Смекни!
smekni.com

Общая характеристика Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года (стр. 2 из 7)

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».

Провозглашалось, что Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако при этом не устанавливалось конкретных форм федерации. В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики. Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы временной Конституцией строящегося на обломках старой империи государства.

Важнейшую роль играли законодательные акты Всероссийских съездов Советов, имевшие конституционное значение, такие как декреты «О мире» и «О земле», «О федеральных учреждениях Российской Республики». Особенно велика была роль Конституции РСФСР 1918г., закрепившая конституционные принципы построения советского государства, структуру государственного аппарата и порядок его функционирования, правовой статус советских граждан, их права и обязанности. Первая советская Конституция — Конституция РСФСР 1918 г. явилась правовой базой всей формировавшейся системы.

III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию о формировании комиссии, и весной 1918г Ленин поручил ВЦИКу заняться разработкой подробной Конституции Советской Республики. Конституционная комиссия формировалась в ЦК партии большевиков. Председателем комиссии был назначен Я.М. Свердлов, заместителем - М.Н. Покровский, секретарем - В.А. Аванесов. Закрепив все ключевые посты в комиссии за собой, партия большевиков допустила в ее состав определенное количество беспартийных и также членов других партий, в частности, левых эсеров.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2—3 эсеров могли выступить 10—12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда.

Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно, ведь создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному специалисту профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию "трудовых коммун", практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин стоял на иных позициях.

Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона.

До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции. В.И.Ленин лично редактировал текст Конституции, и

3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был опубликован.

Первые годы после октября 1917 г. декреты, имевшие общегосударственное значение, кроме Всероссийских съездов Советов издавали также ВЦИК, Совнарком и даже народные комиссариаты. Так, к примеру, декрет «О рабочей милиции» от 27 октября (10 ноября) 1917 г. издал НКВД, а «Руководящие начала по уголовному праву» от 12 декабря 1919 г. изданы наркоматом юстиции.

Всероссийское законодательство дополнялось законодательством местных советов. Советы всех уровней составляли единую пирамиду Советов и являлись полновластными органами пролетарской диктатуры на местах, соответственно и их акты имели силу законов на подведомственной территории. Поскольку Всероссийское законодательство не поспевало за ходом жизни и носило фрагментарный характер, то местное законотворчество восполняло пробелы в праве и решало возникавшие на практике неурегулированные всероссийским законодательством вопросы.

Создавая новую советскую систему права, принципиально отличавшуюся от старого буржуазного права, советская власть не могла сохранить в целом всю систему дореволюционного права. Но это вовсе не означает, что отдельные нормы дореволюционного права, особенно те, которые отражали общесоциальные задачи, без решения которых не может существовать никакое человеческое сообщество (не убий, не укради и т. д.), а также нормы технического характера не могут быть использованы и новой властью. Этим и объясняется, что в декрете «О суде» № 1 говорилось о возможности для судов временно, впредь до издания соответствующих советских законов, руководствоваться законами свергнутых правительств, но лишь постольку, поскольку они не противоречили декретам Советской власти, революционной совести и революционному правосознанию, а также программам минимум партий большевиков и левых эсеров (поскольку на момент издания декрета «О суде» №1 советское правительство было двухпартийным). К лету 1918 г. ссылка на законы «свергнутых правительств» были запрещены. Но «революционным правосознанием» как суды, так и органы государственного аппарата руководствовались в случае отсутствия соответствующих законодательных норм на всем протяжении гражданской войны, вплоть до кодификации советского права в первой половине 1920-х гг., когда в основном завершилось формирование системы советского законодательства. Основным ориентиром, определившим параметры революционного правосознания, являлись Конституция РСФСР и декреты Советской власти.

Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так в подготовке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвовали профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу декретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармейским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Декрет «О национализации торгового флота» согласовывался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.

Аналогичная практика привлечения профсоюзов и иных общественных организаций трудящихся к подготовке и обсуждению проектов нормативных актов получила распространение и на уровне местных советов. Насколько велик был размах местного правотворчества свидетельствует тот факт, что даже на уровне отдельных сел и деревень на сельских сходах разрабатывались различные местные законопроекты, а нередко они и рассматривались в качестве источников права на местном уровне.

Однако столь широкий размах местного правотворчества имел и другую сторону. Многие местные органы Советской власти не всегда правильно понимая лозунг полновластия Советов, проявляли элементы местничества и сепаратизма и издавали акты, которые подчас не только далеко выходили за рамки их компетенции, установленной Конституцией РСФСР 1918 г., но и противоречили актам центральной власти. Это объяснялось как отсутствием опыта функционирования Советского государственного аппарата, который создавался впервые в мире, так и сепаратистскими настроениями многих работников на местах.

Правящей партии большевиков и органам центральной Советской власти приходилось вести упорную борьбу против сепаратизма, за внедрение в работу местных органов Советской власти, и соответственно, в процесс законотворчества принципа демократического централизма. Существенную роль в этом сыграло Постановление Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов «О точном соблюдении Законов», в котором предписывалось всем органам и должностным лицам, а также и гражданам точно и неуклонно соблюдать постановления, положения и распоряжения, издаваемые центральной советской властью. Меры, отступающие от законов центральных органов РСФСР или выходящие за их пределы, допускались лишь в том случае, если они были вызваны экстренными условиями гражданской войны с контрреволюцией. Но в этих случаях требовалось немедленное сообщение о подобных мерах в Совет Народных Комиссаров, с копией для заинтересованных центральных ведомств, с объяснением причин таких действий и лиц, ответственных за принятие подобных мер.