Смекни!
smekni.com

Пушкинская феноменология элегического жанра (стр. 3 из 3)

И еще одно очень важное соображение. Механизмом жанровой динамики в поэзии нового времени становится феноменологизация жанрового сознания. Жизнь жанра протекает в творческом сознании поэта. Этим, собственно, и обусловлена постоянная "смещаемость" жанра в процессе его бытования (то, что В. Н. Турбин называл "обратимостью жанра -его способностью превращаться в другие жанры, способностью рождаться, крепнуть, утверждаться, а затем умирать, мешая жить другим" 16 ). История пушкинской элегии красноречиво свидетельствует о том, что задача, достойная современного поэта, -не воспроизведение устойчивых канонических моделей, не рабское подражание классическим образцам (все это в лучшем случае выглядело бы более или менее удачной стилизацией), а поиск индивидуального авторского жанра, раскрытие его неповторимого феноменологического опыта.

Список литературы

1 См. об этом: Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973. С. 18.

2Кюхельбекер В. К. Сочинения. Л., 1989. С. 437.

3Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. 5-е изд., доп. Киев, 1994. С. 314.

4Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 13.

5Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. 4-е изд. Т. 3. Л., 1977. С. 169. Далее все цитаты приводятся по этому изданию с указанием в скобках соответствующих тома и страницы.

6 См.: Фризман Л. Г. Три элегии // Искусство слова. М., 1973. С. 72-77.

7 Цит. по: Гроссман Л. Поэтика сонета // Проблемы поэтики. М.; Л., 1925. С. 134.

8 См.: Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987. С. 194.

9 См. по этому поводу основательные исследования: Сендерович С. Алетейя: Элегия Пушкина "Воспоминание" и проблемы его поэтики. Wien, 1982; Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры: "Элегическая школа". Спб., 1994.

10Мальт-Брен. Рассуждение об Элегии // Сын Отечества. 1814. Т. 18. С. 216.

11Галич А. И. Опыт науки изящного // Русские эстетические трактаты первой трети ХIХ века: В 2 т. Т.2. М., 1974. С. 262.

12Карамзин Н. М., Дмитриев И. И. Стихотворения. Л., 1958. С. 209.

13 Ср.: "Пушкин усложняет жанр элегии, превращая ее из сугубой ламентации в двусмысленный апофеоз бытия, так что элегическая нехватка ценности устраняется, но при этом не превращается в устойчивое обладание вожделенным объектом" (Смирнов И. П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994. С. 59).

14Баратынский Е. А. Полн. собр. стих. Л., 1989. С.142.

15Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 257.

16Турбин В. Н. К феноменологии литературных и риторических жанров в творчестве А.П. Чехова // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. С. 204. Заметим, что в художественном мире чеховской прозы традиционно-литературные и риторические жанры демонстрируют свою ограниченность трафаретными рамками и подаются автором чаще всего в ироническом ключе, тогда как у Пушкина они освобождаются от присущей им косности, реализуя еще не востребованные потенциалы значений, включаясь в нескончаемый диалог с бесконечно расширяющейся смысловой перспективой самой жизни.