Смекни!
smekni.com

...Россия 30-40 гг 19 века. Эпоха реакции, воцарившейся после разгрома декабристов. Во все поры общественной жизни проникает тяжелый гнет императорской власти. Но это не мертвое время. Интеллектуальная мысль живет в обществе, особенно в среде передовой молодежи. Не случайно у М.Ю.Лермонтова созрел замысел заглянуть вглубь молодежной дворянской среды и проанализировать художественными средствами обобщенный образ ее представителя - Печорина. Так появился «Герой нашего времени».

В предисловии к роману герой характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но все же по ходу повествования многие поступки Печорина находят свое оправдание.

Печорин живет в эпоху, наступившею после разгрома восстания декабристов. Он потерял веру в великих людей, которые вели прошлые поколения. Нравственный распад, трусость и пошлость светского общества, в котором вращается Печорин, объясняют некоторые черты его характера. Ему присущи разочарование в жизни, пессимизм и несомненный эгоизм.

В некоторых местах романа герой приоткрывает завесу над своим прошлым. Он говорит, что его «душа испорчена светом». В исповеди Печорина перед Мери открывается скорбная история ее увядания. Под влиянием лукавства, недоверия и насмешек окружающих вымерли такие качества, как: искренность, скромность, любовь к людям. Лучшие чувства приходилось держать «в глубине сердца». Не удивительно, что «они там и умерли». Теперешний Печорин не верит своим друзьям. Про них он говорит, что они могут взвести на его счет «бог знает какие небылицы». Дружба, уверяет Печорин, это рабство одного и владычество другого. Любовь – наслаждение сорванным цветком. Надоев, он может быть брошен на дороге – «Авось кто-нибудь поднимет».

Отсутствие веры в подвиг, в любовь и дружбу и порожденная Печориным неизбежная скука лишают его жизнь какой-либо ценности: «Что ж? Умереть, так умереть! Потеря для мира небольшая...». Всеми своими действами он показывает искренность своего заявления. Таков Печорин и в «Тамани», и в «Княжне Мери», и в «Фаталисте».

В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, ищет приключений, подставляет лоб чеченским пулям. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью.

Силы Печорина разбрасываются по мелочам. Он вечно увлекается «приманками страстей пустых и неблагодарных». Вся его жизнь – это главным образом цепь донжуанских подвигов, изобретательность, блеск, завлекательность которых не прикрывает их ничтожность.

Все действия Печорина несут не положительный, а отрицательный заряд. По ходу романа герой предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб людей. Из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом «честные контрабандисты», погибает молодой офицер Вулич.

Печорин – человек яркий и одновременно словно угасший, благородный и эгоистичный, добрый и ничтожный – он весь соткан из противоречий. Противоречий своей эпохи... Печорин – ее отражение, носитель лучших и худших веяний того времени. Трагедия Печорина в том, что он человек как бы промежуточный: он - этап от Чацкого и Онегина к Базарову и Рахметову. И в этом смысле роман Лермонтова стал для нас интереснейшим источником изучения российского общества 30-40-х гг прошлого века.