Смекни!
smekni.com

Ад и рай Редьярда Киплинга (стр. 3 из 3)

Человек — загадка: то он — самый глупый, то — самый умный. То почти обезьяна, то почти бог.

Как разрешить загадку?

Вопрос на поля

В чём состоит загадка и закон человека?

В отличие от зверя, человек имеет право выбора — следовать своему закону или нет. Страх, Голод и Голос Нутра не гонят его так, как гонят зверя. Человек может не ведать закона — и всё же остаться в живых. Но закон человека столь же непреложен, что и закон джунглей; он так же суров и строг.

Кто из людей выбирает трудную дорогу закона, тот становится почти богом — Человеком с большой буквы. Кто выбирает жизнь вне закона, становится почти обезьяной — человечком с маленькой буквы. Кто верен закону, обретает человеческое достоинство и смысл жизни. Он — властитель. Кто не слышит голос закона, остаётся рабом.

Однако закон джунглей древней человеческого закона. Человеку есть чему поучиться у зверя. Зверь живёт не для себя, а для продолжения рода и выживания вида. Закон зверя — подчинение. Чтобы научиться властвовать, человек должен сперва научиться подчиняться — так же беспрекословно, как и животные.

По Киплингу, властвует не тот, кто слушается только собственной воли, а тот, кто слушается закона и служит другим. Маугли властвует в джунглях, потому что он служит джунглям. Англичане властвуют в Индии, потому что они служат Индии — таково мнение Киплинга.

Для чего же человек должен учиться властвовать? Не для того, чтобы тешиться властью, а чтобы совершенствоваться и двигаться вперёд. Иначе с городами, построенными человеком, произойдёт то же самое, что и с “великим городом Царя Двадцати Царей” (рассказ “Княжеский анкас”). Из слов Белой Кобры мы узнаём, почему погиб могущественный город. Царь, что правил им, копил сокровища и выслушивал льстивые речи придворных. Зачем ему были нужны сокровища? Ради самих сокровищ. Зачем ему нужна была власть? Ради самой власти. Время не прощает тех, кто властвует, не подчиняясь закону. И вот — Город Царя Двадцати Царей стал Городом Обезьян.

Власть — не право, а обязанность. Об этом Киплинг не уставал напоминать.

Чему ещё человек может научиться у зверя? По Киплингу, в жизни зверя нет ничего случайного. Каждое движение, каждое “слово” зверя направлено на то, чтобы выжить и отдать свою жизнь роду, стае, виду. Человек же по своей воле должен посвятить себя человечеству — без остатка. Человек должен так же служить своему племени, как волк — своей стае.

Зверь выживает в стае. Чтобы жизнь не была бесцельна и не прошла впустую, человеку нужно иметь или найти свою стаю. Поэтому, покинув волчью стаю, Маугли идёт на службу к англичанам.

У зверей так: стая важнее волка, охота важнее того, кто охотится. Так же должно быть и у человека. По словам Киплинга, корабль должен быть важней команды, игра важней игроков. Это честь — быть спицей большого колеса, быть частью фундамента, на котором покоится государство. Только когда человек забудет себя ради общего корабля и общей игры, ему дано будет счастье. Ведь “счастье — это знание, что нужно делать”.