Князь Андрей чувствует отрыв от людей. То, что важно для него, другим безразлично. Он сближается с тем миром, который олицетворяет Наполеон. Император глядел на солнце, выплывающее из тумана, и словно видел, как оно осветит поле его торжества. Он не думал о том, что его торжество будет следствием страданий и гибели людей. Наполеоновское начало, как яд, проникает в кровь князя Андрея. Во время сражения он со знаменем устремляется вперед, уверенный, что весь его батальон побежит за ним. Это движение соответствует и внутреннему порыву князя Андрея - стремлению к славе. Но вот он ранен: “Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются,” - подумал он и упал на спину. И с этим прекращением внешнего движения резко останавливается его порыв к славе. Он видит небо, которое заполняет взор князя Андрея, и в этом взоре нет уже места земным страстям. То, что накапливалось в его сознании в эти месяцы войны, получает теперь ясную форму: князь Андрей осознал, наконец, страшную противоположность между суетой, ложью, притворством, озлоблением, страхом, царящими на этой бессмысленной войне, и спокойным величием «бесконечного неба». Он приходит к отрицанию войны, военного дела, политики. Вместе с тем важно, что автор подводит своего героя к мысли о ничтожности стремления к личному счастью, если оно, это счастье, не связано с чем-то большим, общим, «с небом».
Но вот война окончена, и герои романа возвращаются к мирной жизни. Вернулся домой Николай Ростов. При его встрече наиболее бурно выражала свои чувства Наташа. Все семейство Ростовых ― это любовь. Наташа - это движение, это искрящаяся, бурная радость. Любовь к жизни, умение всем своим существом отдаваться радости ― это счастье избранных натур, таких, как Наташа.
В это же время Пьер вызывает на дуэль Долохова. Герои Толстого сложны. Даже в худших из них порой просыпается нечто хорошее, заложенное в каждом человеке. Так Долохов «жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат». Наташа определила сущность Долохова так: «У него все назначено, а я этого не люблю». А ведь часто голос Наташи — голос авторский, потому, что Наташа - воплощение чуткости и справедливости. Долохову удается стать своим человеком в среде людей-масок, но его не принимают в свою среду Ростовы, вынесшие ему приговор устами Наташи.
В чем же человек, по мысли Толстого, может найти утешение? Весь роман «Война и мир» — это гимн человеческому единению. Всякий раз после описания разрушительных начал, таящихся в светском обществе, Толстой обращается к характерам, стремящимся к единению. Толстой показывает, как ничтожно то, что разъединяет людей, и как величественно то, что их объединяет. Людей разъединяют корысть, честолюбие, ревность, а объединяют любовь, самопожертвование, смерть близких.
Итак, герои Толстого, в конце концов, утрачивают свои иллюзии: князь Андрей понял, как ничтожна слава, ничтожно счастье одного, построенное на несчастье многих, Николай Ростов не нашел мира там, где его искал, у Пьера Безухова раскрылись глаза на окружающее его общество. Утрата иллюзий потрясла внутренний мир этих людей. Но каждый из них по-своему, в соответствии со складом своего характера, с особенностями своего интеллекта начал искать выход, формировать свое жизнеощущение, жизнепонимание.
После дуэли с Долоховым внутренняя жизнь Пьера изменилась. Его стали волновать философские вопросы. Ему кажется, что человек не хозяин своей судьбы, а беспомощная частичка мироздания, безвольное орудие каких-то неизведанных сил. Каждый прав по-своему, следовательно, нет абсолютной истины. Пьер — диалектик по натуре, в его сознании одна мысль вызывает другую, затем — цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов, и все это — вопросы общефилософского характера. Особенностью Пьера и других героев Толстого, да и самого писателя является стремление дойти «до корня», искать, не успокаиваясь. Утверждая преимущество интуитивного познания перед рационалистическим, Толстой, тем не менее, всегда наделял лучших своих героев способностью аналитического мышления. И пусть они не могут ответить на вопросы, выдвигаемые их пытливой жаждой познания, основных законов бытия, привлекательность этих героев именно в страстном желании узнать, понять, что же такое жизнь, в чем ее смысл, в чем высшая справедливость. К чему же приходит Пьер? «Умрешь и все узнаешь или перестанешь спрашивать». Для ищущего разумного объяснения это — трагедия, конец жизни. Но Пьера спасает встреча с масоном Баздеевым. Безухов страдает от отсутствия веры, а когда находит ее, горит желанием действовать, чтобы противоборствовать злу, царящему в мире. Пьер принимает меры для освобождения своих крестьян. Он счастлив, так как считает, что нашел истину. И эта истина — жизнь для ближних. Пьер спешит поделиться своими мыслями с князем Андреем, который сначала скептически отнесся к высказываниям друга, а потом внутренне соглашается с ним. По словам Толстого, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Князь Андрей ― типичный толстовский положительный характер, вечно ошибающийся и ищущий. Писатель указывал: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен сметь выйти на секунду ни один человек. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться»[2]. Таков идеал Толстого, таковы Андрей и Пьер — воплощение этого идеала.
А каков же мир Николая Ростова? Безоговорочно и навсегда гусарство вытесняет в Николае ростовское начало, гуманистическое по своей природе. Отказ от мысли приводит закономерно к отказу от гуманизма. Князь Андрей и Пьер часто ошибаются, не всегда находят правильный ответ на мучительные вопросы, но их разум всегда в работе, аналитическое мышление столь же свойственно для них, сколько не свойственно для Ростова. Поэтому Николай, попадая в тот мир, который ему казался запутанным, странным и непонятным, вольно или невольно солидаризируется с ним. “Мы солдаты и больше ничего”, ― говорит он. Так Толстой подводит читателей к мысли, что как бы ни был человек добр, чист, нежен, если у него не развито критическое мышление, он неизбежно приходит к оправданию, защите несовершенных социальных отношений. Писатель мечтает о гармоничном человеке, в котором одинаково сильно развитые чувство и мысль взаимно дополняют и обогащают друг друга.
«Война и мир» — это роман о человеке и истории. Герои романа все время сталкиваются с необходимостью определить свое отношение к политическим событиям, свидетелями и участниками которых они являются. И не только определить свое отношение: Толстой хочет подвести нас к одной из самых важных мыслей романа — к мысли о границах свободы человеческой воли. Писатель замечал: «Мысли мои о границах свободы и зависимости и мой взгляд на историю — не случайный парадокс, который на минуту меня занял. Мысли эти — плод умственной работы моей жизни и составляют нераздельную часть того миросозерцания, которое Бог один знает, какими трудами и стараниями вырабатывалось во мне и дало мне совершенное спокойствие и счастье …»[3].
Чтобы предельно ясно выразить свой взгляд на историю и на степень зависимости от нее человека, Толстой, наряду с образным воссозданием действительности, как будто бы не доверяя ему полностью, вводит в роман философские отступления.
Какую жизнь он называет настоящей? Настоящая жизнь — это внутренняя жизнь отдельного человеческого «я», это связь с людьми, основанная на подлинных, а не эфемерных чувствах и интересах. А искусственная, ненастоящая жизнь — это политические интриги «высшего петербургского общества», искусственная дружба и вражда «двух властелинов мира», это «внутренние преобразования во всех частях государственного аппарата», ничего по существу не меняющие. Человек счастлив лишь тогда, когда он живет настоящей жизнью, и все несчастья — от попытки принять участие в ненастоящей, искусственной жизни. Толстой показывает это на примере князя Андрея, внутреннего его развития. Словно весна, в жизнь князя Андрея входит Наташа Ростова, и в его душу приходит долгожданная гармония. Уже нет противоречия между готовностью души к радостному восприятию мира и мрачным взглядом на жизнь. И князь Андрей решает ехать в Петербург служить. Сперанский становится идеалом для Болконского, однако для самого Толстого он несимпатичен. Писатель замечает у Сперанского ту озабоченную пошлость, которая так сильно отталкивала раньше князя Андрея от государственной деятельности. Андрей эту пошлость не сразу увидел, но, как все любимые толстовские герои, начал чувствовать раньше, чем понимать. В том, как автор раскрывает эти противоречивые ощущения (восторг и раздражение), как подводит читателя к самой дорогой своей мысли о степени свободы и зависимости человека, сказывается редкое мастерство Толстого — психолога.