Смекни!
smekni.com

"Вас развратило Самовластье...". Опыт прочтения одного стихотворения Ф.И.Тютчева (стр. 2 из 2)

Такое понимание "самовластья" находит подтверждение в пушкинском стихотворении "Анчар" (1828). Анчар - древо яда, источник смерти, проклятие природы.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Но самого древа нельзя обвинять в том, что оно несет зло. Это попущено Творцом природы. Никому, кроме человека, анчар не грозит бедой:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет…

Человек - вот существо, хотя и сотворенное Богом, но наделенное самовластием, то есть свободой воли. И. И. Срезневский в словаре древнерусского языка указывает: "Самовластие - свободная воля". В православной аскетике под "самовластием" понимается свойственная человеку как разумному существу способность сознательного выбора между добром и злом. Если он еще имеет власть и над другими людьми, то не всегда с честью выдерживает это испытание.

…Человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

В черновике мысль Пушкина выражена еще отчетливее: "Послал к анчару самовластно". Источник зла - самовластная воля человека. Словарь языка Пушкина отмечает: "Самовластно - по личному усмотрению, произволу, самовольно". Самовластно у Пушкина может поступать не только царь, но и разбойник. Словарь дает пример такого словоупотребления из "Капитанской дочки": "Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали…"

В этом - пушкинском - контексте следует, как нам кажется, понимать и смысл стихотворения "14-ое Декабря 1825". Прояснить его помогает статья Тютчева "Россия и революция", написанная по-французски и впервые напечатанная в Париже в 1849 году. Здесь, в частности говорится: "Человеческое я, желающее зависеть лишь от самого себя, не признающее и не принимающее другого закона, кроме собственного волеизъявления, одним словом, человеческое я, заменяющее собой Бога, конечно же, не является чем-то новым среди людей; новым становится самовластие человечес-кого я, возведенное в политическое и общественное право и стремящееся с его помощью овладеть обществом. Это новшество и получило в 1789 году имя Французской революции".

Та же мысль звучит и в стихотворении Тютчева "Наполеон":

Сын Революции, ты с матерью ужасной

Отважно в бой вступил - и изнемог в борьбе...

Не одолел ее твой гений самовластный!..

Бой невозможный, труд напрасный!..

Ты всю ее носил в самом себе...

Таким образом, Тютчев пытается определить духовные причины революции. Ее идея заключается в "самовластии человечес-кого я, возведенного в политическое и общественное право". Именно в этом смысле и употребляется слово "самовластье" в стихотворении "14-ое Декабря 1825". Иван Аксаков, близко знавший Тютчева и написавший его биографию, отмечал, что "в его писаниях с самых ранних лет выражалась замечательная самостоятельность и единство мысли" . Развращенные "самовластием человеческого я" ("Вас развратило Самовластье…"), декабристы носили кару сами в себе ("И меч его вас поразил…"). По Тютчеву, причина бунта и гибели декабристов по отношению к ним не внешняя - самовластье (самодержавие), а внутренняя - стремление утвердить власть собственного "я".

"Самовластье" у Тютчева во многом понимается как "любоначалие" - желание властвовать. Здесь снова уместно вспомнить Пушкина:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей

("Отцы пустынники и жены непорочны…", 1836).

В словаре языка Пушкина приводится лишь одно значение слова "любоначалие" - "властолюбие, стремление властвовать над другими". Но страсть любоначалия многообразна. Это не только властолюбие, но также превозношение и гордость. Оно (любоначалие) прямо противоречит евангельской заповеди: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Мф. 20, 26 - 27). Нарушение Адамом и Евой запрета, наложенного Богом, не было простым непослушанием. "И вы будете, как боги", - сказал им змий во искушение (Быт. 3, 5). Вот где лежит исток самовластия восставших декабристов.

Что касается второй строфы стихотворения, то ее образы - "вечный полюс", "вековая громада льдов", "зима железная" - связаны с символикой русской государственности. Напротив, таяние снега, льда символизировали в ту эпоху революцию. По Тютчеву, декабристы покусились на коренные законы русской жизни, на которых покоилась Российская Империя, и потому их безрассудный бунт был обречен: "И не осталось и следов".