Смекни!
smekni.com

А. С. Пушкин и "Поэзия мысли" (стр. 2 из 2)

Но если наличием мысли обосновывается право поэзии на существование, то этим же поэзия лишается всякой почвы под ногами. В этом состояла причина неудачи поэтов-любомудров: они все пытались мысль выразить. Между тем поэзия должна быть глуповата: для нее мысль недостаточно чиста - она несет на себе отпечаток бытия и имеет оттенок самооправдания.

Дидактика Пушкина не превращается в умозрение, несмотря на всю свою интеллектуальную содержательность. Отказавшись от сырого житейского материала, он сделал лирического героя более общезначимым и универсальным, более поэтичным. Но он не отказался от его предметной детализации, причем явно демифологизирующей, так что образ героя оказался и более прозаическим. В нем и в его обстоятельствах нет ничего условного - ни камина Василия Львовича, ни халата Вяземского; нет, с другой стороны, у него и никакого жреческого ореола. Он помещен в самое банальное окружение ("Где нивы светлые? где темные леса?"), ведет самое обыкновенное существование, например, помещика, которому "досуг возиться с старыми журналами соседа". Это облик не столько гения, сколько обыкновенного умного человека, наделенного широким кругозором, образованием и житейским опытом. Характер его мышления вполне соответствует облику: он ироничен, трезв, отчасти циничен ("жена и дети, друг, - большое зло ..."). Читатель склонен доверять герою как мыслителю, и вот здесь-то и происходит подмена. Когда читателю кажется, что он воспринял самое мысль, на самом деле его сознание заполнено образом персонажа, читатель не способен отделить мысль от того, кто мыслит, от его интонации, его взгляда, его жизненного ритма. Это прием очень простой для прозы: мысль, высказанная героем, служит средством создания его образа и образа его мира, так что сама перестает быть собой, а оказывается гранью формы и формой, по Гегелю, уничтожается. От мысли остается лишь тень; поэзии нужны не мысли, но их модели. Для создания образа мыслящего человека важно не столько содержание мысли, сколько структура мышления. Выразительный образ такого еще не заполненного мыслью мышления дан в последних строках "Осени". Мысль может быть не додумана до конца, чему соответствует композиционное окончание на доминанте, характерное для Каменноостровского цикла. Мысль может прийти потом: "Давай мне мысль, какую хочешь", - но любая мысль будет обращена не к здравому смыслу, а к поэтическому чувству, не выражена, а изображена.

Таким образом, в обращении Пушкина к "поэзии мысли" есть лукавство. Оно связано с тем, что мысль в поэзии не имеет того значения, какое имеет в мире реальном. Художественная и интеллектуальная проблематика дидактических стихотворений Пушкина лежит в разных плоскостях. Так, центральная идея "Послания цензору" - разделение прав поэта и прав гражданских, последние поэт и признает, и требует их для себя. Но целью стихотворения является оно само. Логика здесь противоположна той, которой руководствовался Вяземский в послании "К Жуковскому" 1819 года (лучшая из многочисленных русских вариаций темы второй сатиры Буало). Автор обращается к адресату с просьбой о литературной помощи:

Как с рифмой совладать, подай ты мне совет ...

То есть объявленным мотивом оказывается желание занять место в литературе. Между тем стихотворение, конечно, должно свидетельствовать о том, что автор уже обладает мастерством, виртуозно справляется с техническими трудностями - значит, уже занимает место в литературе. Вяземский пишет:

... К себе писатель беспристрастный,

Тщась беспорочным быть, - в борьбе с собой всечасной.

Оправданный везде, он пред собой не прав,

Всем нравясь, одному себе он не на нрав.

И часто, кто за дар прославлен целым светом,

Тот проклинает день, в который стал поэтом.

Третье лицо отрывка не может обмануть: Вяземский пишет о себе, о своей внутренней борьбе, которая понимается как черта подлинного поэта, в компенсацию которой он должен получить признание. И в поисках реального признания автор утрачивает власть над словом и над рифмой (что заметил Пушкин: "Смелость, сила, ум и резкость; но что за звуки!"9 ). Сам же Пушкин посредством своего произведения получает иные, лучшие права - и едва ли всерьез рассчитывает получить что-то еще: вспомним иронический тон рассказа о попытках Ивана Петровича Белкина или Чарского организовать свою жизнь по-человечески.

Н. Полевой не был неправ, подозревая в "Вельможе" второй план, несовпадение объявленных и истинных мотивов: но только истинные мотивы искал по привычке ниже мысли; тогда как проблематика "Вельможи", как и "Полководца", как "Из Пиндемонти", - утверждение поэзии не только поверх истории, но и поверх человеческой мысли.

Список литературы

1 См. об этом: Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л., 1964.

2 См.: Возникновение русской науки о литературе. М., 1975.

3 См., однако, работы: Гаспаров М. Л. Композиция поэтики Горация // Очерки истории римской литературной критики. М., 1963; Жирмунская Н. А. Жак Делиль и его поэма "Сады" // Делиль Жак. Сады. Л.,1987.

4Левитский И. М. Курс российской словесности для девиц. Ч. 1. Спб., 1812. С. 9.

5 См.: Гегель Г. В. Ф. Соч. Т.14. М., 1958. С. 319.

6 См.: Anderson W.S. Essays on Roman satire. Princeton (N.J.), 1982.

7 См.: Энциклопедический лексикон. Т. 16. Спб., 1839.С. 286.

8 См.: Делиль Жак. Сады. С. 5-8.

9Вяземский П. А. Стихотворения. Л., 1986. С. 467.