Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Проблемы изучения биографии М.М. Пришвина елецкого периода и сохранения его творческого наследия........................................................... 7
§1. Елецкие корни М.М. Пришвина и влияние малой родины на мировоззрение писателя......................................................................................................... 7
§2. Проблемы сохранения наследия М.М. Пришвина на елецкой земле. 15
Глава II. Особенности изображения елецкого края в творчестве М.М. Пришвина. 22
§1. Город Елец в изображении М.М. Пришвина (на материале романа «Кащеева цепь»).......................................................................................................... 22
§2. Особенности изображения родной природы в творчестве М.М. Пришвина. 30
§3. Изображение характеров в произведениях Пришвина о елецком крае. 40
Заключение.................................................................................................... 50
Список использованной литературы........................................................... 52
В традициях старинных русских городов всегда была тесная связь с близлежащими городами, селами и деревнями, «редкими оазисами культуры»[1] и поныне хранящими память о выдающихся творцах национального искусства. Тула не мыслится без Ясной Поляны, Орел без Спасского-Лутовинова, Ярославль без Карабихи. И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных русских писателей-земляков вне их духовной связи с Ельцом, так и восприятие Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, формировавших больших русских писателей, которые на материале елецкого края с ее социальной природной спецификой роли высокохудожественные картины народной жизни.
Ельцу, одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение.
Елец раскрывался многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест», монастыри и речки.
Одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле, был Михаил Михайлович Пришвин. Пришвиным было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях[2].
Дарование Пришвина высоко ценили М. Горький, К. Паустовский, К. Федин и др., ставя его в ряд лучших русских писателей. М. Горький отмечал в творчестве Пришвина неповторимое своеобразие, художественную оригинальность, правдивость, умение пристально и вдумчиво наблюдать явления окружающего мира. Горький писал Пришвину: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе – не было…» Превосходно писал Аксаков «Записки ружейного охотника», чудные страницы удались Мензбиру в книге о птицах, и у Кайгородова и у других многих природа русская порою вызывала сердечные слова, но все это «Люди частностей», ни у кого из них не находил я все охватывающей пронзительности и ликующей любви к земле нашей, ко всему ее живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину «отца и хозяина всех своих видений». В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь-подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой Вами»[3].
В дипломной работе предпринимается попытка изучения тех сторон творчества Пришвина, которые связаны с елецким краем.
Актуальность последования обусловлена возросшим в настоящее время интересом к изучению культурного наследия родного края, в том числе и творческого наследия писателей-земляков.
Изучением елецкого периода жизни Пришвина и его творчества связанного с елецкими корнями писателя занимались Г.П. Климова, Н.В. Борисова, А.М. Стрельцов, К.Д. Гордович, Т.Я. Гринфильд, А. Тимрот, С.Б. Захарин, С.В. Краснова, В. Поляков, В. Гордов, Е. Минаева, И. Чичинов и др.
Цель исследования – рассмотреть особенности создания М. Пришвиным особенности создания М. Пришвиным елецких пейзажей в его произведениях.
В соответствии с целью ставятся следующие конкретные задачи:
1. Рассмотреть этапы биографии М.М. Пришвина, связанные с елецким краем.
2. Показать своеобразие произведений Пришвина, связанных с елецким краем.
3. Рассмотреть особенности изображения природы в произведениях, посвященных елецкой земле.
4. Показать особенности взаимодействия человека и природы в произведениях о елецком крае.
Структура работы обусловлена ее задачами и определяется принятым в литературоведении подходом «от биографии писателя – к его творчеству». Невозможно изучить со всей полнотой творческое наследие писателя, не обратившись к его биографии. Поэтому в первой части дипломной работы рассматриваются те вехи жизни М.М. Пришвина, которые были связаны с елецким краем, а также отводится место проблеме сохранения ельчанами наследия Пришвина. Во второй главе показано своеобразие изображения елецкой природы и народа в произведениях Пришвина, связанных с елецким краем. В конце имеется заключение, где излагаются возможные перспективы исследования.
Список использованной литературы включает 49 наименований.
Основным методом данного исследования является описательно-аналитический.
В основу работы были положены материалы по биографии и творчеству Пришвина таких исследователей, как С.Б. Захарин, А. Тимрот, С. Краснова и др.
Широко использовались материалы статей местных газет «Липецкие известия», «Липецкая газета», «Красное знамя», «Русь святая», «Ленинское знамя», «Де-факто», «В краю родном» и др.
Структура работы и актуальность.
По словам И.-В. Гете, «кабинетному изучению творчества писателя всегда противопоставлялось знание «края поэта». Однако в XX веке обозначалось явное предпочтение отделению героя от автора, потребовавшее большего внимания формальному изучению произведений, структурному анализу. Одностороннее увлечение только одной структурой произведения, без обращения к биографии писателя, влекло за собой ошибочные выводы. Поэтому необходимо изучить творчество и биографию М.М. Пришвина в их неразрывной связи.
При знакомстве с пришвинскими произведениями необходимо учитывать детские и юношеские годы писателя, проведенные в Ельце и Елецком крае. С ними тесно связано имя Пришвина.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее результатов в практике преподавания литературы в школе: на уроках литературы, на факультативных занятиях по литературному краеведению, на методических объединениях учетелей-словесников.
В моей борьбе вынесли мня народность моя, язык мой материнский, чувство родины.
М.М. Пришвин.
Земля – для меня это родина, это черноземная равнина. А потом всякая земля. Но без родины нет земли.
М.М. Пришвин.
Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля (23 января по старому стилю) 1873 года в небольшом имении Хрущево Елецкого уезда (ныне это село находится на территории Становлянского района Липецкой области). На всю жизнь запомнилось писателю «небольшая деревенька с соломенными крышами и земляными полами»[4]. До конца дней хранил он в доме картину, написанную его двоюродной сестрой М.Н. Игнатьевой и изображающей Хрущево. Незадолго до смерти, 21 апреля 1953 года, он записывает в дневнике: «Лежу и днями смотрю на картину Хрущево, и все не нагляжусь, и кажется, так много в ней чего-то, и мое духовное питание этой картинкой никогда не кончится»[5].
«это маленькое имение, около двухсот десятин, было куплено моим Дмитрием Ивановичем Пришвиным, елецким потомственным почетным гражданином, у дворянина Левишина» – пишет М.М. Пришвин в романе «Кащеева цепь»[6].
Само время рождения известного писателя было необычным. 23 января по старому стилю «прибавляется свет на земле и у разных пушных зверей начинаются свадьбы»[7].
Хрущево вошло в жизнь писателя с первыми впечатлениями детства. Близкое общение с хрущевскими крестьянами открывало Пришвину тайны природы, правду народной жизни. «Он учился распознавать звуки ночи, повадки птиц, понимать мужичью тоску по лучшей жизни» – пишет С.Б. Захарин[8].
Хрущево повлияло на все будущее мировоззрение Пришвина. Здесь пробудилось в его душе чувство родины и все более крепнувшее впоследствии народное чувство прекрасного. «Пришвин многократно подчеркивал, что его эстетическое пробуждение всецело связано с хрущевскими впечатлениями, когда он мальчиком заслушивался крестьянскими песнями и сказками, любовался вышитым рушником, сарафаном с неизменным волнением воспринимал росистыми охотничьими зорями бесконечно повторяемую бедняком – Гуськом легенду – мечту о белом перепеле»[9].
«Мать моя, Мария Ивановна Игнатова, родилась в городе Белеве, на берегу самой милой в России реки Оки» – пишет М.М. Пришвин в «Кащеевой цепи»[10]. Мать Пришвина рано овдовела и осталась с пятью детьми мал мала меньше на руках в заложенном по двойной закладкой имении и все же преодолевшей грозившее разорение. «Работая неустанно с утра до вечера, учитывая каждую копейку, мать моя под конец жизни все-таки выкупила имение и всем нам пятерым позволила получить высшее образование»[11].