главный пафос книги "Детские годы Багрова-внука". Но точнее и полнее других
его выразил сам Аксаков: "Жизнь человека в детстве, детский мир, созидающий
под влиянием ежедневных новых впечатлений.. Жизнь человека в дитяти".
Выйдя в свет, "Детские годы Багрова-внука" сразу же стали хрестоматийным
классическим произведением. "Детские годы..." после своего выхода вызвали
восторженные отзывы современников. У каждого из знаменитых современников
С.Т.Аксакова был свой взгляд на его книги, но все сходились в одном: в
признании выдающихся художественных достоинств этих книг, редкого таланта
их автора.
Для Толстого Л.Н. в "Детских годах Багрова-внука" "равномерно сладкая
поэзия природы разлита по всему, вследствие чего может казаться иногда скучным,
но зато необыкновенно успокоительно и поразительно ясностью, верностью и
пропорциональностью отражения".
Повесть Аксакова - это прежде всего художественное изображение детских
лет его собственной жизни. Чтобы придать фактам и событиям своего далекого прошлого
типическое значение, автор этих художественных мемуаров скрывается под
маской постороннего рассказчика, добросовестно излагающего то, что он слышал
от Багрова-внука.
Поскольку повествование ведется от лица его главного героя, постольку
авторское "я" и авторская речь почти полностью сливаются с образом и речью самого
Багрова-внука. Его отношение к описываемым событиям, как правило, выражает авторское
отношение к ним.
В трилогии Л.Н.Толстого "Детство. Отрочество. Юность" повествование также
ведется от лица его главного героя.
Однако рядом с детским и юношеским образом Николеньки Иртеньева в трилогии
дан четко очерченный образ авторского "я", образ взрослого, умудренного опытом
жизни "умного и чувствительного" человека, взволнованного воспоминанием о прошлом,
заново переживающего, критически оценивающего это прошлое. Тем самым точка зрения
самого Николеньки Иртеньева на изображаемые события его жизни и авторская оценка
этих событий отнюдь не совпадают.
Тема детства глубоко органична для творчества Толстого и выражает
характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что
Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение.
Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки
Иртеньева есть его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте.
Первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений
является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное.
Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая русская женщина -
Наталья Савишна.
В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой
человеческой жизни. "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!..
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и
силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того,
когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность
любви - были единственными побуждениями в жизни?"
Детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными, в детстве он
испытал немало нравственных страданий , разочарований в окружающих его людях,
в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе.
Толстой рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается
несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания.
Николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается,
не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие,
какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность
и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая и в себе эти
качества, он нравственно казнит себя. Для этого характерен такой пример:
Николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка,
говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Обнаружив это он начинает
доискиваться, как мог он написать такую строку. С одной стороны , он видит
в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой - неискренность
по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, -
значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке
укрепляется аналитическая способность. Подвергая все анализу, Николенька
обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность,
безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Толстой считал "лучшим даром
детства". Это очень хорошо показано в главе "Игры". Дети играют, и игра
доставляет им большое наслаждение. Но они получают это наслаждение в той
мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта
наивная вера, игра становится неинтересной. Первым высказывает мысль о том,
что игра не есть настоящее, Володя - старший брат Николеньки. Николенька
понимает, что брат прав, но тем не менее слова Володи глубоко его огорчают.
Николенька размышляет: "Ежели судить по-настоящему, то игры никакой
не будет. А игры не будет, что ж тогда останется?"
Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том,
что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости Николеньки. Настоящая
жизнь - это жизнь "больших", то есть взрослых, близких ему людей. Николенька
живет как бы в двух мирах - в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия,
и в мире детском, привлекающем своей гармонией.
Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям.
Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской
семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования.
Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к
чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все
окружающее существует только для того, чтобы "мне" и "нам" было хорошо,
детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность -
все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые
светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в
действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания. Автор
показывает, как мир взрослых людей разрушает чувство любви, не дает ему возможности
развиваться во всей чистоте и непосредственности. отношение Николеньки к
Илиньки Грапу отражает дурное влияние на него мира "больших". Илинька Грап
был из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и издевательств со
стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Дети уже были способны
проявлять жестокость. Николенька не отстает от своих друзей. Но тут же,
как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния.
Окружающий Николеньку мир действительных отношений усадебной и
светской жизни раскрывается в "Детстве" в двух аспектах: в субъективном, т.е.
в том виде, в котором он воспринимается наивным ребенком и со стороны своего
объективного общественно-нравственного содержания, как оно понимается автором.
На постоянном сопоставлении и столкновении этих двух аспектов и
строится все повествование.
Образы всех действующих лиц в повести группируются вокруг центрального
образа - Николеньки Иртеньева. Объективное содержание этих образов
характеризуется не столько отношением к ним самого Николеньки, сколько тем
действительным влиянием, которое они оказали на ход его морального развития,
о чем сам Николенька еще не может судить, но весьма определенно судит автор.
Наглядным примером того служит подчеркнутое противопоставление детского
отношения Николеньки к Наталье Савишне авторскому воспоминанию о ней.
"С тех пор, как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки;
но теперь только умею ценить их..." - это говорит автор. Что же касается
Николеньки, то ему "и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание
была эта старушка". Николенька "так привык к ее бескорыстной нежной любви..,
что и не воображал, чтобы это могла быть иначе, нисколько не был благодарен
ей".
Мысли и чувства Николеньки, наказанного Натальей Савишной за испачканную
скатерть, проникнуты барским высокомерием, оскорбительным барским пренебрежением
к этой "редкой" "чудесной" старушке: "Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь
по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна. просто Наталья, говорит мне
ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет,
это ужасно!"
Однако несмотря на пренебрежительное отношение и вопреки невниманию
Николеньки к Наталье Савишне ("я ... никогда не задавал себе вопросов: а что,
счастлива ли она, довольна ли она..."), она дана как образ человека, оказавшего
едва ли не самое " сильное и благое влияние" на Николеньку, на его
"направление и развитие чувствительности".
В совершенно ином отношении к моральному развитию Николеньки дан
в повести образ его отца Петра Александровича Иртеньева. Совершенно не
соответствует восторженное отношение Николеньки к отцу, проникнутое глубочайшим
уважением ко всем его словам и поступкам, авторской оценки этого человека.
Наглядным примером того служит явно отрицательная характеристика,
данная Петру Александровичу Иртеньеву от автора в главе "Что за человек
был мой отец?". Именно этой отрицательной авторской характеристике, а не
детским оценкам Николеньки отвечает реальное содержание образа Петра