М.В. Сидорова
Попытка создания библиотеки нелегальных изданий была предпринята русскими политэмигрантами в Женеве в 1901-1903 гг. Они решили создать Центральный русский музей с библиотекой и архивом [1]. Однако дальше учредительного собрания "общества попечения о русском музее в Женеве", на котором был выбран комитет и выработан устав общества, дело не пошло.
Позже, в 1904 г., в той же Женеве при личном участии Ленина была основана группа, которая предприняла энергичные шаги по собиранию социал-демократической литературы, а впоследствии и литературы других партий и движений всех основных стран мира.
Однако женевская библиотека РСДРП была не первой подобной библиотекой. Библиотека нелегальных изданий, интересная, большая и активно используемая, существовала и в России, в Петербурге, в Департаменте полиции МВД.
История ее создания ведет свое начало от III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Основанное в 1826 г., учреждение стояло вне правительственной подчиненности и в силу возложенных на него задач имело право требовать с учреждений и ведомств отчеты по различным направлениям деятельности, а также контролировать и направлять их работу. С 1828 г. оно стало играть ведущую роль в цензуре, закрепило за собой право получать по одному экземпляру всех газет, журналов и альманахов "немедленно по выходе из печати и до вступления в частные руки или книжную торговлю" [2]. Цензурные комитеты обязаны были представлять в III Отделение ежемесячные сводки о напечатанных и изданных за истекший период периодических изданиях. Циркулярно об этом были извещены все начальники губерний, и вскоре в III отделение стали поступать из различных мест рапорты о том, что "по всей губернии состоит только одна типография при губернском правлении, в которой кроме казенных бумаг никаких сочинений не печатается" [3]. Таким образом, первоначально все усилия "голубого ведомства" были направлены на столичную прессу и на цензуру драматических произведений [4].
Ежедневно журналисты III Отделения внимательно просматривали все статьи в периодических изданиях, докладывали их содержание начальству, а потом раздавали ненужные газеты и журналы для домашнего чтения чиновникам, а также арестантам Петропавловской крепости [5]. Один экземпляр всех основных изданий складывался в журнальной части, а с 1847 г. при общем архиве III Отделения. Сюда же свозили и тиражи запрещенных цензурою книг. Они занимали много места и периодически с "высочайшего разрешения" уничтожались, для справок оставлялось по несколько экземпляров каждой книги [6].
В 40-е гг. XIX в. III Отделение докладывало императору, что из всех издаваемых в России периодических изданий лишь "Отечественные записки" и "Современник" помещали статьи "неосторожные и неуместное толкование о прогрессе, о современных вопросах, об идеях Запада. Все это относилось собственно до наук и литературы, но облекалось в такие выражения, которые могли наводить молодых людей на мысли о коммунизме и социализме" [7]. Более всего беспокоили III Отделение иностранные книги и журналы. Проникали они в Россию довольно легко - книгопродавцы имели право получать на руки все присылавшиеся из-за границы книги и могли как представлять их в цензуру, так и отсылать обратно. Многие из них пользовались этим правом и оставляли у себя запрещенную литературу. При обысках 1849-1850 гг. у книгопродавцев было изъято большое число запрещенных книг (в Петербурге - 2581 экземпляр, в Риге - 2035, в Дерпте - 1105).
Часть изъятых книг поступила в III Отделение для пополнения библиотеки, а с мая 1850 г. все иностранные издания законодательным путем препровождались на рассмотрение шефа жандармов. Количество подписных газет и журналов возрастает с середины 50-х годов, когда начинают выходить первые книжки "Полярной звезды" А.И. Герцена. Библиотека комплектуется всеми изданиями "Вольной русской прессы", запрещенными к изданию в России сочинениями И.Г. Головина. Н.Б. Голицына, И. Гагарина. Откладываются здесь и записки К.С. Аксакова, Н.А. Серно-Соловьевича, К.Д. Кавелина об освобождении крестьян; вышедшие за границей воспоминания декабристов И.Д. Якушкина, Е.П. Оболенского; воспоминания о декабристах Дениса Давыдова, не пропущенные цензурой произведения А.С. Пушкина, Т.Г. Шевченко, К.Ф. Рылеева, Н.А. Некрасова.
Период 60-70-х гг. в России знаменателен массовым распространением революционных прокламаций, воззваний, листовок, которые тоже начинают собираться в библиотеке. Характеризуя литературу этого периода. III Отделение сообщало Николаю I: "Вообще в нашей литературе господствует исключительно революционное направление, с знаменем отрицания всякого существовавшего до настоящего времени порядка. Направление это тем более опасно, что заражая юное поколение, готовит увеличение фаланги нынешних демократов массою введенных в заблуждение умов; готовит, быть может, для России в будущем ряд тех событий, которые, во имя ложной свободы и самоуправления, лишают народы благоденствия" [8].
На момент 1874-1875 гг. III Отделение получало обязательные экземпляры 104 журналов и альманахов, 65 различных газет, выписывало 11 иностранных газет, выходивших в Париже, Лондоне, Лейпциге, Брюсселе [9]. Для императора ежемесячно составлялись обзоры периодической печати, а в ежегодных всеподданейших отчетах III Отделения рубрика "направление нашей литературы" появляется на одном из первых мест, после рубрики "государственные преступления".
В 1880 г. на смену III Отделению пришел Департамент полиции МВД. При распределении обязанностей между структурными подразделениями библиотеке отвелось место в самом важном и секретном - третьем делопроизводстве. Помимо надзора за политическими настроениями учащейся молодежи, розыска по политическим делам, наблюдения за корреспонденцией частных лиц, на него была возложена регистрация произведений нелегальной печати, изъятие из поступающих в Департамент полиции вещественных доказательств книг, брошюр, воззваний, листовок; ведение дел о подпольной печати, конфискации преступных изданий, составление общего каталога хранящихся в библиотеке Департамента полиции революционных изданий и выдача о них справок [10]. В 1898 г. библиотека переходит в новое структурное подразделение - Особый отдел - и остается в нем до 1917 г. [11].
Комплектование библиотеки шло несколькими путями. Основным было получение, в соответствии со статьей 72 Устава о цензуре, обязательного экземпляра всех газет, журналов и альманахов из Главного Управления по делам печати. Выписывались также основные заграничные издания, в том числе и революционные: "Освобождение", "Революционная Россия", "Искра". Иногда библиотека пополнялась и в результате перехвата посылок с запрещенной литературой, обысков, арестов. Правда, последний путь практиковался меньше, так как арестованная литература должна была фигурировать на судебных процессах в качестве вещественных доказательств, а после суда уничтожалась. В апреле 1908 г., после настойчивых требований Департамента полиции. Министерство юстиции издало распоряжение, предписывающее прокурорам судебных палат и окружных судов "препровождать в Департамент полиции все имевшие значение вещественные доказательства по политическим делам: книги, рукописи, письма, заметки, печатные и рукописные материалы, поступающие по окончательном разрешении сих дел, к прокурорскому надзору для уничтожения" [12].
Вскоре в Департамент полиции начинает поступать большое количество посылок, огромных тюков с различного рода вещественными доказательствами. Помещение библиотеки было загромождено массой ненужной литературы, и уже в июле 1908 г. Департамент полиции просит министра юстиции приостановить действие вышеупомянутого циркуляра и разъяснить прокурорам, какие именно материалы интересуют Департамент полиции, а именно "документы общего характера в виде, например, программ подпольных организаций, отчетов и сообщений о их съездах и конференциях, отчетах о денежных средствах отдельных кружков и организаций, и наконец, тех преступных воззваний, которые по остроте выражений или по важности трактуемого предмета представляют исключительное значение в смысле характеристики партий, выпускавших эти воззвания" [13]
К началу XX века библиотека насчитывала более 5000 революционных изданий, каталог библиотеки включал также книги по экономической, политической, юридической, церковной проблематике. После революции 1905-1907 гг. резко возрастает издательская деятельность местных партийных комитетов. В связи с этим всем начальникам охранных отделений (OO), губернских жандармских управлений (ГЖУ) и жандармско-полицейских управлений железных дорог (ЖПУ ж.д.) циркулярно предписывалось доставлять в Департамент полиции по три экземпляра всех обнаруженных при обысках подпольных изданий. Заведующему заграничной агентурой был послан аналогичный циркуляр с просьбой "высылать в одном экземпляре газеты, издающиеся в Берлине, Вене, Париже и Лондоне по программам социалистов-революционеров и социал-демократов на немецком, французском и английском языках" [14].
Следует отметить, что библиотеки нелегальных изданий существовали и в подведомственных Департаменту полиции учреждениях. Учитывая, что "для правильного и успешного ведения политического розыска и производства дознаний по государственным преступлениям, господа офицеры Отдельного Корпуса жандармов должны основательно знать программы революционных партий и всегда быть осведомленными о современном положении дел в партиях", [15] положение 1906 г. о районных охранных отделениях и положение 1907 г. об охранных отделениях предписывали обязательно иметь библиотеку с алфавитным каталогом [16]. К 1913 г. библиотеки имелись практически во всех учреждениях политического сыска. Например, библиотека Киевского ГЖУ насчитывала более 4000 книг, Енисейского ГЖУ - 2500 книг. Одесского ГЖУ - 2654 книги и т.п [17]. Библиотеки, как правило, имели каталоги с рубриками: "история революционного движения в России и за границей", "политическая история", "анархизм и коммунизм", "политэкономия, экономическое движение", "история политической ссылки", "либерализм", "Государственная Дума" и т.п. [18].Между библиотеками существовали тесные отношения и обмен литературой. Департамент полиции давал методические рекомендации по комплектованию библиотек и составлению каталогов, помогал выписать заграничные издания, высылал необходимые для работы книги.