Смекни!
smekni.com

Пушкинский образ России (стр. 2 из 2)

Как звон святой, он должен лишь вещать

Велику скорбь или великий праздник.

В свете подобных созерцаний поэта становится более понятным известный всем пушкинский афоризм: "Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!"

Феномен смуты и самозванства впервые был проанализирован и художественно выражен Пушкиным в "Борисе Годунове". Позднее, в "Истории Пугачева" и "Капитанской дочке", он вновь обращается к этой теме. Смута - явление, неоднократно встречавшееся в русской истории, а XX век - его начало и конец - проходит под знаком смуты. Поэтому обращение к творчеству Пушкина имеет для нас не только характер сугубо исторический, но и прогностический. В начале своей исторической драмы Пушкин уже фиксирует возможность соблазна, смущения народа, когда князь Шуйский предлагает свой план князю Воротынскому:

Когда Борис хитрить не перестанет,

Давай народ искусно волновать,

Пускай они оставят Годунова,

Своих князей у них довольно, пусть

Себе в цари любого изберут.

Склонность к соблазнам, легковерность - одна из характерных черт русского народа. Именно это свойство национального характера использовал самозванец - Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудом избежавшего смерти царевича Димитрия. Его авантюрный и трагичный для русского народа план смог воплотиться в жизнь лишь при поддержке польского короля и римского Папы, которые стремились подчинить Русь власти Польши и насадить в ней католицизм. Эта позиция выражена словами самозванца:

Тень Грозного меня усыновила,

Димитрием из гроба нарекла,

Вокруг меня народы возмутила

Ив жертву мне Бориса обрекла...

..............................................................

Но знай,

Что ни король, ни папа, ни вельможи -

Не думают о правде слов моих.

Димитрий я иль нет - что им за дело?

Но я предлог раздоров и войны.

Им это лишь и нужно...

В этой тираде самозванца заключена вся идеология прошлых и современных смут, выпавших на долю русского народа. Именно он стал жертвой смуты, а не только царь Борис. Склонность к соблазну приводит народ к утрате иммунных сил державности, делает его игрушкой в руках политических авантюристов и самозванцев всех мастей, превращает его в чернь, в толпу, руководимую стадным сознанием. Пушкин сам был современником столь же трагических событий, и их оценка так или иначе повлияла на столь трагический сюжет его исторической драмы:

Но знаешь сам: бессмысленная чернь

Изменчива, мятежна, суеверна,

Легко пустой надежде предана.

Мгновенному внушению послушна,

Для истины глуха и равнодушна,

А баснями питается она.

Ей нравится бесстыдная отвага.

Так если сей неведомый бродяга

Литовскую границу перейдет,

К нему толпа безумцев привлечет

Димитрия воскреснувшее имя.

Один из сподвижников самозванца четко формулирует эту позицию:

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой,

А мнением; да! мнением народным.

Димитрия ты помнишь торжество

И мирные его завоеванья,

Когда везде без выстрела ему

Послушные сдавались города,

А воевод упрямых чернь вязала?

Оказывается, можно почти без выстрела развалить великое государство, хотя самозванец заранее знает, во что обойдутся русскому народу такие эксперименты - кровь русская рекою потечет. Иную позицию, которая является основой державности, фиксирует Пушкин: "Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ". Явление смуты долгое время ощущалось в историческом бытие русского народа и в его самосознании. По оценке русского философа и богослова Г. В. Флоровского, смута была не только политическим кризисом и социальной катастрофой: "Это было еще и душевное потрясение, или нравственный перелом. В Смуте перерождается самая народная психея. Из Смуты народ выходит изменившимся, встревоженным и очень взволнованным, по-новому впечатлительным, очень недоверчивым от неуверенности. И эта душевная неуверенность или неустойчивость народа была много опаснее всех тех социальных и экономических трудностей..."5

И наконец, несомненно, что работа Пушкина над его главным драматическим произведением заставила его во многом иначе взглянуть на значение православного христианства в развитии отечественной культуры. Именно с этого времени в миросозерцании поэта происходит глубокое духовное преображение, которое позднее в "Пророке" нашло чеканную, законченную форму. Рассказ патриарха о слепом старце, который смог исцелиться, прикоснувшись к святым мощам царевича Димитрия, на мой взгляд, относится и к самому автору:

...Проснулся я и думал:

Что ж? может быть, и в самом деле Бог

Мне позднее дарует исцеленье.

Пойду - и в путь отправился далекий.

Вот Углича достиг я, прихожу

В святый собор, и слушаю обедню

И, разгорясь душой усердной, плачу

Так сладостно, как будто слепота

Из глаз моих слезами вытекала.

....................................................

... и только перед гробом

Я тихую молитву сотворил,

Глаза мои прозрели; я увидел

И божий свет, и внука, и могилку.

Работа над "Борисом Годуновым" произвела глубокий переворот в его восприятии отечественной истории, роли самодержавия и православного христианства. С этого времени Пушкин предстает перед нами как поэт-государственник, монархист, православный мыслитель. После завершения "Бориса Годунова" Пушкин говорил, что только теперь он может творить в полной мере. Посвящая свою историческую драму памяти Карамзина, поэт тем самым воздавал должное великому русскому писателю и историку, который сумел своим творчеством благотворно повлиять на плеяду русских писателей и мыслителей.

Поэтические интуиции "Бориса Годунова" нашли отражение в последующий период творчества Пушкина, особенно в его публицистике - в статье "О ничтожестве литературы русской" и в письме к Чаадаеву, которое было ответом на публикацию первого "Философического письма". Глубокое изучение русской истории привело Пушкина к необходимости изложить свое понимание особого, отличного от большинства европейских стран развития России и русского народа. Задолго до интенсивного диалога между западниками и славянофилами Пушкин сумел сформулировать основные позиции, выражающие специфические особенности русской истории и русской культуры. "Поймите же и то, - писал он, - что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; что история ее требует другой мысли, другой формулы, как мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории христианского Запада"6 .

Однако Пушкин не является сторонником искусственной изоляции России по отношению к Европе. Благотворное влияние европейской культуры, начиная с Петра Великого, он многократно отмечает в ряде своих сочинений. В отечественной литературе эта сторона пушкинского творчества была специально рассмотрена С. Л. Франком7 . По отношению к прошлому Пушкин совершенно определенно говорит об особом пути России, обусловленном ее географическим положением, историческим бытием и православным христианством. "Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-кафолического мира. Великая эпоха возрождения не имела на нее никакого влияния... России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией..."8

Пушкин энергично возражает Чаадаеву, который дал нигилистическую оценку развития русской истории и русской культуры. Он не только приводит весьма убедительные аргументы, взятые из истории, в том числе относительно православия, принятого, по утверждению Чаадаева, от дряхлой Византии, но и заявляет свою гражданскую позицию, которая сегодня, в эпоху новой русской смуты и распада, может служить образцом патриотизма и нравственного ригоризма: "...Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал"9 .

Тема Родины, ее истории и культуры, являющаяся сквозной темой всего пушкинского творчества, требует детальной проработки, и предстоящий юбилей Пушкина дает возможность представить ее в полном объеме. В 1899 году, накануне столетнего юбилея Пушкина, протоиерей Иоанн Восторгов исключительно высоко оценил пушкинское видение русской истории: "В своих произведениях, проникая в глубь истории, поэт входит в духовное общение с многовековою жизнью целого народа и затем с мыслью и жизнью всего человечества. Здесь прошлое не представляется ему "мертвою скрижалью": он ищет в нем смысла и той внутренней связи, по которой прошедшее является основою для будущего; постигает здесь он цену религии, этой вековечной основы жизни и в истории человечества и в истории родины"10 .

Список литературы

1Ильин И.А. Россия в русской поэзии // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т.6. Кн.2. С.223.

2Пушкин А.С. История русского народа // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.7. Л., 1978. С.94.

3Пушкин А.С. О народном воспитании // Там же. С.34.

4Пушкин А.С. Письмо к издателю "Московского вестника // Там же. С.53.

5Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс,1991. С.57.

6Пушкин А.С. Второй том "Истории русского народа" Полевого // Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 7. С.100.

7 См.: Франк С.Д. Пушкин об отношениях между Россией и Европой // Пушкин в русской философской критике. М., 1990. С.452-464.

8Пушкин А.С. О ничтожестве литературы русской // Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 7. С. 210.

9 А.С. Пушкин - П.Я. Чаадаеву (19 окт. 1836) // Чаадаев П.Н. Соч. М., 1989. С.523.

10Протоиерей Иоанн Восторгов. Вечное в творчестве поэта // А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. С.175.