Прозу Набокова можно сравнить с мозаичными узорами калейдоскопа. Перед художником — кусочки жизни, "драгоценные мелочи". Как из цветных стеклышек, складывает он из них узоры. Вот он поворачивает волшебный калейдоскоп, и возникает невиданный узор, сияющее произведение. Тема "узоров", "игры в узоры" сопрягается v Набокова с мастерством составления шахматных задач, чем он увлекался многие годы. "В этом творчестве, — писал он, — есть точки соприкосновения с сочинительством". Шахматную задачу он называл "созвездием", "планетариумом мысли", "оледенелым озером времени". Чем же так занимательна для людей выдумка, "игра в узоры"? Почему она становится делом жизни, любимой профессией, смыслом существования, а плоды этой игры, одеваясь в переплет, превращаются в сокровища?
Ответ на эти вопросы лежит в духовной области и связан с актом творения новой, художественной реальности — с единственным видом человеческой деятельности, имеющим не земные, а "небесные" корни. Именно творчество делает человека сопричастным Творцу, дает ему власть над пространством и временем, способность видеть мир по-новому —и самому творить его. Суть творчества — прорыв за пределы видимого мира. На это Набоков прямо указывает в стихотворении "Как я люблю тебя".
...есть в этом вечернем
воздухе порой
лазейки для души,
просветы в тончайшей ткани мировой.
Герои произведений Набокова никогда не усомнятся, что память, фантазия живые сами по себе. Их выбор в окружающем мире не может быть расценен иначе как гибель. Но характерно для этих героев то, что они не умирают в буквальном смысле, а переходят в тот запредельный мир, который всю реальную жизнь занимал их воображение и помыслы. Например, в романе 'Приглашение на казнь" такой переход описан следующим образом: "Все расползалось. Все падало. Винтовой вихрь забирал и крутил пыль, тряпки, крашеные щепки, мелкие обломки позлащенного гипса, картонные кирпичи, афиши; летела сухая мгла; и Цинциннат пошел среди пыли, и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему".
Состояния героев Набокова кажутся читателю естественными. В этом есть какая-то тайна. Писатель так подает героя, что при всех его "вывертах" мы замечаем их лишь в момент кульминации, то есть в момент исчезновения из нашего поля зрения. Например, Лужин — явно в метафизическом ореоле: над книгами он не задумывается, "стихи он плохо понимает из-за рифм, рифмы ему в тягость". Но тем не менее Лужин удивляет своих весьма эрудированных и образованных знакомых: "И странная вещь: несмотря на то что Лужин прочел в жизни еще меньше книг, чем она, гимназии не кончил, ничем другим не интересовался, кроме шахмат, — она чувствовала в нем призрак какой-то просвещенности, недостающей ей самой". Невежественный Лужин "таил в себе едва уловимую вибрацию, тень звуков, когда-то слышанных им".
Значение для русской литературы творчества Набокова состоит прежде всего в том, что он осмыслил ее саму в романе "Дар". Русскую литературу он сделал главным героем романа и олицетворил ее с отечеством. Хотя, возможно, это вопрос спорный.
Эпиграф к роману Набоков позаимствовал из "Учебника русской грамматики". Этим он явно хотел подчеркнуть, насколько распространены были эти истины в сознании русских людей. В условиях эмиграции одна из них: "Россия — наше Отечество" приобрело сразу и ироническое, и трагическое значение. Набоков говорит в романе о непрочности в XX веке самых исконных понятий. Он дает понять, что русские эмигранты — люди, для которых ни советская Россия, ни чужбина не могут стать новым отечеством. Трагическое ощущение!
Однако, писатель не зацикливается на роковых чувствах. Он тут же иронически изображает этих же "людей без отечества" на вечерах в доме Чернышевских. В той же иронической манере он 6"писывает русских хозяев квартиры, которую снимает герой, сумбур собраний союза литераторов и т. д. Основная спасительная идея здесь, по-моему, в образе "вечной" России, ключи от которой герой увез с собой.
Далее писатель концентрирует внимание на судьбе и творчестве писателя, на явлениях подсознательных, даже космических. Здесь он, явно используя личный опыт, показал все важнейшие составляющие творчества: жизнь писателя, жизнь его сознания, историю замыслов произведения, подтвердив тем самым заветную свою мысль, что творческая память способна воскресить прошлое и обессмертить его.