В. И. Копалов
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
А. С. Пушкин
Каждый из нас, кто воспитан и укоренен в русской культуре, еще не умея читать и писать, уже знает наизусть несколько строф из стихотворений Пушкина: "У лукоморья дуб зеленый...", "Мороз и солнце; день чудесный...", "Как ныне сбирается вещий Олег...". По мере духовного созревания наша память вбирает в себя крылатые изречения из "Евгения Онегина", исторические образы "Бориса Годунова" и "Капитанской дочки", религиозные интуиции стихотворения "Пророк". Обращение к национальным истокам, среди которых целительный родник пушкинской поэзии наиболее благотворен и всем доступен, стимулирует приобщение каждого гражданина России, и прежде всего каждого русского, к своим народным святыням. Именно в этом, на мой взгляд, состоит смысл и цель предстоящего пушкинского юбилея. Согласно русскому философу И. А. Ильину, день рождения Пушкина для каждого русского является "днем присяги на духовную верность Родине".
Тема Родины несомненно является сквозной в творческом наследии великого русского поэта. В любом из жанров: поэтическом, прозаическом, драматическом, историческом, публицистическом, сказочном - непременно за напряженным сюжетом повествования стоит русская природа, история России, ее православно-духовное начало. Поэтому подобная постановка проблемы, почти не встречающаяся в современном пушкиноведении, вполне обоснованна и требует пристального внимания. Тема России и русского народа раскрыта Пушкиным в природно-климатическом, историко-политическом и христианско-православном универсуме.
Природа России - лоно, колыбель русского народа. Она сформировала характер, темперамент, чувство ритма, терпение и стойкость, укрепляла дух народа. Отсюда идут глубочайшие поэтические прозрения Пушкина, в которых отражено соответствие природы России и души русского народа. Связь со своей природой, постижение себя в ней и через нее выражают не только и не столько случайные умонастроения поэта, а являются глубинным осмыслением духовной атмосферы, русского национального менталитета, который Пушкин смог оформить, материализовать в своем творчестве, довести до самосознания каждого русского человека.
По словам И. Ильина, русский, где бы он ни жил, всегда тоскует по своей суровой и могучей Родине. Именно в этом он видел истоки русской поэзии: "Но для нас здесь достаточно установить, что русская поэзия искони срослась, срастворилась с русской природой; что русская поэзия научилась у своей природы - созерцательности, утонченности, искренности, страстности, ритму; что она научилась видеть в ней хаос и космос, живое присутствие и живую силу Божества; что чрез это русская поэзия стала сама, как и русская душа, подобием и отражением русской природы"1 .
Образ России в историческом контексте занимает особое место в творчестве Пушкина. Мощный пульс русской истории бьется в героическом эпосе древнерусского периода ("Руслан и Людмила", "Песнь о вещем Олеге"), в трагическом периоде великой смуты ("Борис Годунов"), в масштабных преобразованиях Петра I ("Полтава", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", подготовительные тексты к "Истории Петра"), в сочинениях, посвященных пугачевщине ("История Пугачевского бунта", "Капитанская дочка"), в многочисленных стихотворениях, адресованных героям Отечественной войны 1812 года и ее великим полководцам. Но разве можно все перечислить и каталогизировать! Непременно что-либо остается "за кадром". Но даже то, что приведено, дает нам право утверждать, что в творчестве Пушкина мы имеем дело с обширным историческим контекстом, более того, с глубоко проработанной русской философией истории, в которой автор напряженно размышлял об истории, судьбе и предназначении России в мире, исторической миссии русского народа.
Историческое мироощущение Пушкина было сформировано под влиянием "Истории государства Российского", с автором которой, Н.М. Карамзиным, поэт был лично знаком. По словам Пушкина, история отечества, дотоле не известная для русского читателя, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом. Исключительно высокие оценки труда Карамзина даны Пушкиным в критической статье, посвященной выходу в свет первого тома "Истории русского народа" Н. Полевого: "Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Своею критикой он принадлежит истории, простодушием и апоффегмами хронике. Критика его состоит в ученом сличении преданий, в остроумном изыскании истины, в ясном и верном изображении событий. Нет ни единой эпохи, ни единого важного происшествия, которые не были бы удовлетворительно развиты Карамзиным. Где рассказ его неудовлетворителен, там недоставало ему источников; он их не заменял своевольными догадками. Нравственные его размышления, своею иноческою простотою, дают его повествованию всю неизъяснимую прелесть древней летописи"2 .
В записке "О народном воспитании", составленной по рекомендации Николая I, Пушкин однозначно утверждает, что русскую историю следует преподавать по Карамзину: "История государства Российского" есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека"3 . Пушкин полагает, что изучение России по Карамзину должно будет занять умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верой и правдой, а следовательно, это устранит настроения тайного недоброжелательства по отношению к государству и правительству.
Влияние Карамзина наиболее полно проявилось в "Борисе Годунове". Замысел трагедии возник у Пушкина после прочтения 10-го и 11-го томов "Истории государства Российского", вышедших в марте 1824 года и содержавших историю царствования Бориса Годунова и Димитрия Самозванца. Следует предположить, что Пушкин обнаружил параллели между смутным временем начала ХVII века и деструктивными процессами в государстве и обществе, свойственными его эпохе. В своем первом масштабном драматическом произведении Пушкин воплотил ряд принципиально новых идей, которые прежде почти не встречались в его творчестве. Летописание как данный Богу обет, принцип царского служения, роль православия в развитии русской культуры и государственности, феномен смуты и самозванства, легковерность народа, его склонность к соблазнам, принцип народности и историзма - вот комплекс идей, которые, к сожалению, почти не исследовались в пушкиноведении советского периода в силу идеологических причин. Попробуем дать более полный анализ этих идей.
Проникновенный образ летописца Пимена, созданный Пушкиным в "Борисе Годунове", имеет прямое отношение к самому автору и его творчеству. Пушкин писал, что характер летописца Пимена знаком для русского сердца; трогательное добродушие древних летописцев, столь живо постигнутое Карамзиным и отраженное в его бессмертном создании, украсит простоту его (Пушкина) стихов: "Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия - дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших..."4
Пушкин словами своего героя характеризует летописание как данный Богу обет, благодаря чему подвижническая деятельность летописца доносит великие деяния наших предков сквозь толщу истории.
Еще одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд, усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро -
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
Позднее Пушкин фиксирует внимание на том, что православная монастырская культура положила начало русской историографии и русскому национальному самосознанию: "Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением".
Принцип царского служения, принцип самодержавия, являющийся, согласно Пушкину, исторически обусловленной формой российской государственности, - вторая ключевая идея "Бориса Годунова". Державный труд, тягость царского служения не просто воспроизведены Пушкиным на основе "Истории" Карамзина. Эта идея нашла творческое преломление, на мой взгляд, во многом под влиянием событий, связанных с подготовкой и выступлением декабристов, которое несло угрозу разрушения исторической России. Как бы ни относился Пушкин к исторической фигуре Бориса Годунова, тем не менее в своей драме он вкладывает в его уста ясное, непреложное понимание ответственности царя перед Богом за свою страну и свой народ:
Ты, отче патриарх, вы все, бояре,
Обнажена моя душа пред вами:
Вы видели, что я приемлю власть
Великую со страхом и смиреньем.
Сколь тяжела обязанность моя!
Наследую могущим Иоаннам -
Наследую и ангелу-царю!..
О Праведник! о мой Отец державный!
Воззри с небес на слезы верных слуг
И ниспошли тому, кого любил ты,
Кого ты здесь столь дивно возвеличил,
Священное на власть благословенье:
Да правлю я во славе свой народ,
Да буду благ и праведен, как ты.
В своих наставлениях сыну Феодору Борис излагает основные принципы царского служения:
Ты знаешь ход державного правленья;
Не изменяй теченья дел. Привычка -
Душа держав...
...............................................................
Со строгостью храни устав церковный;
Будь молчалив; не должен царский голос
На воздухе теряться по-пустому;