Смекни!
smekni.com

Методика следственных действий на основных этапах расследования убийств (стр. 7 из 9)

Следователи еще до возбуждения уголовного дела используют типичные версии о том, что совершено убийство или иное преступление, в результате которого потерпевший лишен жизни, имело место само убийство, ненасильственная смерть. В условиях некоторых ситуаций в равной степени вероятными являются сразу несколько из перечисленных версий. Основаниями для выдвижения версий об убийстве являются фактические данные о том, что пострадавший насильственно лишен жизни. Это прежде всего сведения о смертельных ранениях, о невозможности их причинения самим потерпевшим, следах борьбы или самообороны. Кроме того, к числу оснований названных версий относятся показания очевидцев, свидетелей, слышавших шум борьбы, осведомленных об обстоятельствах убийства со слов виновного или других лиц.

Проверка версии об убийстве осуществляется одновременно с проверкой контрверсий (об ином преступлении, ненасильственной смерти, самоубийстве) при производстве следственных и оперативно-розыскных действий. Они могут быть объединены в тактическую операцию, состоящую из осмотра места происшествия, подворно-поквартирного обхода жилых домов, учреждений и организаций, расположенных неподалеку от места обнаружения трупа, судебно-медицинской, биологической и криминалистических экспертиз, допросов свидетелей, осмотров вещественных доказательств, опознаний, следственного эксперимента.

В ситуациях, когда обстоятельства убийства скрываются при помощи инсценировок и других приемов, способов, особое внимание должно уделяться выявлению и исследованию негативных обстоятельств. Прежде всего это установленные факты наличия следов, которые не могли образоваться в результате самоубийства, несчастного случая, ненасильственной смерти или преступления, не относящегося к убийствам. Сюда можно отнести: наличие на месте происшествия следов борьбы или самообороны; наличие на трупе телесных повреждений, которые не могли образоваться вследствие инсценируемого события, несоответствие характера и направления следов крови на трупе его позе (например, горизонтальные потеки крови на лежащем трупе), посмертные телесные повреждения на трупе, признаки, свидетельствующие о перемещении трупа (следы волочения на грунте, одежде и кожной поверхности трупа), наличие признаков присутствия на месте происшествия посторонних в момент наступления смерти потерпевшего.

К другой группе негативных обстоятельств может быть отнесено отсутствие следов, которые должны были образоваться в результате протекания инсценируемого события в данных условиях. В частности, отсутствие следов передвижения потерпевшего к месту, где наступила его смерть, отпечатков ног на мягком грунте под висящим в петле трудом, орудий самоубийства; возможности совершения самоубийства при помощи обнаруженных орудий, дополнительных приспособлений, которые должны были использоваться для самоубийства, следов крови, телесных повреждений, характерных для инсценируемых событий следов грунта на обуви потерпевшего, которые должны были образовываться при передвижении к месту наступления смерти; следов микрочастиц на руках и одежде потерпевшего от предметов, которых он обязательно должен был коснуться, отсутствие других следов.

В качестве признака сокрытия убийств может рассматриваться нереалистичный характер следов имитируемого события. Субъект сокрытия в стремлении убедить следствие в натуральности создаваемой картины теряет ощущение действительности и либо создает излишнее количество следов, либо придает им такую форму законченности, которая фактически не встречается на практике.

Обнаружив признаки сокрытия, следователь имеет возможность создать мысленную модель действия, в результате которых они образовались. Затем моделируются следы, скрывающиеся при помощи названных действий. В случаях фальсификации, неполного уничтожения материальных следов убийства возможна их реконструкция. Установив, какие использовались приемы и способы сокрытия, следователь может выдвинуть версию о содержании, характере скрываемых обстоятельств преступного события и его следов. Эти версии также проверяются путем производства следственных и оперативно-розыскных действий.

Выявленные следы преступления позволяют выдвинуть версию о способе совершения убийства. В свою очередь, установление способа убийства позволяет построить версию о личности субъекта преступления. Как известно, в способе совершения преступления отражаются свойства личности субъекта преступления. По делам об убийствах в следах отражаются не только такие свойства, как рост, вес, физическая сила, группа крови, длина и цвет волос, но и социально-демографические, психологические качества.

Нередко, особенно при совершении заранее подготовленного убийства, преступник действует в наиболее подходящем и знакомом ему месте. Степень знания условий места может быть различной. Субъект может хорошо знать место убийства, поскольку проживает неподалеку, регулярно посещает его в свободное время или по роду службы, специально выбрал участок или помещения для осуществления своего замысла. На первоначальном этапе при остром дефиците исходной информации используется типичная версия о том, что убийца принадлежит к кругу лиц, находившихся в момент лишения жизни потерпевшего на месте преступления. В связи с этим ставится задача выявления граждан, которые присутствовали в указанном месте в соответствующее время. Для этого устанавливаются граждане, которые регулярно бывают в данном месте. У них выясняется, не были ли они в интересующее следствие время на месте убийства, кого видели на пути к нему и от него, а также кто еще часто посещает названный участок местности или помещение. Рекомендуется также опрашивать лиц, проживающих или работающих вблизи от места преступления, с постепенным расширением круга поисков. В процессе допроса свидетелей, видевших каких-либо граждан, находившихся неподалеку от места убийства незадолго до его совершения или сразу после этого, кроме описания таких лиц по признакам словесного портрета возможно изготовление рисованных или композиционных портретов.

В ходе допроса знакомых и близких потерпевшего выясняются черты его характера, наклонности, привычки. Задаются также вопросы о планах потерпевшего в день убийства, маршруте его передвижения, предполагаемых встречах, попутчиках, находившихся при нем вещах и т.д.

После выдвижений версий о том, что субъект преступления принадлежит к определенному кругу лиц, необходимо определить параметры проверяемого массива лиц. В наиболее сложных ситуациях возможно лишь выдвижение версий о том, что субъект преступления принадлежит к группе лиц, обладающих физическими свойствами, отразившимися в следах преступления, или орудиями совершения убийства, или владеющих предметами, ранее принадлежавшими потерпевшему, и т.п. При выявлении подобных лиц выясняется, где они находились во время совершения убийства, не появились ли у них после этого телесные повреждения, какие-либо следы на одежде и обуви, предметы, сходные с исчезнувшими у потерпевшего. Такая проверка, особенно в начале ее проведения, должна осуществляться скрытно от проверяемого субъекта. Одновременно необходимо попытаться обеспечить регулярное наблюдение за субъектом. Необходимо тщательно изучать личность проверяемого, чтобы выяснить, обладает ли он свойствами, которые отразились в следах убийства.

Важное значение в деятельности по проверке версий по делам об убийствах имеет правильная организация взаимодействия с органами дознания – в ситуациях, когда виновный не известен, чаще всего создаются следственно-оперативные группы. Оперативные работники, участвующие в таких группах, могут быть разбиты на подгруппы, осуществляющие проверку отдельных версий или работающие по отдельным направлениям расследования. На первоначальном этапе их основной задачей является поиск источников информации об обстоятельствах и участниках расследуемого события.

В ходе допроса лиц, которым субъект рассказывал о совершенном деянии, следователь может использовать тактический прием большей осведомленности, чем на самом деле. У допрашиваемого должно создаваться впечатление, что об имевшей место беседе следствию сообщил сам подозреваемый. Это не означает, что допустимо сообщение допрашиваемому ложных сведений о признании виновного в убийстве.

В некоторых ситуациях оперативная работа выполняется с целью проверки объективности полеченных доказательств – правдивости показаний свидетелей, подозреваемых, обвиняемых.


Глава 7. Расследование убийств на последующих этапах

На последующих этапах расследования немаловажное значение имеют проверка показаний обвиняемого, изучение его личности, установление мотивов и обстоятельств преступления.

По делам об убийствах достаточно часто проводится такое следственное действие, как проверка показании на месте. В ходе его производства проверяются показания подозреваемых и обвиняемых, полностью признающих свою вину в убийстве. Вместе с тем в отдельных случаях проверка показаний обвиняемого может быть проведена, когда он отрицает свою вину полностью или частично. При подготовке к проверке показаний обвиняемого необходимо составить план ее проведения. Обязательно должны быть определены: точка начала производства проверки, маршрут, по которому будут двигаться участники данного действия, возможное поведение обвиняемого, средства фиксации этого действия, кто должен быть привлечен к проведению проверки (специалисты, понятые, транспорт, состав конвоя и т.д.).

Участникам проверки показаний разъясняются их права и обязанности. Обвиняемому предлагается дать показания о том, как проследовать к месту, где он в день убийства встретился с потерпевшим, или к месту совершения преступления.