Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними. В юридической литературе отмечается, что к источникам земельного права следует относить общие принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридической силой обычаи.
На основании изложенного можно сделать вывод, источниками правового регулирования договора пожизненного содержания с иждивением является Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также нормы специализированного законодательства.
3.1 Содержание договора пожизненного содержания с иждивением
Из содержания ст. 572 ГК следует, что сторонами договора пожизненного содержания с иждивением является плательщик и получатель ренты (Приложение 1).
Получателем ренты может быть только гражданин, желающий передать принадлежащее ему недвижимое имущество в собственность того, кто обязуется предоставить ему (или указанному им лицу) пожизненное содержание. Закон не требует, чтобы получатель ренты обязательно был нетрудоспособным. Договор могут заключать и несколько лиц, например супруги[6, с.159].
Состав плательщиков ренты законом не ограничен: ими могут быть как физические, так и юридические лица, в частности страховые и иные коммерческие организации. Не запрещают гражданину уже имеющему в собственности квартиру, жилой дом, стать плательщиком ренты и получать от получателя ренты в собственность еще одну квартиру, жилой дом.
Предметом договора пожизненного содержания с иждивением является только недвижимость. Причем, закон разрешает передавать не только жилой дом, но и иные виды недвижимости, например квартиру, земельный участок. Рента выступает в виде обеспечения повседневных потребностей ее получателя: в жилище, питании, одежде. А если необходимо в силу состояния его здоровья - также и в уходе за ним. Договором может быть предусмотрена оплата плательщиком пожизненного содержания с иждивением и ритуальных услуг.
Срок действия договора определяется не конкретной датой, а моментом наступления смерти получателя ренты. Права получателя пожизненного содержания с иждивением являются неотчуждаемыми: они не могут быть переданы получателем ренты другому лицу и не переходят по наследству.
Договор пожизненного содержания с иждивением подлежит не только нотариальному удостоверению. Из содержания ст.4 Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» № 133 от 22 июля 2002 г. (в ред. от 8.07.08 г.) следует, что договор оговора пожизненного содержания с иждивением подлежит государственной регистрации. Поэтому договор признается заключенным с момента такой регистрации.
Обязанности плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением вытекают из самой сути рентных отношений: это может быть
обеспечение потребностей гражданина - получателя ренты в жилище, питании, одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина - и
в уходе за ним. Договором пожизненного содержания с иждивением может быть также предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг. Приведенный в ГК перечень услуг, предоставляемых получателю ренты, является примерным, поэтому конкретные обязательства плательщика должны быть указаны в договоре. При этом возможно как расширение перечня услуг, так и его сужение, что не противоречит закону. Как правило, стороны лишь в общих чертах оговаривают эти условия, вследствие чего имеется вероятность возникновения судебных споров. Так, в п. 3 договора пожизненного содержания с иждивением, заключенного между гражданкой К. и гражданином С., в качестве одной из обязанностей плательщика ренты значилась обязанность оказания «различных бытовых услуг». Впоследствии гражданка С. обратилась в суд Фрунзенского района г. Минска с требованием о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением. В исковом заявлении было указано, что несмотря на постоянные намеки истицы ответчик «недостаточно оказывал бытовые услуги». По мнению истицы, ответчик должен был чаще помогать ей по хозяйству: мыть окна, забирать белье в стирку, делать мелкий ремонт, готовить еду и т. д. Руководствуясь ст.ст. 572 - 576 ГК, суд вынес решение о расторжении договора[12, с.11].
Кодекс не связывает также предоставление получателю услуг с обязательным использованием для этого переданного плательщику имущества. В обеспечение пожизненного содержания с иждивением гражданин, проживающий в городской квартире, может передать плательщику жилой дом в сельской местности, оговорив, например, в договоре удовлетворение его потребностей только в пище и уходе.
Периодичность предоставления содержания законом особо не оговаривается, поскольку решение вопроса зависит в конечном итоге от характера предоставляемых услуг. Если речь идет об обеспечении потребностей иждивенца в жилище, питании, уходе, то следует исходить из необходимости обеспечения нормальных естественных потребностей человека, если только стороны не оговорили специально эти вопросы в самом договоре.
Независимо от вида предоставляемых получателю услуг и их количества в договоре пожизненного содержания с иждивением должна быть определена стоимость всего объема содержания с иждивением. Максимальный размер стоимостного выражения содержания законом не ограничивается, тогда как минимальный не может быть менее двукратного размера базовой величины, установленного законодательством. Предполагается, что меньший объем содержания не обеспечивает целей договора, превращает его либо в притворный, прикрывающий другую сделку (например, дарение), либо в кабальный для получателя.
Определение минимального уровня пожизненного содержания в размере двукратной базовой величины не отвечает, по большому счету, целям договора, поскольку на практике само понятие «содержание с иждивением» никак не сопоставимо с двукратной базовой величиной из-за чрезвычайно низкого уровня данной величины, являющейся, по сути дела, техническим нормативом при определении величины социальных выплат, штрафных санкций и т.п. Учитывая социальную направленность пожизненного содержания с иждивением, целесообразнее было бы использовать величину прожиточного минимума.
Учитывая допустимость применения к пожизненному содержанию правил о пожизненной ренте, следует иметь в виду, что стоимость пожизненного содержания с иждивением пропорционально увеличивается с увеличением в установленном порядке размера базовой величины, как это предусмотрено ст. 299 ГК.
При разрешении спора между сторонами об объеме содержания, которое предоставляется или должно предоставляться гражданину, суд должен руководствоваться принципами добросовестности и разумности (п. 3 ст. 573 ГК). Данное уточнение не вступает в противоречие с положениями п. 4 ст. 9 ГК, согласно которым добросовестность и разумность участников гражданско-правовых отношений предполагается в случаях, когда законодательство ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права добросовестно и разумно. Поскольку при разрешении спора о размере содержания речь идет об установлении права, критерии оценки которого зависят от субъективного усмотрения сторон и которое должно получить судебную защиту, то следование закрепленному в ст. 2 ГК принципу добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений является не только желательным, но в силу за
кона - и необходимым.
Кодексом не исключается возможность замены предоставления содержания в натуре периодическими денежными платежами в течение жизни гражданина. Такая замена по смыслу ст. 574 ГК допускается, если она предусмотрена договором пожизненного содержания с иждивением. При этом в договоре может быть предусмотрено, что правом требования такой замены наделяется только одна сторона (например, получатель содержания) либо и получатель, и плательщик. Возможность замены предоставления содержания выплатой денежных сумм может быть обусловлена рядом дополнительных условий, которые должны быть оговорены в договоре, поскольку они могут иметь определяющее значение для оценки правомерности требований заинтересованной стороны в такой замене (обычно на практике - получателя ренты). Не исключается предоставление части содержания в натуре, а части - в выплате денежных сумм.
Срок выплаты ренты определяется сторонами, а если в договоре периодичность не определена, то применяются правила ст. 569 ГК, согласно которым рента выплачивается по окончании каждого календарного месяца.
Применительно к пожизненному содержанию с иждивением ст. 575 ГК предусмотрены специальные меры защиты прав и законных интересов получателя ренты в дополнение к уже установленным общим нормам обеспечения его прав. Эти меры заключаются, прежде всего, в предъявлении к плательщику ренты дополнительных требований в части отчуждения и использования переданного ему в обеспечение ренты недвижимого имущества. Так, отчуждение плательщиком имущества, переданного для обеспечения пожизненного содержания, сдача его в залог, обременение иным способом допускается только при наличии предварительного согласия получателя ренты. Отсутствие такого согласия является основанием для признания совершенных плательщиком ренты сделок по распоряжению таким имуществом недействительными. Дача согласия на отчуждение недвижимости не лишает получателя ренты права на другие гарантии. В частности, плательщик такой ренты, передавший обремененное рентой недвижимое имущество другому лицу, несет субсидиарную с ним ответственность по требованиям получателя ренты, если ГК, иными актами законодательства или договором не предусмотрена солидарная ответственность по этому обязательству (п. 2 ст. 557 ГК). Следовательно, давая согласие на отчуждение имущества, получатель ренты вправе потребовать установления солидарной ответственности прежнего и нового приобретателя имущества в случае нарушения договора ренты.