Н. А. Купина , О. В. Пушкарева
При интерпретации и оценке национальной русской картины мира нередко используется оператор странное, содержащий смысл "необычное, непонятное, непривычное, не такое, как всегда, и поэтому вызывающее удивление и недоумение". Странными не только со стороны, но и изнутри (Мы не такие, как все; Умом Россию не понять; Наш путь необычный, особенный и под., ставшие шаблонными суждения) кажутся лица, характеры, обычаи русских, некоторые участки вещного мира, мира идей, эмоций.
Русский язык выработал разветвленную систему средств, служащих для реализации значения странного. Эти средства комбинируются в поле, включающее слова, так или иначе варьирующие значение "странное"; особые синтаксические конструкции, прежде всего вопросительные; некоторые частицы, союзы (ужли, ужели, ведь, разве, но) и др. Можно говорить о том, что в русском языке существует модальность странного 1 .
В структуру модальности странного 2 входит нормативная картина мира в представлении говорящего субъекта, субъект модального отношения, объект модального отношения и само отношение к объекту как странному.
Модальность странного есть отношение к нарушению стереотипа, свидетельствующее о невозможности или неспособности субъекта объяснить кажущееся отклонение.
Модальное отношение странного охватывает многие высказывания, суждения, философские, публицистические, художественные тексты, связанные с оценкой русской жизни. Для осмысления странного в национальном бытии и характере целесообразно обратиться к А. С. Пушкину.
Анализ языка А. С. Пушкина 3 показывает некатегориальность странного в восприятии национальным поэтом русской действительности. Об этом свидетельствуют статистические данные, сведенные нами в таблицу. Дадим некоторые пояснения. В первой колонке представлены слова группы "странное" в русском языке (цифра около слова указывает номер его значения в толковом словаре 4 ); во второй приведено количество конкретных словоупотреблений во всех текстах А. С. Пушкина (или в пушкинском сверхтексте); в третьей - количество конкретных словоупотреблений в лирике поэта; в четвертой - количество конкретных словоупотреблений в романе "Евгений Онегин".
Частотность слов из ФСГ странное
Слово из ФСГ странное | Количество употреблений | ||
в пушкинском сверхтексте | в стихотворениях | в "Евгении Онегине" | |
странное | 126 | 7 | 10 |
странно | 19 | 1 | 0 |
странность | 4 | 2 | 1 |
странность (=странные привычки) | 15 | 0 | |
таинственный | 35 | 20 | 7 |
таинственно | 8 | 6 | 1 |
таинственность | 4 | 0 | 0 |
фантастический | 6 | 0 | 0 |
мистический | 5 | 0 | 0 |
неведомый | 35 | 13 | 0 |
неведомо | 8 | 0 | 0 |
загадочный | 3 | 0 | 0 |
загадка | 11 | 2 | 2 |
невероятный | 2 | 0 | 0 |
невероятность | 2 | 0 | 0 |
невероятно | 1 | 0 | 0 |
невиданный | 2 | 0 | 0 |
небывалый (=необычайный) | 1 | 0 | 0 |
небывалый (=вымышленный) | 2 | 2 | 0 |
небывальщина | 1 | 0 | 0 |
необычайный | 5 | 0 | 0 |
необычайно | 1 | 0 | 0 |
исключительный | 5 | 0 | 0 |
чрезвычайный | 10 | 0 | 0 |
необыкновенный | 67 | 1 | 1 |
необыкновенно | 1 | 0 | 0 |
непостижный | 2 | 1 | 0 |
непостижимый | 3 | 0 | 1 |
непостижимо | 0 | 0 | 0 |
непостижно | 0 | 0 | 0 |
непонятный | 32 | 6 | 3 |
непонятно | 0 | 0 | 0 |
неизъяснимый | 32 | 5 | 2 |
неизъяснимо | 2 | 0 | 0 |
озадачить | 1 | 0 | 0 |
непривычный | 1 | 0 | 0 |
непривычно | 0 | 0 | 0 |
недоумение/-нье | 28 | 3 | 3 |
недоумевать | 3 | 0 | 0 |
смутный (=неясный) | 7 | 3 | 1 |
смутный (=вызывающий смятение, беспокойство) | 9 | 2 | 0 |
темный (=неясный, непонятный) | 34 | 10 | 3 |
темный (=вызыв. недоверие, сомнительный, подозрительный) | 3 | 0 | 1 |
темно (=туманно, непонятно) | 7 | 1 | 1 |
чудесный - 1 | 11 | 3 | 1 |
чудесный - 2 | 10 | 5 | 0 |
чудесный - 3 | 16 | 8 | 1 |
чудесно | 4 | 1 | 0 |
чудный - 1 | 13 | 1 | 0 |
чудный - 2 | 24 | 12 | 3 |
чудный - 3 | 21 | 11 | 2 |
чудно | 11 | 1 | 3 |
чудо | 82 | 13 | 1 |
чудесить | 2 | 1 | 0 |
чудеснее | 1 | 1 | 0 |
причудливый | 0 | 0 | 0 |
причуда | 9 | 0 | 2 |
причудник | 0 | 0 | 0 |
причудница | 3 | 0 | 2 |
дивный | 40 | 22 | 1 |
дивно | 4 | 1 | 0 |
дивить | 2 | 2 | 0 |
дивиться | 52 | 15 | 2 |
чудотворный | 5 | 1 | 1 |
чудотворец | 6 | 1 | 0 |
чудотворица | 1 | 0 | 0 |
чудотворно | 0 | 0 | 0 |
диковинный | 0 | 0 | 0 |
диковина/-нка | 1/3 | 0/0 | 0/0 |
удивительный - 1 | 29 | 0 | 0 |
удивительный - 2 | 40 | 0 | 0 |
удивить | 22 | 2 | 2 |
удивиться | 15 | 2 | 0 |
удивление | 33 | 3 | 1 |
удивлять | 7 | 1 | 0 |
удивляться | 28 | 1 | 1 |
потрясать - 4 | 3 | 0 | 0 |
потрясение - 2 | 11 | 0 | 0 |
потрясаться | 0 | 0 | 0 |
поразить - 4 | 65 | 3 | 4 |
нелепый | 17 | 1 | 0 |
нелепица | 1 | 0 | 1 |
нелепость | 16 | 0 | 0 |
нелепо | 0 | 0 | 0 |
несуразный | 0 | 0 | 0 |
чудак | 17 | 1 | 8 |
чудаковатый | 0 | 0 | 0 |
сумасбродить | 1 | 0 | 1 |
сумасбродный | 1 | 0 | 0 |
сумасбродство | 1 | 1 | 0 |
сумасброд | 6 | 0 | 2 |
дикий - 4 // | 28 | 9 | 0 |
дикий - 5 | 2 | 0 | 0 |
дико | 8 | 1 | 3 |
диво | 25 | 5 | 0 |
дивоваться | 2 | 2 | 0 |
надивиться | 3 | 0 | 0 |
изумление/-нье | 45 | 1 | 3 |
изумлять | 2 | 0 | 1 |
изумляться | 2 | 0 | 0 |
изумить | 45 | 8 | 0 |
изумиться | 22 | 3 | 0 |
поразительный | 0 | 0 | 0 |
Из таблицы видно, что лексические средства выражения модальности странного в лирике относительно немногочисленны по сравнению со всем языковым творчеством поэта. Между тем именно лирика отражает авторское видение мира. Ядерный элемент поля - слово странное зафиксировано в лирических текстах всего 7 раз; многие слова группы "странное" А. С. Пушкин вообще не употребляет. Например, слово непостижимо вообще отсутствует в лексике поэта, ибо для гения А. С. Пушкина нет ничего непостижимого. Странное для поэта - это прежде всего "дивящее в силу неожиданности, восхищающее". Отсюда сравнительно высокая частотность в лирике слов чудесный (16), чудный (25), чудо (13), дивный (22), дивиться (15). Выделяется также группа слов, связанных общим значением "сверхъестественный, неразгаданный": таинственный (20), загадочный (22), неведомый (13), темный (10). Не случайна тенденция к употреблению этих слов при описании романтической ситуации: И светел ты сошел с таинственных вершин; Вы, тени мирные таинственного леса; Луна, спокойное сиянье / Твоих таинственных лучей...
В лирике наблюдается разнообразие объектов модального отношения странного. Эти объекты принадлежат таким семантическим сферам, как "физический мир", в частности "мир природы": природа, лес, гром, лучи, равнины, сени сосен, цветок, ключи; "человек": потомки, дева, певец, Наполеон; "психический мир": мечты, мечтанье, грусть, унынье, влечение, мысль, дух, судьба, счастье и др. Значения слов, обозначающих объект модального отношения странного, колеблется от предельно обобщенного (мир, все, что мило) до частно-предметностного (ворота, колокольчик).
Странное имеет отношение к "чужой, иной стране": Ты рождена воспламенять / Воображение поэтов, / Его тревожить и пленять... / Восточной странностью речей...
Странное возникает как неожиданное ощущение поэтом гармонии там, где обыденное сознание ее не ощущает: Стихи бесстыдные приапами торчат, / В них звуки странною гармонией трещат; То звуков или слов / Нежданное стеченье... / То странность рифмы новой, / Неслыханной дотоль.