Максим Николин
Николай Клюев считается одним из поэтов так называемого «серебряного века». Между тем к «веку сему», к «миру сему» клюевские песни имеют весьма посредственное отношение. Будучи признанным мастером слова в поэтической элите своего времени, Клюев тем не менее до конца жизни оставался «мужицким», крестьянским поэтом. Сегодня исполняется 121 год со дня рождения Песнослова
«КТО ЗА ЧТО, А Я ЗА ДВОПЕРСТЬЕ…»
Н.Клюев
Россия – страна певчих птиц. Страна одарённых народных певцов. Страна певчих… Кто-нибудь задумывался всерьёз о многообразии «птичьих» фамилий на Руси? Все эти Соколовы, Воробьёвы, Соловьёвы, Куликовы и просто Птицины… Сколько их? Остались ли «неиспользованные» птахи? И по каким качествам своим получает человек фамилию Дроздов, Синицин и т.п? Русская литература тоже имеет своих «пернатых». Не много. Гоголь, Крылов, Клюев…
Поэзия по своей ритмико-мелодической организации, безусловно, близка музыке. О чём поёт поэт? О чём поёт соловей? В народно-поэтическом творчестве слово неразрывно связано с музыкой, а само народное творчество, в том числе сакральное, довольно часто обращалось к образу птицы. Да и вообще птицы играли большую роль как в народных поверьях, так и в крестьянском хозяйстве, охоте, быту, религии. Мы знаем, что древнейший богодухновенный «сирский» язык, язык, которым владели святые, в православии порой именовался «языком птиц». Образ «птиц небесных», которые «не сеют, не жнут» также знаком всем нам по текстам Божественного Писания. Отношение к птицам, особенно певчим, в русской земле было особым. Ещё в XIX столетии ловчии охотники и просто разнообразный люд могли собираться со всей России, к примеру, где-нибудь в трактире Выгодчикова у Каменного моста специально, дабы послушать чудную птицу – «каменовского соловья». В «просвещённой» же Европе, к слову, до сих пор множество певчих птиц употребляют … на мясо! У них своё понимание прекрасного.
***
По ранне-синим половодьям,
К жемчужным плёсам и угодьям
Пристала круглая ладья.
И вышел воин – исполин
На материк в шеломе – клювом,
И лопь прозвала гостя – Клюев –
Чудесной шапке на помин!
"Песнь О Великой Матери" приоткрывает нам тайну родового «прозвания» её создателя. Предки Клюева, жившие на европейском севере, пустили глубокие корни в земле вепсов, саамов, карелов. Одна из исследователей творческого наследия поэта замечает, что «"Птичий" шлем воина воспринимается лопарями в системе собственной культуры. В древности саамские головные уборы полностью повторяли формы птицы с крыльями, головой, клювом… "Пришелец" же не просто прибыл, а прибыл по воде, что говорило лопарям о его принадлежности к божественной власти» (Елена Маркова). О связи царских династий с этими загадочными «прибывшими из-за моря» людьми можно найти вполне исчерпывающую информацию в трудах нашего современника, одного из крупнейших специалистов в этом вопросе, В.И. Карпеца. Кроме того, этимология заставляет нас вспомнить «клювый» – красивый, статный, видный или человек с длинным орлиным носом, похожим на клюв.
Николай Клюев считается одним из поэтов так называемого «серебряного века». Между тем к «веку сему», к «миру сему» клюевские песни имеют весьма посредственное отношение. При этом, будучи признанным мастером слова в поэтической элите своего времени, тем не менее до конца жизни оставался «мужицким» поэтом, крестьянским. Во многом – благодаря своему происхождению из северорусских Олонецких земель, где традиционно деревенские люди хранили древний исконный уклад жизни. Поэтому творческие и духовные поиски Клюева проходят в рамках традиционного допетровского созерцания мира. Впоследствии это уже, однако, Русь потаённая, гонимая, Русь «бегов» и «гарей». Непростая судьба этого человека отразила в себе, таким образом, почти всю палитру неофициального (с XVII века) Православия и боль тоскующей по светлому граду Китежу души русского человека. «Я – посвящённый из народа», – скажет о себе поэт. Но стихи его, как и некоторых других «крестьянских поэтов», были долгое время под запретом. Сегодня Клюев возвращается. В том числе – в Православие, так как после Соборов РПЦ 1970-го и 2005-го годов для любого русского человека двуперстие и в целом старый обряд равноап. кн. Владимира, св-х Сергия Радонежскаго, Иосифа Волоцкаго, мтрп. Макария и др. перестали быть «запрещёнными».
Николай Алексеевич Клюев родом из Олонецкой губернии (Вытегра), из семьи старообрядцев, возможно, имевших связи с бегунами. «Родом я по матери прионежский, по отцу же из-за Свити-реки… Родовое древо мое замглено коренем во временах царя Алексия… До Соловецкого Страстного сиденья восходит древо мое, до палеостровских самосожженцев, до выговских неколебимых столпов красоты народной… Говаривал мне мой покойный тятенька, что его отец, а мой – дед, медвежьей пляской сыт был. Водил он медведей по ярмаркам, на сопели играл, а косматый умник под сопель шином ходил… Сам жил не на квасу да редьке: по престольным праздникам кафтан из ирбитского сукна носил, с плисовым воротником, кушак по кафтану бухарский, а рубаху носил тонкую, с бисерной надкладкой по вороту…» Где правда в этой автобиогрвфии, а где поэтическое преувеличение – не нам судить. Известно, что и дед поэта (другой?) и отец были начётчиками, «не из рядового крестьянства, а из верхнего, умудренного книжностью слоя», верные древлему благочестию. Прасковья Дмитриевна – мать поэта, душу которой после смерти родительницы Клюев поэтически поселяет в «маковке ветхой церквушки» – была народной сказительницей (редкий дар), плачеёй-вопленницей (особый разряд женщин, которых приглашали для оплакивания покойника; они знали как плакать и какие слова при этом произносить). Ходил слух, что брат её был из самосожженцев. «Грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости обучен своей покойной матерью, память которой чту слезно, даже до смерти». С её именем для мальчика была связана «волхвующая сказка», «сказка без конца…»; ей остался благодарен на всю жизнь «за песни в бору, за думы в рассветки, за сказ ввечеру». О ней, родной усопшей, «Избяные песни»:
Дохнуло молчанье… Одни журавли,
Как витязь победу, трубили вдали:
«Мы матери душу несём за моря,
Где солнцеву зыбку качает заря,
Где в красном покое дубовы столы
От мис с киселём словно кипень белы.
Там Митрий Солунский, с Миколою Влас
Святых обряжают в камлот и атлас,
Креститель-Иван с ендовы расписной
Их поит живой Иорданской водой!…» /…/
***
«Умерла мама» – два шелестных слова.
Умер подойник с чумазым горшком.
Плачется кот и понура корова,
Смерть постигая звериным умом /…/
В пестрой укладке повойник и бусы
Свадьбою грезят: «Годов пятьдесят
Бог насчитал, как жених черноусый
Выменял нас – молодухе в наряд». /…/
«Мама в раю», – запоет веретенце,
«Нянюшкой светлой младенцу-Христу…»
Как бы в стихи, золотые как солнце,
Впрясть волхованье и песенку ту? /…/
О себе: «Учился – в избе по огненным письмам Аввакума Протопопа – по Роману Сладкопевцу – лета 1440-го». Живое русское народное слово для Клюева – не литература, а сакральный «птичий» (не случайна фамилия – Клюев), «сирский» язык, доступный сознанию человека Святой Руси. «Свете Тихий от народного лика / Опочил на моих запятых и точках». В нескольких стихотворениях поэт разрабатывает мистику русского алфавита, пытаясь постигнуть глубину родной речи её птичий напев.
Поддонный псалом
/…/Аз Бог Ведаю Глагол Добра –
Пять знаков чище серебра;
За ними вслед: Есть Жизнь Земли –
Три буквы – с златом корабли,
И напоследки знак Фита –
Змея без жала и хвоста…
О Боже сладостный, ужель я в малый миг
Родимой речи таинство постиг,
Прозрел, что в языке поруганном моем
Живет Синайский глас и вышний трубный гром;
Что песню мужика: «Во зеленых лузях»
Создать понудил звук, и тайнозренья страх?! /…/
«Рассматривал негатив Клюева, снятый мною у него в комнате, – вспоминает М. Пришвин. – На негативе видна развёрнутая книга старинная, на ней рука, ещё видна борода и намёком облик самого Клюева…» Так и представлялся Клюев – книга старописная, борода староверская, иконы дониконовские древнего письма, блики лампад на них… Происхождением своим Клюев необыкновенно гордился, вновь и вновь не уставая повторять: «Родом я крестьянин с северного поморья. Отцы мои за древлее православие в книге Виноград Российский на веки поминаются». Порою он и иронизировал, почитая стихи свои «только за сор мысленный», но всё же писал: «Я – полесник хвойных слов / Из Олонецкого бора». Многие его произведения буквально пропитаны атмосферой старой веры родителей, духом древней кондовой Руси, Руси допетровской.
Вешний Никола
Как лестовка в поле дорожка,
Заполье ж финифти синей.
Кручинюсь в избе у окошка
Кручиной библейских царей.
Давыд убаюкал Саула
Пастушеским красным псалмом,
А мне от елового гула
Нет мочи ни ночью, ни днем.
В тоске распахнула оконце:
Все празелень хвой да рябь вод.
Глядь – в белом, худом балахонце
По стежке прохожий идет.
Помыслила: странник на Колу,
Подпасок, иль Божий Бегун, –
И слышу: «я Вешний Никола» –
Усладней сказительных струн.
Былоњ мне виденье, сестрицы,
В сне тонцем, под хвойный канон.
С того ль гомонливы синицы,
Крякуши и гусь-рыбогон.
Плескучи лещи и сороги
В купели финифтяных вод…
«Украшенны вижу чертоги» –
Верба-клирошанка поет.
***
В селе Красный Волок пригожий народ,
Лебёдушки девки, а парни как мед,
В моленных рубахах, в беленых портах,
С малиновой речью на крепких губах;
Старухи в долгушах, а деды – стога,
Их россказни внукам милей пирога:
Вспушатся усищи, и киноварь слов
Выводит узоры пестрей теремов.
Моленна в селе – семискатный навес:
До горняго неба семь нижних небес,
Ступенчаты крыльца, что час, то ступень,