Смекни!
smekni.com

Синтез жанровых форм в романе Б. Пильняка «Соляной амбар» (стр. 1 из 2)

.

Бабкина Екатерина Сергеевна, Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск).

Статья посвящена исследованию жанрового своеобразия итогового романа Б. Пильняка «Соляной амбар».

Хронотоп романа (1905-1917гг., Россия — Азия — Европа), особый тип рефлексирующей личности главного персонажа, включенность личности в историческое пространство, двойная мотивировка категории времени, анализ речевой организации произведения позволили автору работы выдвинуть и обосновать гипотезу об эпопейном начале романа Б. Пильняка и определить «Соляной амбар» как синтез романной и эпопейной жанровых форм.

Ал. слова: жанр, роман, эпопея, роман-эпопея, жанровая доминанта, хронотоп, эпическая дистанция, категория художественного времени, система образов, речевая организация произведения, полифонический роман, полистилизм, синтез.

Творчество Б. Пильняка, одного из популярных и оригинальных писателей 1920-х годов, основоположника неореалистической прозы XX столетия, в жанровом аспекте чрезвычайно разнообразно (поэзия, мемуаристика, публицистика, бытовой рассказ, повесть, роман) и обнаруживает тенденции к жанровому синтезу. Экспериментируя с формой, писатель органично синтезирует в пределах художественного текста различные жанры и стили, открывая возможности для нового, творческого осмысления реальности XX столетия.

Наибольший интерес в творчестве писателя представляет его итоговый роман «Соляной амбар», обнаруживающий тенденцию к синтезу романной и эпопейной жанровых форм.

Возвращение романа «Соляной амбар» широкому кругу отечественных читателей было одним из последних в ряду произведений Б. Пильняка. Пролежав полвека в архиве семьи писателя, «Соляной амбар» впервые был опубликован в 1990 году в издательстве «Советский писатель» в сборнике произведений Б.Пильняка «Расплеснутое время» и до сих пор остается неизученным произведением. Замысел романа мастер вынашивал всю свою творческую жизнь. К реализации задуманного Б. Пильняк приступил в трагический 1937 год. Обстоятельства сложились таким образом, что роман дописывался в ожидание ареста и при жизни писателя опубликован не был.

Процесс творческой работы Б. Пильняка над своим итоговым романом изложен в диссертационном исследовании внучки писателя К.Б. Андроникашвили-Пильняк «Соляной амбар», которая указывает на автобиографический характер романа. Несомненно, положение об автобиографической основе «Соляного амбара» является существенным в определении жанрового своеобразия итогового произведения писателя, но не определяющим, не охватывающим всей его полноты. Автобиографичность - только одна из граней произведения, не исчерпывающая его. Главная цель романа - осветить гигантское «перепластовывание истории (земного шара - Е.Б.) последних лет» [Пильняк, 2002: 347].

В романе Б. А. Пильняка представлена эпическая по широте охвата картина происходящего не только в России, но в Азии, Европе (по мере работы над романом писатель вносил изменения в первоначальный замысел, исключил из художественного пространства произведения США).

Хронотоп «Соляного амбара» (1905-1917 гг, Россия - Европа), тридцатилетняя эпическая дистанция, особая творческая концепция писателя в освещении обширного периода в мировой истории позволяет выдвинуть гипотезу об эпопейном начале романа Б. Пильняка и определить «Соляной амбар» как синтез романной и эпопейной жанровых форм.

В современном литературоведении остается полемичным вопрос о том, существует ли жанр романа-эпопеи. В полемике вокруг понятия романа-эпопеи обнаруживаются противоположные мнения, суть которых сводится к тому, что образование этой формы исследователи связывают либо с романом, развивая теорию перерастания романа в эпопею (П.Бекедин, А.Чичерин), либо отстаивают теорию размежевания жанров как самостоятельных, имеющих каждый свою историю развития, то есть, отрицают контакт между ними и возражают против их вязи, объединения термином роман-эпопея (М.Бахтин, Л. Якименко, И. Кузьмичев). Третья группа исследователей (В. Переверзин, А. Эсалнек, Н. Утехин, Н. Великая) интерпретируют роман-эпопею как явление жанрового синтеза. Автор данной работы разделяет теорию жанрового синтеза романа и эпопеи, как более плодотворную, жизнеспособную, отражающую масштабность авторского замысла и сложный творческий процесс работы писателя над художественным произведением.

Первоначальное название романа «Соляной амбар» - «Поколения» - во многом разъясняет содержательную сторону произведения, делает более зримым первоначальный авторский замысел. Основное действие романа происходит в провинциальном городке Камынске и его окрестностях, и охватывает все социальные слои общества. Сконструированное писателем название города - Камынск - не может скрыть города-прототипа, присутствие которого ощутимо в описаниях местечек и улиц провинциального города, звучании их имен. В романе в очередной раз описан город Коломна, где долгое время жил Б. Пильняк. Этот город, как и образы провинции и всей России, являются одними из главных образов в творчестве писателя («Голый год», «При дверях», «Красное дерево» и др.).

Книга состоит из тринадцати глав и повествует о жизни провинциального городка и его жителях, переживающих вместе со всей Россией и Европой сложный период 1905-1917 годов. Сквозь призму судеб семей Шерстобитовых, Обуховых, Бабениных, Кошкиных, Разбойщиных, Криворотовых, представителей разных сословий и идеологий, Б. Пильняк изображает ход жизни, ее течение, которое вовлекает в свой водоворот человека, вынужденного вступить в «личные отношения» с историей.

Б.Пильняк намеренно не ограничивает в романе пространственные рамки, расширяя их от Камынска до Петрограда, Порт-Артура, Берлина. Широта пространственного охвата романа Б. Пильняка показывает, что Россия органически связана с революционными идеями Европы, включена в мировое историческое пространство.

Основным признаком романа-эпопеи является тот факт, что отнюдь не каждое историческое событие, повлиявшее на судьбу народа, может стать предметом эпопеи. Предметом ее становится особое состояние мира. В соответствии с творческим замыслом, Б. Пильняк для художественной разработки взял значительный жизненный материал -пятнадцать лет истории России и Европы. Тридцатилетняя эпическая дистанция между первой русской революцией и ее художественным воплощением на страницах романа позволили писателю осмыслить события, предшествующие первой мировой войне и октябрьской революции, всю сложную идеологическую борьбу, ход духовных исканий и заблуждений, «суматоху» мыслей, сквозь которую пробивала себе дорогу идея революции, помогли представить масштабы переустройства мира. Забастовки, подпольные антимонархические организации, гражданская война, русско-японская война, первая мировая война, революция 1917 года осмыслены автором как явления, имеющие мировые, общеевропейские корни, явления, решающие в судьбах людей всего мира. Таким образом, Б. Пильняк в своем произведении сопрягает субстанциальное, эпическое начало с субъективным, переплетая судьбу приватного человека с историей. Эпопейная и романные сферы бытия оказываются не только внутренне сопричастными, но и нераздельными, образуя жанровый синтез.

Главный герой романа «Соляной амбар» - Андрей Криворотое (во многом автобиографичен самому автору), включается в особую систему связей, находится в широком взаимодействии с миром реального бытия. Сын земского врача-народника, Андрей проходит свой сложный путь к признанию революции. Автор показывает, как герой самостоятельно, вдумчиво, прислушиваясь к голосу не только разума, но и сердца, делает свой выбор, строит свою судьбу.

Б. Пильняк наделил своего главного героя, терзаемого сомнениями, чувством ответственности за все происходящее. Среди факторов сцепления субъективного и объективного ряда для Б. Пильняка важны те, которые передают осмысление героем жизненных ситуаций и связаны с его духовным становлением, самоосмыслением: «... из небытия я есть тот центр, вокруг которого вращается бытие, - я центр бытия, бытие исходит из я, познан я, подчинен я, - я - центр. И приходит час, когда это ощущение, осознанное, исчезает, сменяется разумом: нет, я вовсе не центр... Я - только элемент и должно двигаться вокруг других элементов, в лучшем случае соподчинение, но у громадного большинства - просто подчиненное» [Пильняк, 1994:57]. Для автора и его героя сделать выбор в пользу того или иного события или поступка - прежде всего ответственность перед собой и окружающими. Когда у Криворотова появляется возможность участия в готовящейся забастовке, им движет, прежде всего, юношеское любопытство, подкрепляемое симпатией к революционеру Молдавскому: «Забастовка! -во здорово!» [Пильняк, 1994:108]. Но сцена жестокого разгона демонстрантов заставляет всерьез взглянуть на происходящее, почувствовать жестокую необратимость революционных перемен. Увиденное произвело переворот в душе Андрея, породило массу сомнений. В разговоре с Климентием Обуховым Андрей не скрывает собственной растерянности: «Ты знаешь, что теперь пишут в газетах, ... - эсеры, - меньшевики, большевики... Прости меня, я хочу спросить, - ты веришь, что правда за революцией, что она победит? ... Что дала революция, - виселицы, ссылки, споры; что дала революция твоему отцу?... Тебе не страшно?» [Пильняк, 1994: 174-175].

Хаос и трагичность революции воспринимаются Б. Пильняком не только как разрушительная, но и созидательная сила, поскольку она способствует раскрытию духовных возможностей человека, позволяет направить его деятельность в гуманистическое русло. Андрей Криворотое определяет своим революционным долгом не идеологическую борьбу, а, прежде всего, борьбу за утверждение вечных, общечеловеческих ценностей: жизни, любви к ближнему, правды, верности семье, дружбе, избранному делу. Революция дала герою надежду на возможность изменения окружающего мира, сделать его чище и нравственнее. Перейдя на сторону революции, Андрей Криворотое видит в ней утверждение этических, нравственных, экзистенциальных основ человеческой жизни: «От войны я не прячусь, но - воюю с войной!» - говорит Андрей отцу, который с недоумением признает правду сына [Пильняк, 1994: 346]. По мысли Криворотова, революция должна привести к «очеловечиванию человека», его позитивному изменению.