Смекни!
smekni.com

Герман Гессе и романтизм (стр. 2 из 2)

Гессе писал романтическую прозу – сказки «Поэт». «Ирис», писал романтическую лирику. Как отмечает Н.Я.Берковский, «романтический лиризм – новое развитие человека, познание его души, свободное от будничности, от прозаических ограничений» [1, с. 149]. В этом Гессе был романтиком, но в то же время и реалистом. Несмотря на влияние романтических предшественников, Гессе удалось развить и сохранить и собственные своеобразные черты лирики, выработать свой стиль не только в прозе, но и в поэзии.

Герман Гессе оставил после себя и много литературоведческих работ – эссе, рецензий. Он посвящал их как деятельности отдельных поэтов и писателей, так и некоторым литературным направлениям. Одной из таких работ является эссе «Романтика и неоромантика» (1900). В этом эссе двадцатитрехлетний Гессе рассматривает несколько основных проблем романтизма и, прежде всего то, что понимали под понятием «романтический» сами ранние романтики. Если для братьев Шлегелей и Тика слово «романтический» большей частью означало – «современный», то для Новалиса это понятие служило «магическим облачением его самых личных мыслей» и начиналось с романа Гете о Вильгельме Мейстере. Как отмечает Гессе, «ни один другой роман не оказал такого влияния на современную ему литературу, как этот» [7, c. 106].

Гессе подчеркивал тот факт, что имеется два вида романтики – «глубокая и поверхностная, настоящая и всего лишь маска» [7,с. 107]. И именно последний вид романтики, по мнению Гессе, победил в настоящее время во вкусах публики, а истинная романтика цвела и умерла вместе с Новалисом. Автор эссе не отрицает, что поздние романтики – Гофман и Эйхендорф обладали определенными лирическими талантами, но со старой романтикой были связаны лишь поверхностно. Гессе заявляет, что настоящую романтику мы можем найти только у Новалиса и в двух словах передает основную идею его романтического учения: существуют вечные законы бытия, и дух этих законов живет в каждой душе. Только путем самопознания, углубления в самого себя можно познать этот дух, познать собственный микрокосмос, а значит познать и самого себя [7, с.108-109].

У поздних романтиков эта основная идея постепенно затухает, и Гессе не находит в том их вины – наступает другая эпоха, эпоха модернизма, искания новых форм, начинается история «неоромантики». Затем, по его словам, последние остатки прежней литературы сметает новое течение – натурализм. Он тоже несет с собой положительное зерно, привносит в поэтику порядок и дисциплину. В качестве наследства он оставляет «утонченный, развитой вид наблюдения, психологию и язык» [7,с. 110].

Новое время несет с собой новые таланты, но Гессе выделяет только два имени, называет двух иностранцев. Это Дэн Якобсен, который, по мнению Гессе, соединял в себе мощную фантазию и мягкую мечтательную рафинированность с самым развитым реализмом. Он умел находить полные выразительной пластики слова для любого явления природы, любой соломинки на дороге, любого заметного явления красоты. И этот мощный дар выразительности, эту утонченную технику выражения поэт старался перенести в жизнь души [7, с. 111].

Другим выдающимся, современным ему романтиком Гессе считает Метерлинка. Он, по его мнению, «первым безошибочно следует учению Новалиса, видя в каждом человеке его затаившуюся робкую душу, и нежными бережными словами вызывает ее из глубины, подбадривает ее и пытается вернуть ей потерянное господство» (с.112)

Другое свое эссе Гессе посвятил непосредственно Новалису («Новалис», 1909). С любовью и почтительностью пишет он следующие строки: «Он был самым гениальным среди основателей первой «романтической школы», которую, к сожалению, слишком часто смешивают с ее поздними, вторичными отголосками, перенося на нее вызванное ими недоверие, вместе с ними предавая ее забвению» [2, c. 51] .

Поэтическое дарование Новалиса Гессе характеризует следующим образом: « …одна единственная строка Новалиса, в силу своей фрагментарности менее удовлетворяющая, имеет в себе несравнимо больше волшебства высшей поэзии. В отдельных образчиках его творчества, также и в песнях, веет совершенно неописуемое дуновение нежности, самой души; у него есть и такие слова, которые трогают нас, как ласка, и такие, от которых хочется затаить дыхание, чтобы всецело предаться этой чистой, почти неземной красоте» [2, с. 52].

Из этих строк ясно видно насколько близок и дорог был Гессе Новалис. Именно этого поэта можно по-настоящему считать великим образцом, которому следовал Гессе в своем поэтическом творчестве, идеи которого считал своим долгом сохранить и донести до потомков как величайшую, культурную ценность.

Кем же являлся Гессе на самом деле – романтиком или реалистом, и является ли дань романтическим традициям достоинством или недостатком? Нет никакого сомнения, что Гессе начинал как романтик и что ранние его стихи во многом подражательны и что образцов для подражания было множество. Этого не скрывает и сам Гессе. Он подражал, он учился писать стихи, но уже в раннем возрасте – с 14 лет, начал проявлять и черты творческой индивидуальности. Уже в первом сборнике стихов «Романтические песни» (1899) критики отмечают «такое богатство чисто личностных ощущений и мелодий, что вряд ли можно говорить о чьем-либо влиянии» [8, с. 7]. Своей меланхоличностью поэт напоминает им Эйхендорфа в его песнях странника, но в то же время Гессе «современен благодаря выразительному словесному материалу и символике, интимному изображению своей души» [8, с. 7].

В «Романтических песнях» Гессе заявляет о себе как романтик, но и после выхода в свет следующего сборника стихов - «Стихотворения», (1902), некоторые критики удостаивают его этим высоким званием, считая его лирику «утонченной, совершенной по форме, мягкой по содержанию и затрагивающей каждое сердце звучащей в ней тоской» [8, с. 24]. В одной из немецких газет этого времени пишется следующее: «Гессе – романтик, неоромантик, мечтатель, которому жизнь, со своими радостями и страданиями, открывается в звуках чарующего волшебства, как будто это мелодии из старинных сказок, из юности, когда еще любящий материнский взгляд баюкает детское сердце, а первая любовь касается его нежными пальцами» [8, с. 24].

Если эта ранимость, чувствительность и стремление к прекрасному являются наследием романтизма, то вряд ли можно считать это недостатком. Можно сказать, что романтизм – это состояние души, и если поэт способен испытывать такие состояния и передавать их с помощью волшебных звуков, то об этом можно говорить только как о большом достоинстве и необычайном даровании.

Если в первый период своего творчества (1895-1917) Гессе писал романтическую, неоромантическую лирику и лирику поэтического реализма, то поздние лирические произведения можно назвать философской лирикой. Его проза, несмотря на присущие ей реалистические особенности, по существу также является романтической – по теме, по духу. Гессе развивал традиции романтизма в реализме или же делал реализм романтическим. Эти два направления неразрывно соединены в его творчестве наряду с другими литературными традициями – классицизмом и экспрессионизмом. Можно еще раз подчеркнуть уже сделанные выводы о том, что Гессе трудно отнести к какому-либо одному литературному течению. Он был человеком своего времени, времени критического реализма, но в душе всегда оставался романтиком, последним ее рыцарем.

Список литературы

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л.: Худ.литература, 1973 – 568 с.

2. Гессе, Герман. Письма по кругу. – М.: Прогресс, 1987. – 400 с.

3. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. – СПб: Аксиома; Новатор, 1996. – 231 с.

4. История зарубежной литературы Х1Х века: Уч.пособие по ред. Л.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982. – 320 с.

5. Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма // Проблемы литературной преемственности в свете марксистско-ленинского сравнительного литературоведения. – Фрунзе, 1987. – с.111-117.

6. Gunnar Decker. Hesse als Lyriker. Hesse und H?lderlin. http: //www.bibliomaniac.de/hesse/вio/misc.htm ; 19-12-02.

7. Hermann Hesse. Gesammelte Werke. Elfter Band. Suhrkamp Verlag Frankfurt am Main, 1987, S. 372.

8. Hermann Hesse im Spiegel der zeitgenossischen Kritik. Herausg.von Adrian Hsia. Francke Verlag Bern und M?nchen, 1975, S. 561.

9. Dr.Kurt Weibel. Hermann Hesse und die deutsche Romantik. Verlag P.G.Keller, Winterthur, 1954, S. 146.