Теперь бы в сенцах скамейка,
Рассказы про Китеж-град.
На столе медовые пышки,
За тыном успенский звон…
Зачураться бы от наслышки
Про железный неугомон,
Как в былом, всхрапнуть на лежанке…
Только в ветре порох и гарь…
Не заморскую ль нечисть в баньке
Отмывает тишайший царь?
Не сжигают ли Аввакума
Под вороний несметный грай?..
От Бухар до лопского чума
Полыхает кумачный май. /…/
***
Уму – республика, а сердцу – Матерь-Русь.
Пред пастью львиною от ней не отрекусь.
Пусть камнем стану я, корягою иль мхом, –
Моя слеза, мой вздох о Китеже родном,
О небе пестрядном, где звезды – комары,
Где с аспидом дитя играют у норы,
Где солнечная печь ковригами полна,
И киноварный рай дремливее челна…
Упокой, Господи, душу раба твоего!..
Железный небоскреб, фабричная труба,
Твоя ль, о родина, потайная судьба!
Твои сыны-волхвы – багрянородный труд
Вертепу Господа иль Ироду несут?
Пригрезятся ли им за яростным горном
Сад белый восковой и златобревный дом, –
Берестяный придел, где отрок Пантелей
На пролежни земли льет миро и елей…
Изведи из темницы душу мою!.. /…/
После аввакумового костра, петровских реформ, испытания революцией, искушения «демократией» сегодня мы перечитываем Клюева, его стих, его слово, навевающее нам давно забытые образы древней Святой Руси – Руси единственной, любимой, родившей нас из своих недр, окропившей рассветной росою, чтобы мы снова попытались стать Русскими. И кто знает, не наступит ли вновь тот час, в который Мать наша вновь обратит к чадам своим молящее о помощи Лице Свое… «И взлетит душа алконостом / В голубую млечную медь, / Над родным плакучим погостом / Избяные крюки допеть».
Заозерье
Памяти матери
Отец Алексей из Заозерья –
Берестяный светлый поп,
Бородка – прожелть тетерья,
Волосы – житный сноп.
Весь он в росе кукушей
С окуньим плеском в глазах,
За пазухой бабьи души,
Ребячий лоскутный страх.
Дудя коровьи молебны
В зеленый Егорьев день,
Он в воз молочный и хлебный
Свивает сны деревень.
А Егорий Поморских писем
Мчится в киноварь, в звон и жуть,
Чтобы к стаду волкам и рысям
Замела метелица путь,
Чтоб у баб рождались ребята
Пузатей и крепче реп,
И на грудах ржаного злата
Трепака отплясывал цеп. /…/
На речке в венце сусальном
Купальница Аграфёна,
В лесах зарит огнепально
Дождевого Ильи икона.
Федосья – колосовница
С Медостом – богом овечьим,
Велят двуперстьем креститься
Детенышам человечьим. /…/
Хорошо зимой в Заозерьи:
Заутренний тонок звон,
Как будто лебяжьи перья
Падают на амвон.
А поп в пестрядиной ризе,
С берестяной бородой,
Плавает в дымке сизой,
Как сиг, как окунь речной.
Церквушка же в заячьей шубе
В сердцах на Никона-кобеля: –
От него в заруделом срубе
Завелась скрипучая тля! /…/
У баб чистота по лавкам,
В печи судачат горшки, –
Синеглазым сенькам да Савкам
Спозаранка готовь куски.
У Сеньки кони – салазки,
Метель подвязала хвост…
Но вот с батожком и в ряске
Колядный приходит пост.
Отец Алексей в притворе
Стукает об пол лбом,
Чтоб житные сивые зори
Покумились с мирским гумном. /…/
Рожество – звезда золотая,
Воробьиный ребячий гам, –
Колядою с дальнего края
Закликают на Русь Сиам. /…/
В Заозерье свадьбы на диво, –
За невестой песен суслон,
Вплетают в конские гривы
Ирбитский, Суздальский звон. /…/
Отцу Алексею руга
За честной и строгий венец…
У зимы ослабла подпруга,
Ледяной взопрел жеребец.
Эво! Масленица навстречу,
За нею блинный обоз!..
В лесную зыбель и сечу
Повернул пургача мороз. /…/
Лиловые павечерья,
И, как весточка об ином,
Потянет из Заозерья
Березовым ветерком.
Христос Воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ!..
И у елей в лапах простертых
Венки из белых купав.
В зеленчатом сарафане
Слушает звон сосна.
Скоро в лужицу на поляне
Обмокнет лапоток весна.
Запоют бубенцы по взгорью,
И как прежде в тысячах дней,
Молебном в уши Егорью
Задудит отец Алексей.
«Родом я по матери прионежский, по отцу же из-за Свити-реки…»
СЛОВАРЬ.
Ендова – широкий сосуд с носиком для разливания вина, мёда и т.п.
Вапа – краска.
Коклюшки – палочки с головками для плетения кружев.
Долгуша – длинная одежда.
Дрохва (дрофа) – степная птица из отряда журавлиных.
Рундук – сундук с крышкой-сиденьем; рундук запорожный – то есть «за порогом», здесь – сени.
Первач – лучший, первый; небо первачное, здесь – «увиденное впервые».
Убрус – нарядное полотенце, платок.
Суслон – связка снопов овса.
Руга – сбор содержания священнику от прихода.
Крюки допеть – крюки, знамена – знаки, по которым совершалось в древности (и сейчас у старообрядцев и единоверцев) церковное пение, знаменный распев.