Александровича, находящее тонкое выражение в трагизме матери, в недоброжелательстве
бабушки к недостойному мужу обожаемой дочери.
Как и другие образы взрослых людей, окружающих Николеньку, образ
отца раскрывается не в его собственном развитии,
а через развитие Николеньки, по мере своего возмужания постепенно
освобождающегося от детских иллюзий.
Образ отца, постепенно падающего все ниже и ниже в глазах подрастающего
сына, играет очень важную роль. Взятый сам по себе, этот образ строится на
противопоставлении блестящей светской репутации Петра Александровича и
аморальности, нечистоплотности его внутреннего облика.
За внешним обличием Петра Александровича, обаятельного светского
человека, любящего мужа и нежного отца, скрывается азартный картежник и
сластолюбец, обманывающий свою жену и разоряющий своих детей.
В образе отца с наибольшей глубиной раскрывается безнравственность
светского идеала comme il faut.
В ряд с образом отца Николеньки ставятся в повести и все другие
образы типичных представителей дворянского света: старший брат Володя, во
многом повторяющий образ отца, бабушка с ее самодурством и высокомерием,
князь Иван Иванович, отношения с которым заставляют Николеньку испытать
унизительность зависимости от богатого родственника, семья Корнаковых -
образец бездушия светского воспитания детей, и надменные, самодовольные барчуки
брать Ивины.
Воплощенная во всех этих образах аморальность светских нравов и
отношений раскрывается перед нами постепенно по мере постижения ее Николенькой
Иртеньевым.
В "подробностях чувств", в "тайных процессах психической жизни человека",
в самой "диалектике души" ищет и находит Толстой выражение типического и раскрывает
это типическое в бесконечном многообразии его индивидуальных проявлений.
"Детство" до сих пор сохраняет все свое художественное и
познавательное значение глубоко реалистической картины дворянского быта и нравов
30-40-х годов прошлого века, проникновенного изображения сложного процесса
формирования человеческой личности и того влияния, которое оказывает на
этот процесс социальная среда.
К числу самых талантливых книг, в которых раскрывается внутренний мир
ребенка, принадлежит и "Детство Никиты" - повесть замечательного писателя
А.Н.Толстого.
Рассматриваемая на фоне произведений Аксакова С.Т. и Толстого Л.Н.
повесть "Детство Никиты" занимает свое место, обусловленное и новой исторической
эпохой, и характером личной судьбы ее автора.
Автобиографическая повесть для детей "Детство Никиты" ("Повесть о
многих превосходных вещах" - в первом издании) написана Толстым в 1920 году
для детского журнала во Франции; в 1922 году она была опубликована в
Берлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936 году.
"Детство Никиты" - поэтическое повествование о годах формирования человека.
Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.
В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в
течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни
десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит
повествования:
"Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры".
"Все это - мое,- думал он,- когда-нибудь сяду на воздушный корабль
и умчу..." Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы
едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот
после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые
были приглашены в гости: "Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном
царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на
душе".
Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает
в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.
Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что
его окружает.
Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими
представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать
окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним
вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта
вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось
колечко, Никита с уверенностью говорит: "Это волшебное".
Автор включает в повествование картины быта. В "Детстве Никиты"
Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах,
как воспринял ее сам в раннем детстве.
Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита
считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это
серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит
с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка".
Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден
русский склад ума и русский характер.
Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа
Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют
Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник
Петрушка.
Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае,
в людской, на гумне... Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка.
Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий,
сутулый Артем.
Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят,
к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни,
но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя
себя чем-то неразрывно связанным с деревней.
Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является
последним звеном; здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же
это - конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.
Судьбы детской литературы прочно связаны с историей большой литературы.
Связи эти сложны: в чем-то отставая от "взрослой", детская литература не
плетется в хвосте у нее, а идет своими путями, делая собственные открытия и
опережаю порою "взрослую" литературу. В развитии детской литературы есть
своя внутренняя логика. Но в полной мере закономерности развития детской
литературы появляются лишь в общем историко-литературном контексте.
Список литературы.
1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука.- М.: Дет. лит., 1986.
2. Бегак Б.А. Классики в Стране Детства: Очерки.- М.: Дет. лит., 1983.
3. Богданов В.А. Становление человека // Аксаков С.Т. Детские годы
Багрова-внука.- М.: Дет.лит.,1986.
4. Войтоловская Э.Л. С.Т.Аксаков в кругу писателей-классиков.-
Л.: Дет.лит.,1982.
5. Добролюбов Н. О значении авторитета в воспитании.
6. Кошелев В.А. Время Аксаковых //Литература в школе.- 1993.- N4.-С.9-16
7. Лобанов М. Сергей Тимофеевич Аксаков.- М.: Мол. гвардия, 1987.-
(Жизнь замечательных людей)
8. Смирнова В.В. О детях и для детей.- М.,1967.
9. Толстой А.Н. Детство Никиты.- М.: Дет. лит., 1987.
10. Андроников И. "Повесть о самых необыкновенных вещах"// Толстой А.Н.
Детство Никиты.- М.,1987
11. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.- Л.: Дет.лит., 1966.
12. Л.Н.Толстой: Сборник статей: Пособие для учителя/ под ред. Д.Д.Благого.-
М.,1955.
13. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л.Н.Толстого//
Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.- М.: Дет.лит,1989.