его "связь с министрами", о которой упоминает Молчалин Ведь это не
что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не
состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за лицу
не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в
сложившейся ситуации. Его ничто больше не связывает с родными
пенатами , вероятно, он не приехал бы вовсе, если бы не Софья.
Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная. После скандала в
доме Фамусова , Чацкий вряд ли еще когда-нибудь появится в России.
Он только укрепился в выборе, который совершил давно: жить подобной
жизнью - невозможно.
И вот та родина... нет в нынешний приезд Я вижу, что она мне скоро надоест.
Он в глазах общества, которое живет по старинке и очень этим
довольно, - опасный человек, "карбонарий", нарушающий гармонию их существования.
Грибоедов первым в русской литературе Х1Х века показал "лишнего
человека" (термин А.И.Герцена), механизм его появления в обществе.
Чацкий - первый в этом ряду. За ним - Онегин, Печорин, Бельтов,
Базаров.
Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя в
обществе. Наиболее вероятны для него два пути: революционный и
обывательский. Вспомним, что действие пьесы происходит примерно в 20
-е годы прошлого века, когда в России сформировалось общественное
движение, получившее впоследствии название декабризма. Это было
общество с определенной социально-политической программой, которая
должна была решить главный вопрос дня - освобождение крестьян от
крепостной зависимости и ограничение самодержавной власти. В
сознании декабристов это был вопрос, требующий безотлагательного
решения - без искоренения рабства во всех его проявлениях невозможно
было движение вперед. Но
декабристов постигла неудача. После Декабря в России наступило тридцатилетнее "затмение" - Николай 1, ставший императором после смерти брата, установил режим жесткой авторитарной власти. "Первые годы, следовавшие за 1825, были ужасающие. Только лет через 10 общество могло очнуться в атмосфере порабощения и преследования. Им овладела глубокая безнадежность, общий упадок сил, - так писал об
этом А.И.Герцен.
Чацкий мог быть среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь, и тогда жизнь его была бы предрешена на 30 лет вперед: принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти Николая 1 в 1856 году.
Но могло быть и другое - непреодолимое отвращение к "мерзостям" русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Родины. И тогда - тоска отчаянье е лчность и, что самое страшное для такого героя - борца и энтузиаста, вынужненная праздность и бездеятельность.
Образ Софьи
Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в "мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.
Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий - натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу,
что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и
одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?"
Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она
уничтожена - это один из самых драматичных моментов всей пьесы.
Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца , бездушного карьериста Молчалина, но и совершила
Герой времени в "Горе от ума"
I. Проблема "героя времени" в русской классике, возникающая на
разных этапах общественно-исторического развития. Отражение в пьесе основного конфликта эпохи: противопоставление "века нынешнего" "веку минувшему". Появление в эпоху подготовки
декабрьского восстания нового типа личности, выразителя прогрессивных идей времени. В пьесе итог новый тип личности воплощен в образе Чацкого.
II. Чацкий - выразитель идей "века нынешнего". Анализ монологов Чацкого и его споров с представителями фамусовской Москвы. Противопоставленность героя
остальному обществу по всем важнейшим общественно-политическим и нравственным вопросам того времени:
а) отношение к крепостному праву: воспоминание Чацкого о крепостном театре, о "Несторе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак;
б) отношение к образованию: Чацкий наделен "ждущим познаний" умом, "славно пишет, переводит", отличается свободомыслием, недаром Фамусов считает, что "сумасшедшим" Чацкого сделала его "умность", то есть глубокие знания и свободное мышление; он же называет Чацкого за вольнодумие "карбонарием";
в) отношение к общественному мнению:
Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?
г) отношение к чинопочитанию и подхалимству:
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели;
д) отношение к насилию иностранцев:
... чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья...
или:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев;
е) возмущение нравственным падением столичного общества мужчин, той ролью, сгорая нередко отводится мужу в семье:
Муж-мальчик,муж-слуга из жениных пажей -
Высокий идеал московских всех мужей.
(Можно добавить, что из Молчалина получился бы такой же муж рядом с
Софьей; образец "мужа-мальчика" в комедии - Горич);
ж) стремление Чацкого "служить", а не "прислуживаться",
служить "делу", а не "лицам", его "связь с министрами" и дальнейший
полный разрыв - намек на желание прогрессивно настроенной части
молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем. Его
поездка за границу была связана не только с "поисками ума", то есть
идеей самосовершенствования, но и с необходимостью обрести
единомышленников в своем деле. Такова еще одна особенность "героя
времени" первой четверти Х1Х века.
111. Заключение. Непримиримость взглядов между Чацким и фамусовским
обществом ставит его в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова,
его роль "страдательная": в одно и то же время он и "передовой
воин", "застрельщик", и при этом "всегда жертва"
Фамусовская Москва в изображении Грибоедова
I. Основной конфликт пьесы. Чацкий и косное, консервативное
московское общество. "Век нынешний и век минувший". Прогрессивные
идеи Чацкого "Служить бы рад, прислуживаться тошно"; "когда в делах, я от веселий прячусь"; "Чины людьми даются, а люди могут
обмануться" и консервативные идеи Фамусова "Собрать все книги бы да сжечь", "ученость - вот чума". Гончаров в статье "Мильон терзаний": "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством свежей".
II. Грибоедов постепенно расширяет круг персонажей.
1. Знакомство с домом Фамусова. 1:й акт: Фамусов, Молчалин
(аристократия, чиновничество), Софья.
11-й акт: появление Скалозуба (военные круги).
111-Й акт: раскрытие и углубление образа Молчалина. Анализ спора
Молчалина и Чацкого.
2. Бал: типичные представители фамусовской Москвы.
а) Горичи - молодя светская дама и "муж-мальчик,
муж-слуга из жениных пажей...";
б) Князья Тугоуховские с шестью дочерьми: не отличающиеся друг от друга дочери; княгиня, цель жизни коброй - удачно выдать их замуж; князь "на посылках" (будущее Горича);
в) Графини Хрюмины (бабушка и внучка):
выживающая из ума старуха и озлобленная сплетница внучка
г) Загорецкий: вор и доносчик ("при нем остерегись: переносить горазд, и в карты не садись: продаст"). При этом полноправный член фамусовского общества
д) Хлестова: одна из тех, чей суд составляет "общественное мненье". Характернейшая черта полупровинциальной Москвы (вторая столица) - "мненье света" составляют бабушки, тетушки, дочки и внучки. Так, Молчалин рекомендует Чацкому искать покровительства у Татьяны Юрьевны; ужас Фамусова перед тем, "что будет говорить княгиня Марья Алексевна";
е) Репетилов - пародия на лже-революционеров.
111. Таким образом, антагонизм Чацкого является "век минувший", рутина московского "света", сатирически изображенные Грибоедовым.