Смекни!
smekni.com

Язык стиха Пушкина и жанрово-видовые конструктивы русского стиха (лирика и роман в стихах) (стр. 4 из 6)

Первое, что бросается в глаза - это то, что значение Тср = 3,46 для начальной строки стиха (табл. 4, [6, 1]) больше, чем для начальной строки срединного [6, 7] и финального [6, 13] катренов; более того, это значение много больше, чем дает статистика М.Л. Гаспарова (Тср = 3,32 по табл. 1). Еще заметнее становится величина этого параметра в 12-, 20- и 24-стишиях (Тср = 3,67; 3,67 и 3,60 соответственно), но для 8-стиший и 16-стиший, повторим, в разделенных (!) на катрены стихах - картина совсем иная. Здесь вторые строки начального катрена стиха намного превосходят первые строки по величине ударности строки (см. [1, 2] и [3, 2]), а именно во второй строке Тср = 3,50 и 3,44 ударных слога, а в первой, соответственно, Тср = 3,17 и 3,22 ударных слога. Более того, устойчивость ритмики 1-й строки 8-стиший - наивысшая среди всех первых строк стиха [7, 1], а тот же показатель для 16-стиший оказывается не ниже, чем для всех других видов разделенных текстов (см. [8, 1] - [11, 1]).

Далее, если среднестатистическая для всех текстов, средняя ударность строки снижается от первой строки катрена к четвертой, что хорошо видно из табл. 4 (см. столбец [6]), то для стихов, разных по своему объему, значения Тср не только не подчиняются этой тенденции, но демонстрируют удивительное разнообразие своего поведения. Удивительное, конечно же, на фоне той безжизненно-блеклой картины, которую рисует нам стандартная статистика структурного стиховедения.

Например, в 8-стишиях наибольшее число ударений приходится на 2-ю и 3-ю строки стиха (см. столбец [1]); по схеме чередования "сильно ударных" и "слабо ударных" строк построены 1-е катрены 24-стиший (см. [5, 1] - [5, 4]) и срединные - 20-стиший (см. [4, 1] - [4,4]).

В то же время схема "слабый-сильный-сильный-слабый" описывает не только 1-й катрен 8-стиший, но и последний катрен 16-стиший, а срединные катрены 12-, 16-, 20- и 24-стиший все (!) отличаются друг от друга и т.д.

Следует вспомнить, что Г.А. Шенгели [22], первым обратившийся к вопросу о "строчном тяготении ритмических форм", не только указывал на тот факт, что строфа "не является случайной группой стиховых форм" и "что она для хорошего звучания должна быть организована", но и предостерегал: "…ошибочно было бы принимать эти наблюдения <за вариациями строчных ритмических последовательностей в строфе - О.Г.> за правила, думать, что если, например, первые три строки четверостишия дают нарастающее замедление, то последняя должна дать убыстрение".

Степень организованности строфического ритма можно оценить по величине второго параметра, представленного в табл. 4, - по коэффициенту вариации ритмики VТ. Чем меньше величина VТ, тем меньше амплитуда разброса индивидуальных значений Т относительно Тср, и наоборот. Согласно данным табл. 4, наибольшей устойчивостью обладают последние строки в 8-стишиях [7, 16], так же как и те же строки в 1-х катренах 12-стиший [8, 4], а наибольшим - 2-я и две последние строки в 24-стишиях, а также 2-е строки в 20-стишиях (см. столбец [11] и ячейку [10, 14]). Внимательный анализ этих данных позволяет отметить не только разное поведение параметра VТ в разных по объему стихах, но и выделить значение VТ = 0,118 как весьма часто встречающееся в табл. 4. Число 118 характеризует силлабический объем Онегинской строфы; позже мы столкнемся с этим числом при описании психофизиологических кривых восприятия стиха Пушкина; здесь же оно фигурирует в качестве оценки устойчивости ритмики строк пушкинских катренов 4-стопного ямба. Напомним, что число 118 является гармоническим числом Фибоначчи, и появление его в качестве характеристическо-го числа в разных параметрах, оценивающих степень гармоничности пушкинского стиха, мы считаем не только симптоматичным, но и закономерным.

Детальный анализ поведения параметра VТ выходит за рамки настоящей работы, он требует отдельного и обстоятельного рассмотрения - и не только в его связи с величинами Тср , но и со значениями параметра ритмико-гармонической точности . Поэтому мы, не разбирая здесь этот вопрос во всех подробностях, ограничимся анализом поведения параметра VТ в структурных элементах стиха разных уровней его иерархической организации - в строке, в 4-стишии и во всем стихе в целом. Эти данные представлены в столбцах [8] - [13] строк [23] - [25], где показаны приведенные значения параметра VТ, а за единичное значение принята величина VТ = 0,160 (среднее значение VТ для строки стиха - см. [13, 19]). Как видно из табл. 4, для стихов любого объема устойчивость ритмики возрастает от простейшего структурного элемента - от строки к строфе и, далее, ко всему стиху как системно-структурной целостности. В итоге вариативность ритмики стиха почти в девять раз меньше, чем вариативность VТ в строке стиха, и в четыре раза меньше, чем VТ в катрене 4-стопного ямба. Это и есть математическое подтверждение системно-структурной организации стиха Пушкина и доказательство зависимости ритмики одной строки в стихе от ритмики других строк.

Неразделенные тексты. Чтобы не утомлять читателя обилием числовых значений, чтобы за множеством разнообразных данных не потерять суть нашего разговора, продемонстрируем отличие ритмики НР-текстов от ритмики Р-текстов на некоторых конкретных примерах.

В 12-строчных НР-текстах срединные 4-стишия строится по схеме "сильная - слабая - слабая - сильная" строки (Тср по строкам 3,58-3,25-3,33-3,50), тогда как для срединных катренов в Р-текстах схема иная: "сильная - слабая - слабая - слабая" строки. Разными являются схемы и для последних 4-стиший: если для НР-текстов схема выглядит как "сильная - сильная - сильная - слабая" строки, то для катренов Р-текстов это - "сильная - слабая - слабая - слабая", т.е. такая же как и для срединных катренов.

В 16-строчных НР-текстах первые 4-стишия имеют схему "сильная - слабая - слабая - сильная" строки, причем самая "тяжелая" строка - последняя в 4-стишии (Тср по строкам 3,67-3,00-3,00-4,00). В катренах Р-текстов того же объема схема иная, а именно: "слабая - сильная - слабая - слабая" строка. Срединные 4-стишия также отличаются друг от друга: "слабая - сильная - сильная - слабая" строка в НР-текстах (Тср по строкам 3,33-3,50-3,50-2,83) и "сильная - слабая - слабая - сильная" строка в Р-текстах.

В 20-строчных НР-текстах срединные 4-стишия построены по схеме "сильная - слабая - сильная - сильная" строка (Тср по строкам 3,00-2,83-3,25-2,33), иная схема для Р-текстов: "сильная - слабая - сильная - слабая" (Тср по строкам 3,22-3,19-3,22-3,11).

Ограничившись этими примерами, отметим, что устойчивость ритмики в НР-текстах может быть представлена тройкой чисел (1-2,2-7,3). Если сравнить эти значения с аналогичными значениями для Р-текстов (1-2,2-8,8), то окажется, что для 4-стиший в архитектонически разных текстах этот показатель не изменился, а для стиха как целого - уменьшился (7,3 против 8,8). Но ведь этого и следовало ожидать! Вспомним, что разделенные тексты - в сравнении с неразделенными - это более строгие системно-структурные образования, требующие от поэта умения выразить мысль в рамках заданной конструктивной единицы стиха, т.е. строфы. Вспомним, что у Пушкина интонационно-фразовые переносы из строфы в строфу крайне редки. Из этого вытекает важное обстоятельство: если гармонический принцип действует на уровне 4-стиший в НР- и Р-текстах одинаковым образом, то на уровне стиха (целого) он приводит к большей устойчивости ритмики именно в более строгих по форме стихах - в разделенных текстах. Для сравнения укажем, что для Онегинских строф Пушкина тот же показатель устойчивости ритмики выражается тройкой чисел (1-2,1-7,8). "Чем строже форма, тем явственнее проступает идея" - этими словами Ш. Бодлера мы закончим краткий сопоставительный анализ 4-стиший в разделенных и неразделенных текстах Пушкина.

Восьмистишия (8-строчные неразделенные тексты). Основные результаты нашего исследования могут быть представлены следующим образом:

(1) ударность усредненного 8-стишия Тср по строкам выражается числами (3,28-3,12-3,20-3,20-3,28-3,24-3,08-3,08);

(2) первая полустрофа отличается от второй не только своей большей ударностью (12,80 против 12,68 ударных слогов), но и характером распределения "сильных" и "слабых" строк;

(3) начальные, срединные и финальные 8-стишия отличаются друг от друга не только своими полустрофами, но и средней ударностью строфы (25,54-24,67-25,67);

(4) полное усреднение и сведение 8-стишия к 4-стишию - по методике М.Л. Гаспарова - действительно ведут к структурно-обезличенной конструкции с нисходящей линией ударности Тср (3,28-3,18-3,14-3,14) в строках;

(5) устойчивость ритмики 8-стиший для структурных элементов "строка - строфа" может быть представлена соотношением (1-2,8); если рассматривать 8-стишие как два 4-стишия, то результат будет иным, а именно (1-1,9).

Этими фактами отчетливо подтверждается то обстоятельство, что 8-стишия представляют собой особую и не сводимую к 4-стишиям поэтическую конструкцию, а также то, что стремление структуралистов обнаружить в стихе явления, поддерживающие их теоретические положения, в данном случае - "ударную рамку стиха" - расходятся с конкретными стиховедческими наблюдениями.

Вернемся еще раз к вопросу об "ударной рамке стиха" и рассмотрим его с учетом детальных данных по ударности первых строк в текстах разного объема.