Героический и трагический пафос в лирике А. Ахматовой первой половины 1940-х годов связан с переживанием событий второй мировой войны. Реальная действительность подсказывает художнику необходимый ракурс постижения и отражения жизненных коллизий, но при этом в творчестве неизменно присутствует вера в неистребимость нравственных ценностей. Для ахматовской героики патриотическое чувство неотделимо от религиозного; при всей своей внешней открытой пафосности ее героика "изнутри" трагична. Героическое в стихотворениях поэта не побуждало к радикальному преобразованию жизни и не отличалось "чистотой" оптимистического чувства. А. Ахматова подчеркивала превосходство внутренней силы человека над внешней: настоящий герой должен обладать здоровым смирением, верой в сверхличное (божественное) и чувством приобщенности к душе мира, воплощенной в культуре. Слова "мужество", "победа", "слава" в ахматовской поэзии, указывая на конкретный момент истории, входят в семантическое поле "духовность".
Список литературы
1. Тюпа В.И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии ХХ в. Самара: ООО Научно-Внедренческая фирма "Сенсоры, Модули, Системы", 1998.
2. Берггольц О.Ф. Говорит Ленинград… Главы из книги. М.: Сов. Россия, 1964.
3. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Согласие, 1997.
4. Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Эллис Лак, 1998 - 2002. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома, книги и страницы.
5. Цит. по: Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. Ч. 3: 1935 - 1945 гг. М.: Эдиториал УРСС, 2001.