Смекни!
smekni.com

Бескорыстное и безусловное дарение в Капитанской Дочке Пушкина (стр. 2 из 2)

Гринев честен перед Пугачевым, и последний понимает это. Но как же такое тонкое понятие чести, олицетворение дворянской гордости, может быть понятно простому мужику? Давайте разберемся. Для простого мужика дворянское понятие "честь" означает скорее "чтить", почитать, то есть уважать. Пушкин же создает такую художественную ситуацию, в которой необходимо уважать человека за какие-то личные качества, в данном случае - честность (слово одного корня с "чтить") и достоинство. Обратим внимание на смысл слова "достоинство", который здесь заключается в корне - "стоимость", то есть "цена" , "ценность". Конечно же, не материальную ценность (тулупчик), а именно духовную силу бескорыстного поступка усматривает Пугачев в действиях Гринева. Значит и ценит он Гринева за его милосердие и сочувствие к замерзающему человеку.

В "соревновании добродетелей" победил-таки Пугачев, но выигрывает от этого Гринев. Он спас себя, Машу и Савельича, заслужил уважение Пугачева и не умалил своего достоинства и чести. А чего добивался Пугачев? Этого мы не узнаем, но хочется верить, что сердце его было полно доброты. В этом и есть смысл повести: любой ход событий может быть изменен, если человеком правят доброта и бескорыстие.

В некоторых видах обмена необходимо жертвовать всем без остатка, вопрос стоит не об обмене подарками, но о дарении с тем, чтобы избежать намека на желание получить ответный подарок. Такой обмен благороден, пронизан щедростью. Вне зависимости от любых событий и соображений жест дарения, безусловно, красив.

Пушкин-писатель прочувствовал все тонкие нюансы в культуре дарения. Принцип "око за око, зуб за зуб" здесь замещается ответом на добро еще большим добром. От "договора "я-тебе, ты-мне"" Пушкин переходит к "бескорыстному дарению", от всего сердца, безо всякого "договора". Он выразил эту мысль через героя Пугачева, почувствовавшего принцип "бескорыстного дарения" при вручении ему Гриневым своего "я". Это создало благоприятную среду для их человеческих отношений, окутало их романтической одухотворенностью. В связи с этим Пушкина заинтересовала зыбкая грань, отделяющая легенду о Пугачеве от фактов.

Поэтому, вероятно, Пушкин подошел к истории не как прозаик, но прежде всего как поэт. Это подметила русская поэтесса М.Цветаева в своей книге "Мой Пушкин" - "Пушкин-историк побит Пушкиным-поэтом". Вдохновение, процесс созидания, угроза смерти, наказания и суда истории сливаются воедино в энергию творчества.

Пушкин просит брата прислать биографию Пугачева и, одновременно, информацию о Разине, которого называет "единственным поэтическим лицом в русской истории". В сознании Пушкина переплетаются судьбы Разина и Пугачева - как поэзия и история.

По второму стихотворению песни о Стеньке Разине мы видим, что воевода вынуждает Разина делать ему подарки, а в случае отказа угрожает Стеньке смертью. Это пример вынужденного дарения, не являющегося дарением в славянском представлении. Эта ситуация символизирует угнетение, ответом на которое стало восстание. Отметим, что ситуация принудительного дарения во втором стихотворении о Разине подвергается решительной инверсии в "Капитанской дочке". Если в "Песнях" боярин шубу отбирает, то в "Капитанской дочке" все наоборот - дворянин-Гринев жалует мужику-Пугачеву шубу со своего плеча, начиная тем самым цепь спонтанных переплат.

Сам образ Пугачева - героический. Кульминационный период в раскрытии этого образа - эпизод со сказкой: "...чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!". Однако Пугачев более многозначен, его нельзя сводить к извлечению морали из сказки, заявлять, что в ней прославляется его смелая короткая жизнь. Сказка обнаруживает глубину духовного обновления Пугачева. Живые, сверкающие глаза его, так запомнившиеся Гриневу, предсказывали способность Пугачева к высоким чувствам и вдохновению. Пушкин поэтизирует способность и возможность человека быть сильнее враждебных обстоятельств. Смысл бытия - в свободе распоряжаться своей жизнью.

Так на поэтической почве оказалось возможным сближение пушкинских и пугачевских точек зрения. Чуткая к художественному слову Пушкина, М.Цветаева заметила это: "Есть упоение в бою у бездны мрачной на краю... В "Пире во время чумы" Пушкин это сказал, в "Капитанской дочке" Пушкин нам это - сделал".

Возможно, именно описанное выше определило решение Пушкина придать своему историческому роману мемуарную форму. Скорее всего, именно поэтому ему нужен был "свидетель" событий, непосредственно в них участвовавший, знакомый с фактами жизни Пугачева, взаимоотношениями руководителей восстания. Интонация разговоров Гринева и Пугачева - доверительная, что очень важно в человеческих отношениях как в романе, так и в нашей жизни. Пушкин ставил перед собой нелегкую задачу - показать двойственность позиции Гринева: осуждая, не принимая восстания, он вынужден был свидетельствовать не только о кровавых расправах Пугачева, но и о его великодушии, гуманности, справедливости и щедрости.

"Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт.

Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В нашем материальном мире, в решении проблем экономическмх и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.