У средневекового человека не было свободы, он не мог перемещаться по социальной лестнице из одного класса в другой; он должен былоставаться там, где родился. Ремесленник продавал за определенную цену, у крестьян было определенное место на рынке, член цеха был обязан допускать своихколлег по цеху к любой выгодной сделке. Личность человека отождествлялась с его ролью в обществе: это был крестьянин,ремесленник, рыцарь, но не индивидуум.
При рождении человек попадал в определенное экономическое положение и дальше жил в тесном, понятном и статичном мирке.Человек не был одинок, его роль была вполне определена, его жизнь была наполнена смыслом, и у него не возникало никаких сомнений. В пределах своейсоциальной группы человек имел достаточную свободу для самовыражения в труде и эмоциональной сфере.
В реальной жизни у человека была возможность проявить свой индивидуализм, хотя на первом плане стала роль человека в обществе.
Церковь старалась облегчить боль и страдания простых людей. Она вселяла в них чувство вины, но одновременно уверяла их в том, чтоБог их любит и простит им все их прегрешения.
Человек всю жизнь жил на одном месте, вся его жизнь была проста и понятна, и в будущем каждого ожидал либо рай, либо ад.
Итак, средневековое общество было структурировано, держало человека в оковах, но давало ему чувство уверенности. Понятияиндивидуальной личности не существовало, человек видел себя через призму общественной роли. Первичные узы между человеком и миром еще не были разорваны.
Якоб Буркхардт замечательно описал средневековую культуру, подчеркнув недостаток самосознания индивидуума в средневековомобществе [1]: "В средние века обе стороны самосознания по отношению к внешнему миру и своему внутреннему "Я" как бы дремали под общимпокрывалом. Покрывало было соткано из бессознательных верований, наивных воззрений и предрассудков; весь мир с его историей представлялся сквозь этопокрывало в своеобразной окраске, и человек познавал себя только по расовым особенностям или по признакам, различающим народ, партию, корпорацию, семью,другими словами, понятие личности связывалось всегда с какой-нибудь общей формой".
В период позднего средневековья возросло значение капитала, индивидуальной инициативы и конкуренции. Индивидуализм началвнедряться во все сферы человеческой деятельности.
В Италии культурное развитие происходило быстрее, чем в Европе. Именно в Италии человек впервые вырвался из феодального общества иразорвал узы, дававшие ему чувство уверенности и ограничивавшие его. Итальянец — это первый “индивидуум”.
Благоприятное для торговли географическое положение Италии сыграло при этом не последнюю роль. Рост торговли привел к появлениюнового денежного класса, феодальные кастовые различия начали стираться, богатство стало важным фактором.
Как результат прогрессирующего разрушения средневековой социальной культуры, сформировался индивид в современном смыслеэтого слова. Буркхардт говорит [1]: "В Италии впервые это покрывало (из бессознательных верований и т.п. — Е.М.) отбрасывается прочь, впервыезарождается объективизм по отношению к государству и человеческим действиям вообще, а рядом с этим возникает и быстро развивается субъективизм какпротивопоставление, и человек, познав самого себя, приобретает индивидуальность и создает свой внутренний мир. Так некогда греки возвысились над варварами, аарабы, посредством их более яркой индивидуальности, над азиатскими племенами".
Человек открыл, что природа есть нечто, отдельное от него, что ей можно теоретически и практически управлять, и что можнонаслаждаться красотой природы.
В эпоху Возрождения образовался новый, богатый и сильный класс, который экономически поработил все оставшееся население.Основная же масса населения потеряла былую уверенность в завтрашнем дне. На смену солидарности пришло циничное обособление. Другой человек сталрассматриваться как “объект” для манипуляций.
Человек лишился уверенности в других людях и потерял чувство безопасности. У человека эпохи Возрождения появилась новая чертахарактера, которой не было у человека Средневековья — безудержное стремление к славе. Слава — отражение жизни индивидуума в сознании других людей — отчастивосполняет потерю смысла жизни и потерю уверенности в других людях. Конечно же, возможность достижения славы была в то время лишь у аристократии.
Итак, в эпоху Возрождения в Италии и Европе произошло зарождение капиталистической системы.Человек освободился от экономических и политических оков. В новой системе ему приходится играть активную и независимую роль. Однако, он теряет уверенность ичувство принадлежности к какой-то общности. Он уже не живет в тесном, понятном мирке — мир стал огромным и угрожающим. Человеку угрожают силы, стоящие надличностью — капитал и рынок. У простого человека нет ни богатства, ни власти, он потерял чувство общности с людьми и миром, он раздавлен ощущениембеспомощности и ничтожности. Свобода вызвала чувства неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги.
Глава 4
Эпоха Реформации
§1 Учение Лютера
В XVI веке возникли две новые религии — лютеранство и кальвинизм. Во многом эти учениябыли сходны. Они были призваны помочь представителю среднего класса побороть неуверенность и подвести теоретическую базу под то незавидное положение, вкотором вышеупомянутый представитель в это время оказался.
До эпохи Реформации основные католические доктрины состояли в следующем: человек по природе своей грешен, но имеет свойствостремиться к добру; собственные усилия индивидуума способствуют его спасению; грешник может покаяться и тем самым спастись; человеческая воля свободна встремлении к добру. В период позднего Средневековья получила распространение практика покупки индульгенций. По церковным канонам индульгенция вступала всилу лишь после того, как покупатель исповедовался и покаялся в содеянных грехах, “облегчил душу”. Человек знал, что прощение за провинность можно легкоприобрести за деньги, и это придавало ему сил, питало надежду и уверенность. Появление практики покупки индульгенций свидетельствовало о зарождении духанового капитализма. Грех уже не был бременем, которое нужно было всю жизнь нести на своих плечах, а рассматривался как простая человеческая слабость,требующая элементарного сочувствия.
Лютер боролся против формальной власти католической церкви и, в частности, — против практики покупки индульгенций. В своих работахон был ближе всего к среднему классу, на который в то время стремительно начало увеличиваться давление со стороны церкви и развивающейся капиталистическойсистемы. Учение Мартина Лютера освободило человека от необходимости следовать определенным церковным канонам и лишило церковь ее прежней формальной власти.Лютер выдвинул идею, что ответственность за все содеянное лежит непосредственно на человеке, и внешняя власть церкви здесь ни причем. Популярно основную мысльМартина Лютера можно выразить так: “спасение утопающих — дело рук самих утопающих”.
Лютер проповедовал идеи свободы и независимости, а одновременно — то, что человек по природе своей порочен и беспомощен и неспособен творить добро по собственной воле. Ничтожность и порочность человеческой натуры — один из центральных аспектов учения Лютера. Только послетого, как человек откажется от своей воли, победит свою гордыню и страсть, он получит шанс обрести милость господнюю.
Лютер считает, что необходимое условие спасения человека — это подчинение его воле Господа, иначе же волю человека оседлаетсатана. Для спасения у человека должна быть вера. Уверовав однажды, человек приобретает праведность Христа, но вполне праведным существом он так и нестанет, так как греховен по природе своей, и только отказавшись от своей воли и внутренней свободы, может обрести милость Божью [2]: "Потому что Бог хочетспасти нас не нашей собственной, но внешней (fremde) праведностью и мудростью; праведностью, идущей не отнас и рождающейся в нас, но приходящей к нам из другого места… Итак, должна быть усвоена праведность, приходящая к нам только извне и вполне чуждая намсамим ".
Бог был для Лютера могущественной внешней силой и Лютер изо всех сил пытался обрести уверенность вбезоговорочном повиновении Богу.
По словам Эриха Фромма [3]: "С точки зрения психологии, у веры может быть два совершенно полярныхсодержания. Она может быть внутренней опорой и смыслом жизни, ее внутренним наполнением, сутью необходимой связи с окружающим миром; но может быть иконечным продуктом целого ряда всевозможных сомнений и опасений, которые возникают вместе с чувством полной изолированности и категорического неприятияжизни". Именно второй вариант относится к Мартину Лютеру. Всю жизнь он стремился к уверенности, и всю жизнь его душу терзали сомнения, которые он таки не сумел побороть.
Работы Лютера были адресованы к среднему классу. Средний класс находился в плохом положении, онощущал на себе сильное давление со стороны самых богатых и одновременно ему приходилось защищаться от посягательств бедноты. К черни Лютер относился весьмаотрицательно и призывал убивать мятежников “как бешеных собак”. Растущий капитализм представлял угрозу для среднего класса. Все прежние устои,законность и порядок были разрушены. Даже чтобы просто уцелеть, представителю среднего класса приходилось вести тяжелую борьбу. Индивидуум освободился отцерковных уз, но это освобождение принесло ему одиночество и растерянность, чувство бессилия и ничтожности.
Догмы Лютера и выражают характерные для того времени чувства полного одиночества и бессилия.Представитель среднего класса был так же беспомощен перед лицом зарождавшегося капитализма, как был беспомощен изображенный Лютером человек перед лицом Бога.В качестве выхода из создавшейся ситуации Лютер видел абсолютную покорность и послушание Богу. Лютер отрицал власть церкви, но он призывал людей всецелоподчиниться власти гораздо более жестокой и всеобъемлющей — власти Бога, а также полностью отречься от своей личности. Лютер считал, что любая властьисходит от Бога, и подданные должны ей беспрекословно подчиняться, даже если это есть власть тирана [4]: "Даже если власть имущие злы и безбожны, всеже власть и сила ее есть благо, и они от Бога… Так что везде, где есть власть и где она процветает, она потому есть и остается, что она установлена отБога". Правда, это не мешало ему бунтовать против власти церкви.