и образов-лейтмотивов, своеобразие финала, в котором соединяются различные пласты повествования.

Наряду с этими довольно широкими темами каждый год студентам предлагаются и довольно узкие, чисто исследовательские темы, связанные с изучением поэтики. Так, очень интересными докладами, переросшими в дипломные работы, были исследования лейтмотивов в "Мастере и Маргарите" и цветописи и светописи в том же романе. В работе о лейтмотивах "Мастера и Маргариты" не только по-новому, весьма оригинально и самостоятельно анализируются те образы, на которые уже обратили внимание литературоведы(жары, грозы, луны), но и исследуется совершенно новый пласт романа - слова и фразы-лейтмотивы. Прослеживая по тексту слово-лейтмотив "Пора!", студентка показывает проступающую за ним текучесть времени, выход к вечным проблемам бытия. Исследование фразы-лейтмотива "Этого не может быть" позволяет выявить роль её в раскрытии конфликта веры и безверия, а также проследить её композиционную роль связи двух пластов романа - реального и ирреального. Другая фраза-лейтмотив "О боги, боги!", обретая всё новые смыслы, обрастая ассоциациями, даёт ключ к постижению многих тайн великого романа.

Тема "Цветопись и светопись в романе "Мастер и Маргарита" почти не исследована: если по светописи есть отдельные наблюдения (подчас очень спорные и субъективные), то по цветописи нет ни одной работы. Поэтому студентам приходится идти по "целине", самостоятельно и углублённо работать над текстом романа. А между тем обращение к этому, казалось бы, узкому вопросу помогает выявить не только глубинные, подчас подтекстовые пласты романа, но и лучше постичь некоторые секреты мастерства писателя.

В докладах на эту тему удачно показывается многозначность цвета в романе, его роль в раскрытии внутреннего мира героев. В одной из таких работ по-новому, вопреки устоявшейся традиции, даётся трактовка солнечного и лунного света в романе. Студентка доказывает, что солнечный свет приносит не радость, а горе, заставляет страдать, а лунный - не свет инфернального мира, а свет, который несёт героям романа утешение и покой. Причём обращение к ранним редакциям и другим произведениям М. Булгакова обогащает анализ, делает более доказательными наблюдения и выводы.

Основная задача доклада, специально посвящённого цветописи в романе "Мастер и Маргарита", - выявление символики основных цветов, их оттенков и сочетаний, их семантической многозначности. В работе прослеживается традиционное использование писателем цветовых определений, опирающееся на фольклорные, мифологические и христианские традиции, на опыт русской литературы XIX-XX веков. Интересно и тонко, например, исследовано сходство и различие цвета у М. Булгакова по сравнению с его предшественниками (Ф. Достоевский, М. Горький, А. Белый, Л. Андреев, Ф. Сологуб и др.). А с другой стороны автор показывает нетрадиционное, личностное, субъективное, часто ассоциативное восприятие цвета великим писателем. Количественные подсчёты использования того или иного цвета в романе оборачиваются его качественными характеристиками.