От своей матери писатель унаследовал ее сокровенную сущность – любовь к земле и радость жизни, «ту святую радость, лучше которой нет ничего на земле: лучше счастья»[12].
«Конечно, и тело, и душа родины была моя мать – высокая, загорелая, как мне казалось, всемогущая женщина… - писал Пришвин – Яблоки в саду, и ягоды, и птицы, и небо, и воля полей, и лесная таинственная тень, и вся природа – это все было в матери. Понимаю теперь в этом первое прикосновение к моей детской душе чувства родины, потому что потом, взрослым, вынужденный учиться за границей, испытывал то же самое чувство, что называется тоской по родине»[13].
Исследуя истоки чувства родины в своем миропонимании, Пришвин связывает его с Хрущевом и хрущевскими обитателями: «Мне довольно взглянуть на любой ландшафт с тем страстным чувством земли, какое было у моей матери, чтобы эта земля стала мне родной»[14].
В обстановке родного Хрущева «возникли корешки дела всей жизни» будущего писателя.
Учиться Пришвину довелось той же елецкой мужской гимназии, что и Бунину. 31 мая 1885 года мать Пришвина обратилась с прошением о допуске ее сына к вступительным экзаменам в Елецкую мужскую гимназию, и 3 июня этого же года Михаил Пришвин был принят в 1 класс гимназии.
12 сентября 1885 года в гимназии случилось чрезвычайное происшествие. На уроки не явились Михаил Пришвин, Николая Чертов, Владимир Тирман и Константин Голофеев. На квартире Голофеева была найдена записка о том, что гимназисты отправились в Азию.
Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и уездную полиции, а на следующий день пристав доставил домой незадачливых путешественников, причем отобрал у них три револьвера, три ружья, две сабли, топор, порох и патроны.
Педагогический совет определил: «Ученика 2-го класса Николая Чертова уволить из гимназии, а остальных Пришвина, Тирмина и Голофеева подвергнуть более продолжительному аресту с понижением отметки поведения за 1-ю четверть учебного года»[15].
Потом последовали докладная записка учителя географии Василия Розанова о недостойном поведении ученика 4 класса Пришвина, донесение директора гимназии попечителю учебного округа об увольнении Пришвина из гимназии.
Всю жизнь после этого Пришвин с горькой иронией повторял запомнившуюся шутку, которой встретили неудачливых беглецов гимназисты: «Поехали в Азию, попали в гимназию».
Исключенный из гимназии Пришвин уехал в Сибирь к брату матери промышленнику И.И. Игнатову.
В 1907 году Пришвин выпускает свою книгу «В краю непуганных птиц», в которой пишет о душевной красоте тружеников Севера и Средней Азии.
В 1918 году Пришвин с семьей перебирается в Елец и по 1920 год живет там. Он преподает русский язык в бывшей елецкой гимназии, откуда был исключен из 4-го класса, работает инспектором народного образования Елецкого уезда, кладет начало краеведческой работе в Ельце. В архивных материалах Пришвина имеется следующий документ:
«Отдел по народному образованию Елецкого уезда видит в гражданине Пришвине очень полезного работника по просвещению народных масс… Неукоснительно местной власти оказывать ему всяческое содействие и поддержку» (1 октября 1918 года).
В 1919 – 1920 гг. Пришвин заведует библиотекой в селе Стегаловке и инспектирует библиотеки всего уездного уезда. Это были очень трудные годы в жизни писателя: неустроенность, бесхлебье, голод, нашествие разорившего город Мамонтова, когда он «спасся одним веселым чудом, которая создает иногда душа даже труса в последний момент расставания с жизнью»[16].
Хрущевские крестьяне поддерживали Пришвина, делились с ним всем, чем могли.
В 1920 году Пришвин навсегда уезжает из Ельца. На Смоленшине, родине жены, он становится народным учителем, что было для него «так же интересно, как и писательство».
Разлука с Хрущевом, с Ельцом побудила Пришвина к духовному общению с ними, и в 20-х годах он начинает роман «Кащеева цепь», художественное воспоминание о Елецком крае, итог его нелегкой писательской судьбы и борьбы за обретение родины. Среди дневниковых записей 1952 года встречается следующая: «И понял я, что «Кащеева цепь» есть песня мальчика о своей родине»[17].
Воссоздавая картину русской социальной и общественной жизни конца XIX – начале XX века, Пришвин, верный исторической правде, создает в «Кащеевой цепи» образы разоряющихся, теснимых «банком» дворян-помещиков и богатеющих безземельных крестьян и духовенства, провинциальных интеллигентов-народников.
Исследователь творчества Пришвина Вадим Чуваков, говоря о романе «Кощеева цепь», выделяет ее из ряда «семейных описаний», таких, как трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова. «Кощеева цепь» - это философский роман, в котором на первый план вынесена личность автобиографического героя, проходящего трудный путь познания себя и окружающего мира»[18].
Историческая действительность со всеми ее реалиями и подробностями предстает в романе Пришвина сквозь призму восприятия ее Курымушкой – Алпатовым – художественно одаренной натурой, обостренно воспринимающим всякую несправедливость и верящим в силу добра. Главный герой романа – это, по словам Пришвина, «Медленно, путем следующих одна за другой катастроф, нарастающее сознание».
Чувство родины не покидало Пришвина никогда. Он вновь и вновь обращался к описанию родной природы, людей, живущих на елецкой земле:
«Брожу весь день между липами, и вдруг вспомнилось Хрущево. Там тоже был такой легкий для дыхания воздух. С тех пор я не дышал таким воздухом, я не жил в здоровой природе, и мало-помалу забыл, что она существует. Я жил в болотах, в комарах, принимая такую природу как девственную, самую лучшую…
И вот почему, когда я вышел из болот м стал здесь на глубокую почву, где липы растут и нет комаров, мне кажется, будто я вернулся в Хрущево, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете»[19].
Для Пришвина всегда свое, родное, большая и малая родина оставались близкими, их не могли затмить красоты экзотической природы. «Наше», «свое» в повести «Жень-шень» противопоставляется таежной природе: «Любимая его [Лувена] ворона была не серая, как у нас, а черная… «Так, это ворон!» И вдруг из того черного ворона и крикнет наша обыкновенная ворона… Еще голубая сорока жила на дереве, пересмешник, зимородок, дрозды, иволга, кукушка, прибегала перепелка и кричала в кустах не «пить-полоть», как у нас, а вроде как бы: «му-жи-ки!» И так все до одной птицы были видом точно как наши, сразу узнаешь, а что-нибудь одно маленькое в них так и не так»[20].
Пришвин незадолго до смерти вновь глядел на картину «Хрущево». Он писал в дневнике 21 апреля 1953 года: «Что же такое дорогое представить этой картинке?»… да ничего, грязный пруд… два кирпичных столба от ворот, тощая акация, даль черноземная в полях и оврагах. И ничего, ничего для постороннего глаза… Для себя же неисчерпаемое богатство и каждую минуту все новое… И таких мгновений, оставленных в картине моего детства, нет конца»[21].
Глубоким волнением и лиризмом пронизано воспоминание «родного гнезда», которое было для писателя неиссякаемым источником поэтической энергии.
М.М. Пришвин умер в 1954 году.
«Пришвин умер на пороге весны не только в природе, но и на пороге нового расцвета своего родного народа, - писал К.Г. Паустовский. К этому расцвету он звал всем своим творчеством, всей силой своего исключительного мастерства»[22].
Похоронен М. Пришвин в Москве на Введенском кладбище.
Трудно назвать другого современного писателя, в книгах которого так органически слились бы личная жизнь с творчеством. Все созданное Пришвиным – это художественно переосмысленный собственный творческий путь, своя духовная жизнь от пробуждения сознания до последнего движения мысли. Пришвин верно заметил: «Все написанное мною и признанное было отдельные искорки из пережитого мною, из моей собственной жизненной поэмы.
И если же люди эти искры узнают и понимают, значит, и они переживают эту поэму[23].
Лирический герой Пришвина проходит долгий путь развития. Он находит радость в активном отношении к жизни, в овладении ее тайнами, отстаивает новый взгляд на мир, труд, творчество, любовь, взаимоотношения между людьми. Своим жизнеутверждающим духом, верой в человеческие силы и разум, глубиной и богатством чувств он дорого читателю и сегодня.
«Подоспело, накатило время Михаила Пришвина» – сказал известный Елецкий литературовед В.Н. Турбин. Эти слова тонко характеризуют то обстоятельство, что «творчество Пришвина, отдаляясь во времени, не только не становится достоянием прошлого, но с течением лет приобретает новую силу звучания»[24].
Елецкая земля – родина Пришвина. К ней обращено творческое внимание писателя в самых первых его художественных набросках. Ее образами завершился полувековой писательский путь Пришвина – за несколько часов до кончины он поставил точку в новом варианте автобиографического романа «Кащеева цепь», обращенного к родным местам, - по словам Паустовского – «очень русским, очень простым».
На елецкой земле «берет начало всеобъемлющее пришвинское чувство родины, которым проникнуто все его творчество – от многоплановых романов до философской миниатюры»[25].
Ельчане чтут память Пришвина и сохраняют его творческое наследие. Регулярно в Ельце и Липецке проводятся Пришвинские чтения, конференции, выставки, посвященные писателю, отмечаются юбилейные даты. В Елецком краеведческом музее Пришвину посвящен обширный стенд.