6. Как форма утешения, одобрения собеседника. Употребляется часто в ряду с другими формами утешения: не горюйте, не переживайте, все образуется, все пройдет, будет и на нашей улице праздник и т.п.: "Вот именно такое доверие все семейство Александры Андреевны ко мне возымело: и думать позабыли, что у них дочь в опасности. Я их тоже, с своей стороны уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит" (И. Тургенев. Уездный лекарь); "[Соня (прижимаясь к няне):] Нянечка! Нянечка! [Марина:] Ничего, деточка. Погогочут гусаки — и перестанут... Погогочут — и перестанут..." (А. Чехов. Дядя Ваня); "– Ничего, Михайло Потапыч, не сумлевайся очень-то: Бог не без милостей, казак не без счастья. Пронесет и нашу тучу мороком" (И. Мамин-Сибиряк. Верный раб); "На добрых глазах Лоры выступили слезы, верхняя губа ее задрожала, и она, всхлипнув, припала к плечу Анжелики. А Анжелика гладила ее по спине и говорила: — Ничего, девочка, все бывает. Сейчас война, и много нервных" (Ю. Герман. Подполковник медицинской службы).
Ничего или Это ничего употребляется в ситуациях, когда говорящий оказывается в неловком, затруднительном положении, вызывает сочувствие окружающих и от этого чувствует себя смущенным. В этом случае ничего означает: "что поделаешь, так уж получилось, не принимайте случившееся или сказанное мною близко к сердцу", то есть является разновидностью формы утешения, ободрения себя и собеседника (или собеседников): "Катушин сидел теперь к нему спиной, и за линялым ситцем его рубахи странно суетились стариковские лопатки. "Да о чем ты, Степан Леонтьич, старичок милый!" — кинулся к нему Сеня. "Ничего... ничего, дружок. Спасибо тебе за ласку твою..." (Л. Леонов. Барсуки); "Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. И навстречу испуганной маме Я цедил сквозь кровавый рот: "Ничего! Я споткнулся о камень. Это к завтраму все заживет" (С. Есенин. Все живое особой метой...); «Ничего, это ничего, — всхлипывала Варя, утирая платочком слезы. — Это пройдет. Я, должно быть, утомилась... Мало спала..." — "Нет, нет! Это оттого, что мало выпила, — крикнул Герасимов. — Мы сейчас, пожалуй, повторим по полной, по полной..." — "Выше голову, Варя!"» (Б. Можаев. Мужики и бабы).
7. С вопросительной интонацией ничего употребляется при выражении просьбы, намерения с целью получить согласие или одобрение собеседника в значении: "можно? разрешите? не возражаете?": "Пехотный солдат подошел к костру, присел на корточки, всунув руки в огонь и отвернул лицо. — Ничего, ваше благородие? — сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. — Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю где. Беда!" (Л. Толстой. Война и мир); «"А вот этот чемодан в углу, я выброшу его, ничего?" — спросил я у Кати в первый же день. "Без проблем", — ответила она» (М. Угаров. Разбор вещей).
8. Ничего употребляется как форма выражения согласия в ответ на просьбу "да, пожалуйста": "[Мурзавецкая:] Вот и сослужи своей благодетельнице службу великую, избавь ее от заботы! Ведь иссушил меня племянничек-то. [Чугунов:] Ничего-с, можно-с, не извольте беспокоиться" (А. Островский. Волки и овцы); "[Женщина в электричке — мужчине в ватнике:] Дядечка, ничего, я тут сумку поставлю? — Ставь, ставь, ничё" (1992).
9. Ничего употребляется как форма возражения, выражения несогласия со словами, действиями или намерениями собеседника: "А она смотрит на нас да усмехается по-своему, нехорошо. «Не понимаю я, говорит, зачем ему заходить? И для чего зовете?" А он ей: "Ничего, ничего! Пусть зайдет, если сам опять захочет... Заходите, заходите, ничего!"» (В. Короленко. Чудная); "[Тятин:] Любезный братец... [Звонцов:] Некогда мне! [Тятин:] Ничего, успеешь совершить подвиги ума и чести. [Звонцов:] Это что за тон?" (М. Горький. Достигаев и другие).
Регулярность и предсказуемость употребления слова ничего в перечисленных речевых ситуациях поддерживается целым рядом производных фразеологических единиц с более или менее высокой степенью идиоматичности. Например: «"Как поживаете?" — "Ничего себе. Вы как?" — "Спасибо. До свидания. Заходите", — "Зайду. До свидания. Спасибо"» (А. Аверченко. День человеческий); "Затем он [Маяковский] спросил традиционное: "Как живете, караси?" — "Ничего себе, мерси", — отвечал я столь же традиционно. Это было двустишие из моей уже давно изданной детской книжечки под названием "Радиожираф", которое понравилось Маяковскому, и он пустил его в ход, так что в нашей компании, а потом по всей Москве оно сделалось как бы шуточным военным паролем" (В. Катаев. Трава забвенья); "Ничего идут дела, голова еще (пока) цела" (Из стихотворения С. Я. Маршака "Волк и лиса"). "Обращаясь к попутчикам, новый пассажир говорил с развязной фамильярностью, будто век знал их. Слова сыпал часто, с присвистом; — Приветик, хлопцы! Ну, как оно "ничего"? Едем, выходит? Красота!" (И. Акулов. В вечном долгу).
О широкой употребительности слова ничего в русском языке свидетельствуют и многочисленные, особенно в говорах и просторечии, производные лексико-грамматические единицы. Так, в словаре В. И. Даля и в словаре русских народных говоров (СРНГ) отмечены существительные ничевошник в значении "кому все нипочем, кто ко всему приговаривает ничего"; ничегокалка — "о том, кто повторяет ничего для собственного: успокоения", прилагательное ничёвый в значении "хороший, бравый" (Ничёвый малец. Ничёвая девка. Хозяин ничёвый, и она ничёвая и разговорчивая); глагол ничегокать "часто повторять ничего для собственного успокоения". В современном молодежном жаргоне, преимущественно в мужской речи, употребляется производное слово ничтяк (ништяк, нищак). "Как жизнь?" — "Ничтяк". "Как я постриглась?" — "Ничтяк". Употребляясь в предикативной функции, ничтяк может быть синонимично прилагательным красивый, хороший: "Ничтяк девочка", "Сапожки ничтяк".
В заключение еще раз отметим, что сфера употребления слова ничего (ничё) не ограничивается этикетными ситуациями, его семантическая структура шире представленной в статье. Слово это может употребляться в значении частицы вовсе, усиливающей отрицание, возражение: "Наташа отошла подальше, чтобы осмотреться в трюмо. Платье было длинно. — Ей-богу, сударыня, ничего не длинно, — сказала Мавруша, ползая на полу за барышней" (Л. Толстой. Война и мир). Может употребляться в роли модальной частицы, служащей для заполнения пауз, помогающей устранить возможное чувство неловкости, растерянности: "[Мирон (кланяясь):] Марфе Севостьяновне! [Марфа:] Мирон Липатыч! Да взойдите, ничего... (Мирон входит.) Какими судьбами?"( А. Островский. Невольницы). Наконец, ничего (ничё, ништо) может произноситься с интонацией угрозы (Ничего, встретимся еще...) или злорадства (Ничего, перебьетесь, не дворяне...). Характерное примечание, отражающее нравственно-языковое сознание комментатора, приводится в СРНГ: "Слово ничто (в просторечии более слышанное ништо) есть почти необъяснимое. Оно всюду и всеми употребляется. Это, так сказать, слово греховное, изъявляющее равнодушие, или утверждение, или даже удовольствие, если не радость, о случившейся беде или зле человеку, которого не любят или которому не сочувствуют. Ничто ему или ей — просто, или с прибавлением так и надо". 1854. (Вып. 21. С. 248).