План.
I. Традиции русской детской литературы.
П. "Детские годы Багрова-внука" Аксакова С.Т.
1. "Память детства ожила во мне..."
а) Герой повести и природа.
б) Внутренний мир Сережи.
в) "Важность и святость труда".
г) Искания Сережи.
д) Детство кончилось.
2. Отношение современников к повести
"Детские годы Багрова-внука".
Ш. Авторское отношение к описываемым событиям
в "Детских годах Багрова-внука" Аксакова С.Т.
и "Детстве" Л.Н.Толстого.
IV. "Детство" Л.Н.Толстого.
1. Тема детства в творчестве Л.Н.Толстого.
2. "Счастливейшая пора человеческой жизни".
3. Несоответствие окружающего мира и
истинного его содержания в понимании
главного героя.
4. Чувство любви к людям.
5. "Развитие чувствительности".
6. Образ отца.
7. Художественное и познавательное
значение "Детства" Л.Н.Толстого.
V. "Детство Никиты" А.Н.Толстого.
1. Взаимосвязь жизни ребенка с жизнью природы.
2. Народный быт в повести.
3. "Детство Никиты" - последнее звено в
ряду книг о дворянском детстве.
VI. Закономерность развития детской литературы.
Современная русская детская литература выросла не на пустом месте.
Глубинные традиции ее следует искать прежде всего в труде тех больших
русских писателей, для которых детская тема была темой трепетной и сердечной,
темой серьезной и непременной, чье творчество в какой-то важной его части прочно
вошло в детское чтение в силу своей конкретности, простоты и задушевности.
Становление детской литературы как явления эстетического протекало в русле
общелитературного развития.
В начальной стадии детская литература учитывала социальное неравенство,
но представляла его абстрактно: богатый ребенок - бедный ребенок. Благотворительность
была единственной сферой деятельности богатого ребенка: он был хорош потому,
что не делал того-то и того-то, будучи послушным, а если что-то и делал, так
только добро. Сфера проявления добродеятельности для бедного ребенка была
шире. Бедное дитя часто бывало благороднее и смекалистие дворянского ребенка:
оно вытаскивало маленького дворянина из воды, выручало в трудную минуту и
было способно на тонкие чувства.
В процессе развития детской литературы традиционная для нее пара
"добродеятельный - порочный" перестает быть обязательной и заменяется иной
антитезой: "чувствительный - холодный". Это новое понимание ребенка, уходящее
корнями в сентиментализм, окрепла в эпоху романтизма и составило основу
романтической концепции детства. Начала разрабатывать эту концепцию детская
литература, но уже в 40-50 годы XIX века, ее осваивает и "большая" литература.
Детство представляется как пора невинности и чистоты. "...Дети несравненно
нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом),
они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по
происхождению... Да, мы должны учится у детей, чтобы достигнуть видения истинного добра и правды.
Такова поэтизация детства в русской классике: "Детстве" Л.Н.Толстого, "Детских годах Багрова-внука"
С.Аксакова. Семья всегда была в русской литературе прообразом народной жизни:
пушкинские Гриневы, тургеневские Калитины, толстовские Ростовы... Семья Багровых
занимает среди них особое место, т.к. за нею стоит семья самих Аксаковых.
26 августа 1854 года Сергей Тимофеевич Аксаков сообщает своей любимице -
маленькой внучке Оле о том, что пришлет ей через год книжку, в которой расскажет
... про весну младую,
Про цветы полей,
Про малюток-птичек,
Про гнездо яичек,
Бабочек красивых,
Мотыльков игривых,
Про лесного Мишку,
Про грибочек белый -
И читать день целый
Станет Оля книжку.
Через два года, снова поздравляя Олю с днем рождения, Аксаков писал:
"Милая моя Оля! Два года тому назад я стихами обещал прислать через год
книжку, но дай Бог, чтобы к будущему дню твоего рождения она была готова. Да
и книжка выходит совсем не такая, какую я обещал тебе." Действительно,
замысел Аксакова значительно расширился и получилась книга о годах далекого
детства, о людях и судьбах прошлого.
С полной правдивостью Аксаков рассказал обо всем, что им было пережито
в детстве, начиная от первых еле уловимых ощущений и кончая тончайшей гаммой
человеческих чувств.
Самым большим достоинством "Детства" Аксакова Л.Н.Толстой считал
разлитую в книге любовь к природе, поэзию природы.
Чувство природы пришло к мальчику, герою книги, во время первой
весны в деревне и сложилось под влиянием отца его Алексея Степановича Багрова
и дядьки Евсеича.
Оживающие под весенним солнцем берега реки, со всякого рода дичью,
плавающие утки и проносившиеся стаи птиц, которых отец и Евсеич знали по
голосам, наполняли сердце мальчика восторгом.
Именно в этот период мальчик почувствовал то слияние с природой,
которое так характерно для писателя Аксакова: "В конце фоминой недели
началась та чудная пора, не всегда являющаяся дpужно, когда пpиpода,
пpобудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, тоpопливою жизнью: когда
все переходит в волненье, движенье, в звук, в цвет, в запах. Ничего тогда не
понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, я сам почуял
в себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте,
сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил всю его
очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту."
Природа благотворно влияет на ребенка. Мальчик нежно-участливо
привязывается к матери. Растет их взаимная любовь и понимание друг друга.
Мать становится для Сережи самым большим авторитетом, самым любимым и
дорогим авторитетом в мире. Он делится с ней всем увиденным, всем услышанным
и пережитым. Добросердечие и искренность, которые мать воспитывала в Сереже,
побуждали мальчика сочувствовать подневольному положению крепостных. В
богатом поместье бабушки Прасковьи Ивановны, Парашине, старостой был
Мироныч, которого Сережа называл про себя "мужиком со страшными глазами".
Осматривая вместе с отцом мельницу, мальчик наблюдал грубое отношение
Мироныча к старик-засыпке и другим крестьянам и чувствовал "внутреннюю
дрожь". Множество вопросов возникало в сознании Сережи: "За что страдает
больной старичок, что такое злой Мироныч, какая это сила Михайлушка и
бабушка".
Преимущественный интерес Аксаков проявляет к внутреннему миру своего
героя. С пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием
душевных движений, даже самых незначительных. Обгоняющая возраст умственная
зрелость выработала у Сережи привычку анализировать собственные чувства и
мысли. Он не только живет впечатлениями. Он делает их предметом анализа,
подыскивая им соответствующие толкования и понятия и закрепляя в своей
памяти. Когда же герою повествования это не удается, на помощь приходит
Багров повзрослевший, вспоминающий. И на протяжении всей книги мы слышим два
голоса.
Расширяются, углубляются знания о внешнем мире - и все чаще и чаще
приходит желание практического его освоения. И пусть над Cережей не тяготела
необходимость физического труда, потребность труда, неотъемлемая от
человеческого естества, властно пробуждается и в нем. Сережа не только
восхищался прелестями полевых работ. Он подмечал и то, какими невыносимо
тяжелыми бывают они для крепостных крестьян. И, повзрослев, он не только
сострадает, он убеждается в "важности и святости труда", в том, что
"крестьяне и крестьянки гораздо нас искуснее и ловчее, потому что умеют то
делать, чего мы не умеем".
Чем шире раздвигаются горизонты Сережиного мира, тем настойчивее
вторгаются в него факты, нарушающие его гармонию. В сознании Сережи никак
не укладывается, почему злой староста Мироныч, выгоняющий крестьян на
барщину даже в праздник, считается самими же крестьянами человеком добрым."
Почему пасхальный кулич для Багровых "был гораздо белее того, каким
разговлялись дворовые люди"? Одни из этих многочисленных "почему" оставались
без ответа. Даже его любимая мать, чьим "разумным судом" привык Сережа
проверять свои впечатления и мысли. и та нет-нет да и одернет его: "Это не
твое дело". Другие же "почему" затрагивали такие отношения, которые дети с
их врожденной справедливостью вообще не могли понять, а тем более оправдать.
Все это приводило к "смешению понятий", производило "какой-то разлад в ...
голове", возмущало "ясную тишину ... души". Мир взрослых, не всегда понятный
для детей, начинает просвечиваться непосредственным, естественным, чисто
человеческим детским взглядом. И многое в нем начинает выглядеть не только
странным, но и не ненормальным, достойным осуждения.
Переживая дисгармонию внешнего мира, Сережа приходит к сознанию и
своего собственного несовершенства: в нем пробуждается критическое отношение
и к самому себе, "ясная тишина" сменяется в душе по-детски преувеличенными
сомнениями, исканиями выхода.
Но внутренний мир Сережи не раскалывается, не распадается. Он
качественно видоизменяется: он наполняется социально-психологическим
содержанием, в него входят ситуации и столкновения, в преодолении которых и
протекает становление человека, подготавливающее его к равноправному участию
в жизни.
Повествование в "Детских годах" прекращается накануне важнейшего
события в жизни Сережи - предстоит поступление в гимназию. Детство
кончилось. Изображение взрослеющего, мужающего человека со своим событийным
и духовно-эмоциональным миром, беспрестанно и качественно меняющимся, - вот