Смекни!
smekni.com

Поэтическая молитва в творчестве Пушкина (стр. 9 из 10)

[8] Мальчукова Т.Г. Античные и христианские традиции в поэзии А.С. Пушкина: В 2-х частях. Петрозаводск, 1997-1998; Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1999.

[9] Стенник Ю.В. Пушкин и русская литература 18 века. СПб., 1995; Мальчукова Т.Г. Указ.соч.

[10] В ряде работ устанавливается самостоятельность жанрового статуса переложений. См., например: Семенова Е."Высокие" жанры (переложения, оды) в русской поэзии конца 18-нач.19 вв. Автореферат дис. к. филол. н. Моск. пед. государство. ун-т им. Ленина. М.,1995. 15с. В русской поэзии 1820-х гг. парафразы псалмов находят свою реализацию как в жанре оды (Шатров, Хватов), так и в элегической форме (Глинка, Кольбекер, Грибоедов) в зависимости от авторской установки на традицию классицистическую или романтическую, в то время как творчество Пушкина дает уникальные образцы духовной поэзии. Об этом см.: Мальчукова Т.Г. Парафразы псалмов в русской поэзии 1820-х гг. // Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып. Х. СПб., 1996. С.64-84.

[11] Подробнее об этом см.: Романов Б. Псалмопевец Давид и русская поэзия // Псалтырь в русской поэзии 17-20 вв. М., 1995. С. 5-58.

[12] Столь условное выделение пластов текста удобно, однако, в качестве аналитического приема, что отмечают научной литературе, например: Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. С.5; Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. Все же необходимо помнить такие аксиомы, как: "форма и содержание мыслятся как пределы, между которыми располагается каждый элемент художественной конструкции" (Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику // Бахтин М.М. Тетралогия. М., 1998. С.261.) и "…всякий фундаментальный художественный закон характеризует устойчивую связь между содержанием и формой." (Лейдерман Н.Л. Указ. соч. С.21).

[13] Лейдерман Н.Л. Указ.соч. С.23-26 и др.

[14] Семенова Е. Указ.соч. С.5; Ложкова Г.А. Жанр подражания псалмам в лирике декабристов // Проблемы стиля и жанра в русской литературе 19 века. Екатеринбург, 1994. С. 14,19; Луцевич Л.Ф. Своеобразие жанра переложения псалмов А.П. Сумарокова // Проблемы изучения русской литературы 18 в. Вып. 4. Л., 1980. С. 18 и др. Противоположная точка зрения представлена в работах: Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. М., 1973. С.23; Романов Б. Указ. соч. Так, автор последней работы считает, что классицистическая нормативность и риторизм мешали проявлению личностного начала: "Даже в образцовых одах екатерининского времени риторическое воодушевление часто преобладало над непосредственностью лиризма".. (Романов Б. Указ.соч. С.34).

[15] Именно с точки зрения функциональности элементов художественного произведения необходимо анализировать текст. СМ., например: Стенник Ю.В. Указ.соч. Напр., С.20; Лейдерман Н.Л. Указ.соч. С.18.

[16] См., например, у Л.Я. Гинзбург: "… Нередко <…> авторское я воплощалось в конкретном биографическом образе А.С. Пушкина" (Гинзбург Л.Я. Пушкин и лирический герой русского романтизма // Пушкин. Исследования и материалы. М., Л., 1962. Т.4. С.146. Об особом "живом психологизме" Пушкина пишет Е.А. Маймин: такой психологизм создает философскую поэзию ("по внутренней сути, а не по авторскому заданию") именно в "форме личных признаний" (Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976. С.109,115). Т.Г. Мальчукова показывает, как в таких "психологических миниатюрах" Пушкина практически совпадают лирический герой и личность автора (Мальчукова Т.Г. Память поэзии (О сравнительно-типологическом изучении классической лирики. Петрозаводск, 1985. С.86). Кроме того, см.: примеч. №17.

[17] Лесскис Г.А. Религия и нравственность в творчестве позднего Пушкина М., 1992. С.143; Котельников В.А. Указ. соч. С.25; Дунаев М.М. Пушкин // Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 5-ти частях. Ч.1. М., 1996. Гл.4. С.171-313.

[18] Мальчукова Т.Г. Память поэзии. См., например, С.87, где раскрываются черты сходства и отличия "высоких" жанров оды и элегии.

[19] Хан Е.И. Из наблюдений над элегическим фоном поэтов пушкинской поры (внутренние структуры жанра и внешние влияния)// Филологические науки. 1997. №1. С. 24 и др.

[20] Г. П. Макогоненко дает такие объяснения к трехчастной композиции: 1) "раскрытие нравственно-исторических обстоятельств рождения молитвы <…>."; 2) "Пушкин объясняет, почему он решил переложить именно молитву Ефрема Сирина"; 3)собственно переложение. (Макогоненко Г.П. "Капитанская дочка" и последний поэтический цикл // Макогоненко Г.П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982. [ Глава 4. С. 347-461] . С. 448.

[21] Пумпянский Л. В. Об исчерпывающем делении, одном из принципов стиля Пушкина // Пушкин.

Исследования и материалы. Т. 10. Л., 1982. С. 213.

[22] Пумпянский Л. В. Указ. соч. С.207-215.

[23] См. об этом: Николаев Н. И. <Вступительное слово к статье Л. В. Пумпянского, указанной выше> // Пушкин.

Исследования и материалы. Т. 10. Л., 1982. С. 206. Там же см. отсылки к другим работам Л. В. Пумпянского о пушкинском классицизме и к упоминаниям об этом явлении в исследованиях В. М. Жирмунского и Б. М. Эйхенбаума. Также И. Иоффе в качестве типичного представителя классицизма в литературе называет имя Пушкина. (Иоффе И. Синтетическая история искусств. Л., 1933.)

[24] Мальчукова Т. Г. Память поэзии. С. 45, 80 и др.

[25] Мальчукова Т. Г. Там же. С. 46 и др.

[26] Мальчукова Т. Г. Там же. С. 87.

[27] Мальчукова Т. Г. Там же. С..88

[28] Гальперин И. Р. Указ. соч. С. 121, 122 и др.

[29] Мальчукова Т. Г. Память поэзии. С. 85.

[30] Мальчукова Т. Г. Память поэзии. С. 84.

[31] Макогоненко Г. П. Указ. соч. С. 448-450; Измайлов Н. В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1976. С. 252; см. также ссылку 17; Старк В. П. Стихотворение "Отцы пустынники и жены непорочны…" и цикл Пушкина 1936 года // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 10. Л., 1982. С. 196, 197, 199; Краваль Л. Э. Пушкин и Святой Серафим // Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып. 2. СПб., 199 . С. 26-30.

[32] Вацуро В. Э. Лирика Пушкинской поры. СПб., 1994. С. 57; Хан Е. Н. Указ. соч. С. 32.

[33] Там же.С. 52-53. То, что в отношении поэтики Пушкина можно вести разговор о явлении суггестии, доказывает работа: Муравьева О. С. Особеннности поэтики пушкинской лирики // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 13. Л., 1989. С. 21-32.

[34] Гальперин И. Р. Указ. соч. С. 49.

[35] Мальчукова Т. Г. Память поэзии. С. 40, 80.

[36] Гаспаров М. Синтаксис пушкинского шестистопного ямба // Гаспаров М. Избранные статьи. М., 1995. С. 93-101.

[37] Виноградов В. В. Церковнославянская стихия в языке Пушкина. Проблемы ее стилистического применения и ее литературной ассимиляции // Виноградов В. В. Язык Пушкина. М.; Л., 1935. С. 165.

[38] Там же. С. 191.

[39] Там же. С. 191.

[40] В. В. Виноградов пишет: "В сущности, вся лексика и фразеология этого стихотворения может быть признана церковнославянской и даже с яркой молитвенной окраской" (Виноградов В. В. Указ. соч. С. 191.): ср.: Б. А. Успенский: " … выбор языковых средств зависит у Пушкина <…> от позиции описывающего субъекта...", а применение церковнославянизмов вызывает "любая культурная традиция<…>, выступающая как материал поэтического отчуждения", но это имеет место при "отказе от ровности стиля", когда рядом со славянизмами находятся "коррелирующие с ними руссизмы" (Успенский Б. А. Указ. соч. С. 174., 176, 178.)

[41] Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 245.

[42] Стенник Ю. В. Указ. соч. С. 43. Хан Е. Н. Указ. соч. С. 33.

[43] Вацуро В. Э. Указ. соч. С. 64.

[44] См. примечания №№5,7,8 к Введению.

[45] Об этом с.: Кудрявцева И. М., Мальчукова Т. Г. Миф в лирике А. С. Пушкина 1920-х гг. //Современные проблемы метода и жанра. Петрозаводск, 1991. С. 24-57.

[46] Там же.

[47] Мальчукова Т. Г. Память поэзии. С. 85.

[48] Там же. С. 86.

[49] Там же. С.35; Мальчукова Т.Г. Концепция "антологического рода" у В.Г. Белинского // Проблемы исторической поэтики. Вып. 2. Петрозаводск, 1992. С.43.

[50] Кудрявина И.М., Мальчукова Т.Г. Указ.соч. С.39-40.

[51] Она отражает качественно иной уровень преемственности по отношению к традициям предшествующей эпохи. Эти закономерности поэтики А.С. Пушкина исследовал Ю.В. Стенник. См.: Стенник Ю.В. Указ.соч.

* Материал этой главы был взят за основу доклада, прочитанного на Седьмой международной научной конференции “Православие и русская культура”, которая проходила 11 - 12 мая 2000 г. в Пушкинском Доме(Институт русской литературы).

1 Пищальникова В.А. Смысл художественного текста, как психолингвистическая проблема // Пищальникова В.А., Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику. Барнаул, 1993. С. 7,17 и др.

2 Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. С. 18.

3 Гиршман .М.М. Диалектика жанра и стиля в художественной целостности. // Жанр и проблема диолога. Махачкала, 1982. С 100.

4 Там же.

5 Оборина М.В. Герменевтика и интерпретация художественного текста // Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991. С. 17.