Рассмотрим взгляды ученых криминологов на эту проблему. Среди ученых нет единого подхода к определению структурных компонентов личности преступника. Отдельные авторы исследуют структуру личности преступника лишь с психологических позиций без учета социально демографических и криминально-правовых признаков[23]. Такой поход значительно ограничивает систему характеристики личности преступника, тем более, что в социально-демографической характеристике преступников выявляются статистические закономерности, которые имеют важное значение для предупреждения преступления. Криминально-правовые характеристики, кроме важных данных о предыдущей судимости преступников , содержат информацию о роли преступника в содеянном преступлении (это имеет особенно большое значение при условии наличия соучастия), что наряду с другими признаками дает возможность определить опасность преступника. А такие составляющие криминально-правовых признаков личности преступника, как мотив и цель, раскрывают причины преступного поведения.
Валуйская М.Ю., определяя структуру личности преступника, выделяет социально-демографические, криминально-правовые, личностно-целевые, морально-психологические характеристики личности[24].
В. Шакун выделяет пять подструктур, а именно:
- включает такие социально- демографические признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальную и профессиональную принадлежность, уровень материальной обеспеченности;
- обуславливает уровень умственного развития, образовательно -культурный уровень (знания, привычки, умения);
- охватывает моральные качества, ценностные ориентации, стремления личности, ее социальная позиция и связи, интересы, потребности;
- формирует психические процессы, состояние личности;
- определяется социальным содержанием и проявление таких характеристик как пол, возраст, состояние здоровья и др.[25]
На взгляд Деменко С., наиболее важным подструктурами личности преступника являются: социально-демографическая; уголовно – правовая; социально ролевая и ролевые ожидания; морально – психологическая; общезначимые положительные человеческие качества; исключительно психологические и биологические особенности[26].
Следуя этой последовательности, Деменко С. исследовал личность вымогателей. По данным его исследования, среди 160 преступников мужчин было 152 (95%), а женщин 8 (5%). Наибольшую группу представляли лица молодежного возраста (18 – 30 лет) – 66 преступников, или 41,3 % всего количества преступников. Преступники старшего возраста (30 – 40 лет) насчитывается 44 человека, или 27,5%. Таким образом, вымогатели – это большей частью лица молодого, наиболее активного возраста, а также лица пожилого возраста.
Достаточно тревожными данными, которые он получил в процессе определения возрастной характеристики преступников, является то, что определенная, хотя и не очень большая группа, - это вымогатели в возрасте 14 – 16 лет. Чтобы в полной мере подтвердить репрезентативность полученных нами данных про несовершеннолетних вымогателей, Деменко С. попробовал в пределах Украины в целом определить значительный вес несовершеннолетних вымогателей среди всех особ – вымогателей. К сожалению, этот вид преступления в 2003 году относительно несовершеннолетних в отчетности специально не выделялся, поэтому он опирался на показания за более ранние периоды. Так, в 1999 году было зарегистрировано 323 вымогательства, которые были совершены несовершеннолетними, а всего в Украине было зарегистрировано 3228 вымогательств. Таким образом, на вымогательство, совершенных несовершеннолетними, приходится 10%. В 2000 году среди несовершеннолетних зарегистрировано 315 вымогательств, а всего вымогательств – 2681 (на несовершеннолетних приходится 11,8 %). В 2002 году из общего количества вымогательств 2077 несовершеннолетними было совершено 410 вымогательств, т.е.19,7 % .
Несовершеннолетние, которые совершают вымогательство, по данным проведенного изучения уголовных дел, как правило, действовали в группах; потерпевшими также были несовершеннолетние. Преступники вымогали сначала небольшие суммы денег, но со временем повторяли свои требования и чаще всего относительно одного и того же потерпевшего.
Старшая возрастная группа преступников (больше 40 лет) насчитывала 15 лиц, что составляет 9,4 % с числа всех лиц, осужденных за вымогательство.
Заслуживает внимания учебный уровень преступников. Наибольшее количество вымогателей – 98 лиц (61,2 %) имело общее среднее и среднее специальное образование; 18 лиц – образование в пределах 6 – 8 классов (11,3 %); 12 вымогателей (8,1 %) – высшее образование и незаконченное высшее образование. Приведенные данные свидетельствуют, что образование не влияет на преступное поведение. Наверное, это объясняется тем, что раньше в стране было обязательным общее среднее образование, что и нашло отображение в сравнительно высоком количестве вымогателей, которые имеют среднее образование. Обратим внимание на то, что лица которые имели высшее образование более утонченно, усовершенствованно совершали вымогательства. Их действия отличались исключительной жестокостью, что является свидетельством глубокой деморализации этих лиц, не обращая внимания на то, что они имели высшее образование.
Среди вымогателей значительно преобладают лица, которые не были связаны семейными узами. Почти 68% вымогателей сообщили, что они не женаты; еще 7 % лиц были разведены. Обычно, это обстоятельство не может рассматриваться как причина или условие совершения ими преступлений. Вместе с тем отсутствие собственной семьи обуславливает более вольный взгляд на жизнь, способствует общению с друзьями, кое –кто имел уголовное прошлое, употреблял спиртное, наркотики.
В процессе исследования изучались условия жизни преступников. Почти все они были обеспечены жильем; лишь 1,5 % преступников не имели жилья.
Характерным признаком преступников – вымогателей является то, что большое их количество на момент совершения преступлений не работали и не учились, находясь в дееспособном возрасте. По нашим данным, на таких лиц преподало 62 % всех осужденных. Эти данные коррелируются с общими данными о таких лицах среди всех осужденных преступников в Украине в 2003 году. Их насчитывалось 63 %, что свидетельствует о репрезентативности полученных данных.
При изучении уголовных дел Деменко С. обращалось внимание на продолжительность времени, на протяжении которого преступники не работали. К сожалению, такие сведения содержались не во всех уголовных делах. Поэтому статистические обобщения тут не срабатывают, но все-таки приведем полученные им данные: в уголовных делах относительно времени, когда виновные в совершении преступления не работали и не учились, сведения были на 25 лиц. Среди них не работало до одного года 6 лиц (24 %), больше года – до 2 –7 лиц (28 %), более двух лет – 12 лиц (48 %). Один вымогатель даже заявил, что он не работает и никогда не будет работать. Приведенные данные свидетельствуют о том, что данная часть преступников до совершения преступления не работала и не училась, а это должно учитываться при планировании совершения предостерегающих мер. Известно, что отсутствие работы является достаточно весовым толчком к совершению преступлений. К сожалению, в уголовных делах не было данных про причины, по которым обвиняемые лица не работали. Это является существенным недостатком, который допускается при расследовании и судебном рассмотрении дел. 25 преступников сообщили, что их материальное положение было ниже границы бедности. Наверное, это обстоятельство имеет большее расширение, чем установлено Деменко С. при изучении уголовных дел.
Среди лиц, которые работали в момент совершения вымогательства, преобладают те, кто работал в коммерческих структурах.
Что касается морально – психологической характеристики преступников, то непосредственно в материалах уголовных дел она не отображается в полном объеме. В литературных источниках при характеристики личности преступников корыстно – насильственной направленности выделяются такие их черты, как присутствие корыстно – паразитической мотивации, стремление к «хорошей жизни», негативного отношения к честному труду, который такой «жизни» дать не может, решение, что именно преступному пути следует отдавать преимущество, что лишь таким способом можно «выбиться в люди» или иметь деньги для удовлетворения потребностей. К этому добавим, что этим лицам присуще также неуважение к правам личности, иногда садистские склонности, низкий уровень культуры и моральности, равнодушие к чужому горю.
Про негативные морально – психологические качества личности вымогателей свидетельствует то обстоятельство, что значительное количество преступников раньше были судимы за разные преступления, в основном корыстного и корыстно – насильственного направления. В изученных нами делах раньше судимыми были 56 лиц, или около 35 % всего количества, осужденных в этих делах. Этот показатель значительно выше, чем аналогичный показатель всех осужденных лиц Украины. В 2003 году он составлял 24,4 %. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие предыдущей судимости вымогателей является характерной особенностью преступников этой категории. К этому добавим, что значительная часть ранее судимых имело две, три и больше судимостей.
Анализ характеристики с места работы, учебы или проживания вымогателей не дает четкого представления про личность виновных. Во-первых, не во всех делах есть такие характеристики. Во-вторых, они слишком обобщенные, стандартные, характеризуют вымогателей лишь с позитивной стороны, что совсем не соответствуем их поступкам.
При расследовании дел этой категории, нужен глубокий всесторонний анализ личности преступника с помощью не только официальных характеристик, но и других источников информации.