Наконец, произведение "Пан" (1894) дает нам более отчетливое представление о том, в каком направлении будет двигаться писатель в дальнейшем. В этом романе, проникнутом высокой поэзией, Гамсун подошел к человеку прежде всего как к неотделимой части природы. Главный герой, лейтенант Глан, живущий в лесу, способен ощутить истинную свободу и полноту счастья лишь там, наедине с негаснущим днем северного лета, вслушиваясь в неспешное дыхание природы, ткущей вечную нить бытия. В цивилизованном мире он чувствует себя неуютно и неловко. И все же он периодически наведывается в ближайшее людное местечко, где и возникает любовь к Эдварде, дочери местного купца Мака.
К истории Эдварды и ее отца Гамсун вернулся в романах "Бенони" и "Роза", написанных спустя десяток лет, в 1908 году. Словно не в силах расстаться с впечатлениями молодости, Гамсун в этих сюжетно связанных друг с другом романах вернулся к персонажам своего более раннего произведения (впоследствии подобное произошло не раз).
Есть и другой период, более ранний. Тогда Гамсун, еще будучи подростком, написал роман "Бергер" ("Бьергер"), привлекающий критиков исключительно с точки зрения вполне обоснованного интереса к эволюции писателя. Уже в этом произведении явно прослеживаются характерные черты писателя, здесь присутствует изображение столь любимой Гамсуном крестьянской жизни, любовь к природе, тема бродяги и странника, неприкаянной асоциальной личности. Заметна взаимосвязь с "Викторией" ("Бергер" как бы предвосхищает ее) - романом о любви, который вознес мировой авторитет Гамсуна до небес.
Действительно, "Виктория" (1898) - одно из самых значительных произведений мировой литературы новейшего времени, посвященных любовной теме. Прост, драматичен и емок сюжет повести, рассказывающей о глубокой, долгой и несбывшейся любви двух людей, разделенных сословными преградами, имущественными интересами, ложной моралью.
То ли сам Гамсун решил испытать на себе образ скитальца, то ли просто литературно решил его осмыслить, тем не менее, в двух небольших повестях, "Под осенней звездой" (1906) и "Странник, играющий под сурдинку" (1909), появляется нечто новое: писатель сам становится героем своих произведений, говорит от первого лица, бродяжничая по просторам Норвегии, то уходя в леса, то возвращаясь в общество, где его непременно ожидает все разнообразие человеческих отношений и социальных конфликтов. Позже, в романе "Последняя отрада" (1923) Гамсун завершит литературные эксперименты подобного рода, оправдывая свои скитания обычными людскими чувствами: когда ему надоедает в общество, он уходит в леса, в землянку; когда же Гамсуну становится скучно в лесу, он бродит в поисках общения, сворачивая то к лопарям, то в некую усадьбу, то в город.
Тайна человеческой закрытости, неспособности людей, даже любящих друг друга, прорваться через эту закрытость, преодолеть силы взаимного отталкивания представлялось Гамсуну весьма важной и значительной, и он изобразил ее в романе "Дети века" (1913) и его продолжении - "Местечко Сегельфосс" (1915) - как наиболее характерную особенность человеческих отношений и роковую черту детей новой эпохи.
Гамсун был удостоен Нобелевской премии в 1920 году за роман "Плоды земли" ("Соки земли", 1917), вившийся гимном крестьянскому труду, роман, который Горький в письме к норвежскому собрату по перу назвал "эпической идиллией", а сын Туре, художник и писатель "евангелием земли и труда". Главный герой этого романа-притчи Исаак превращает дикий лесной край в плодородную ниву. В его образе воплощен идеал норвежского крестьянина-труженика, свободного и независимого, неразрывно связанного с родной землей.
Теперь же я хочу сказать, что часто не соглашаюсь с мнением профессиональных литературных критиков, которые склонны видеть в некоторых произведениях слишком сокровенный смысл. Видимо, их профессионализм настолько глубоко впился в их сознание, что они уже не способны видеть за буквой "А" букву "А", нет, они обязательно будут рыскать и даже покажут всем, что за этой буквой стоит вовсе не "А", а скажем, в лучшем случае "Б", но чаще - буква, куда более далека от первой в алфавите. Если я раньше не вступал в полемику с критиками, то сейчас обязательно сделаю это, поскольку в данном случае, в случае с романом "Женщины у колодца" (1920), я не согласен с этими профессионалами кардинально. Это произведение - самая сумрачная книга Гамсуна, проникнутая горечью и печалью. Он описывает повседневную жизнь небольшого городка с ее интригами, мелкими происшествиями и событиями. Центральная фигура романа - Оливер Андерсен. Вот что пишет о нем критик Б. Сучков: "жутковато-гротескная фигура, собирающая вокруг себя события городской жизни и являющаяся ее отражением. С ним, некогда бойким молодым матросом, во время одного из плаваний произошло несчастье: ему раздробило ногу и таз, и он вернулся домой калекой. Так он и проковылял по жизни и городским улицам на деревяшке - ни мужчина, ни женщина, нечто среднее, - расплывшееся, безобразное, слюнявое существо, хитрое, пустое, бесплодное, похожее на липкую медузу. Правда, он вступил в брак со своей прежней подружкой Петрой, у них даже появляются дети, и много детей, но не всех их отцов Оливер знает и терпит по необходимости легкомыслие своей жены, лишь изредка учиняя ей скандалы".
Откуда такая злоба? Откуда вообще столько отрицательных эмоций? Неужели и сам Гамсун так ненавидел своего героя? Не думаю. Как по-моему, так этот герой удобно вписывается в четверку противоположностей. Первая фигура из нее была запечатлена еще в "Голоде": герой, с трудом справляющийся с теми трудностями, что предлагает ему судьба; но этот молодой человек - скорее не борец, а воплощение абсурдной надежды, в большей степени мечтающий и страдающий, чем действующий. О его зеркальном отражении я еще скажу чуть позже, когда дойду до романа "Замкнутый круг", но вкратце характеристика данного героя такова: он, в отличие от "голодающего", борется с обеспеченностью, и примерно так же страдает от всего того, к чему безнадежно стремится первый. Остались еще две фигуры, перпендикулярно дополняющие наш, извиняюсь за выражение, диалектический квадратик. Ни герой "Голода", ни герой "Замкнутого круга" не могли себе представить, что можно легко плыть по волнам судьбы, и, более того, - даже обгонять их. Разумеется, я говорю об Августе. И, наконец, зеркальное отражение Августа: наш Оливер, образец стоического отношения к судьбе (которая у него гораздо сложнее, чем у трех предыдущих, вместе взятых), настоящий мужчина, несмотря на свои физические недостатки, борец, уверенно шагающий на своей деревянной ноге не смотря ни на какие трудности. Если Августа течение судьбы заносит в самые разные стороны и распоряжается с ним как пожелает, то Оливер остается на одном и том же месте, даже если на море шторм, даже если шарахаются эти ужасающие девятибалльные волны. Вот такое мнение у меня по поводу этого героя. А роман, несомненно, отрясающий, один из лучших у Гамсуна. Никогда я так долго не размышлял, ни одно литературное произведение не вызывало у меня такую длительную и мощную бурю эмоций.
Скептическое отношение Гамсуна к буржуазной цивилизации сказалось в романе "Последняя глава" (1923), действие которого протекает главным образом в санатории, являющемся уменьшенным, уплотненным подобием общества. Роман писался в сложное историческое время, когда над миром пронесся ураган войны и революций. Здание старого мира дало трещину, и фундамент его был подорван. И хотя рост революционных настроений в Скандинавии и на родине Гамсуна не был столь интенсивен, как в остальной Европе, будущее капиталистического общества рисовалось писателю достаточно мрачным. Он завершил роман апокалипсической картиной пожара санатория "Торахус", сопровождавшегося гибелью всех его обитателей. Вечной и неизменной была лишь жизнь, земные заботы и труды.
Время, однако, делало свое: история, общественные отношения, человеческая психология не стояли на месте - они менялись, и этих перемен не мог не замечать Гамсун. Менялись и норвежская деревня, и городки, лежавшие у шхер, - все становилось другим, чем в ту пору, когда женщины вели свои нескончаемые разговоры у колодца. Гамсун попытался уловить облик того, что меняет историю и зовется прогрессом; он предстал в обличье предприимчивого, энергичного, ловкого Августа - мастера на все руки, главного героя трилогии, состоящей из романов "Скитальцы" ("Бродяги", 1927), "Август" (1930) и "А жизнь продолжается" ("А жизнь идет", 1933).
Произведения эти весьма разнообразны: несмотря на подчеркнутую реалистичность повествования, сочность и художественную простоту изображения бытового фона, в том числе и мелких житейских подробностей, пластичность действующих лиц, в нем отчетливо проступает склонность Гамсуна к символической универсализации ситуаций и характеров. Объединение частей трилогии образом Августа - бродяги, исколесившего весь мир (если верить словам самого Августа), личностью авантюристического склада - превращает все произведение в философско-плутовской роман, действие которого частично происходит в Полене, типичном приморском норвежском городке, и частично в Сегельфоссе. Август, периодически заворачивая после своих кругосветных путешествий в эти небольшие норвежские поселения, каждый раз пытается изменить и привнести что-то новое в "затхлую" и невыносимую, по его мнению, жизнь этих городков. Какие только идеи не возникают в его голове: от открытия банка, почты до основания рыбной фабрики; некоторые из них даже весьма симпатичны и по своему лиричны и прекрасны, как прекрасны привезенные Августом невесть откуда маленькие и прелестные елочки; у Августа кое-что даже получается, но, по большому счету, все, что бы он ни выдумал, не приносит никакой пользы инертному существованию норвежских поселений. Он продолжают жить так, как жили раньше. Да и какая может быть польза от банка или елочек в этих глухих местах? Но. Как только Август в очередной раз покидает Полен, его жители начинают понимать, кто такой Август и какая от него польза, да и попросту начинают скучать: им становится ясно, что Август - это не просто человек, это биение сердца самой жизни, самого человеческого существования.