Фактически, роман Лоренса открывается историко-социальным очерком развития северо-восточной части Англии, в которую вплетена история жизни главного героя и его семьи, «социальная критика возникла у Лоренса вследствие бессознательной опоры на традиции, а не по воле автора». [1] Социальное соединено в романе с традициями «символистского» (в духе романтического) романа. Настойчивое звучание темы природы – своего рода идеальная, романтизированная параллель действительности. [6; c.28]
Подобное же явление мы наблюдаем и у Джойса. Неожиданные переходы от описания «возвышенного трепета творческой души к натуралистическим деталям убогой действительности»[4;c.125], окружающей персонажа способствуют созданию контраста для формирующегося у главного героя художнического восприятия окружающего мира.
Черты романа о художнике также нашли отражение в романах, хотя и в разной степени.
«Портрет художника в юности» – история формирования нового типа художника, который выдвинулся на авансцену в первой четверти 20 века, и эта тема может считаться одной из центральных. Роман описывает духовную эволюцию художника, проникнутого сознанием собственной исключительности, отрицающего ответственность перед обществом, ушедшего в собственный мир.
Для понимания романа Лоренса тема формирования художника также очень важна, но разработана она не так глубоко, как у Джойса и вряд ли может считаться центральной. Это проявляется в том, что в романе практически полностью отсутствуют элементы погружения в природу творческого процесса, сцены написания картины или художнического анализа действительности в ее пластическом восприятии, акцент на драме художника; конфликт художник-среда не является выраженным. В отличие от Джойса, Лоренс делает акцент на внутрисемейных взаимоотношениях и стремится показать, как, почему и в какой степени человеческим поведением руководят процессы, происходящие на бессознательном уровне. [4] Эта внутренняя душевная работа персонажей большинством исследователей признается основным предметом художнического внимания писателя.
Несмотря на все сказанное выше, представляется правомерным утверждать, что жанровую основу обоих романов составляет роман воспитания, хотя и претерпевший существенные изменения по сравнению с классическими образцами этого жанра.
В первые десятилетия 20 века английский роман воспитания обретает качественно новые черты и становится особенно популярен. Рождение новой волны романа воспитания было вызвано глубокими переменами в общественном и научном сознании. Наибольшее влияние на развитие жанра оказала дарвиновская эволюционная теория, которая подорвала представления о незыблемости и стабильности существующего порядка. Путь к себе, сохранение верности своей природе оказываются возможными благодаря нравственным, а иногда гражданственным идеалам, живущим в сознании героев. Стимулом движения становится отказ от навязываемой средой социальной роли во имя обретения себя и реализации своих природных начал. Это сообщает английскому роману воспитания особую энергию отрицания и энергию поисков, исходящих из отрицания жизни и мысли викторианской Англии и стремления к поиску новых ценностей. [5;с.5]
Лоренс и Джойс по-разному подходят к проблеме влияния среды на формирование личности, т.е. к проблеме воспитания.
Лоренс целиком сосредоточивается на внутреннем опыте героя и начинает роман в манере традиционного семейно-биографического повествования с хорошей социально-аналитической основой. Во второй части наблюдается резкий отход от выбранного жанра, и центр действия перемещается с рассказа о семье на рассказ о протагонисте и его дальнейшем самоопределении. Перед нами не ребенок, а зрелый молодой человек, дальнейшее формирование которого идет на уже сформировавшемся нравственном, психологическом, чувственном фундаменте. Как было отмечено выше, основой сюжета становится воспроизведение сложных, в конечном итоге конфронтационных отношений Пола с двумя женщинами, а своеобразным продолжением семейной линии становится сложная, в духе Эдипа, привязанность сына к матери, по сути являющаяся основным источником вышеупомянутой конфронтации, а значит и движения сюжета. Лоренс углубляется в тайны души Пола, в его чувства, но воспроизводит их так, что читатель не осознает ни развития характера под влиянием среды, ни прямого изображения личности. В конце романа герой не обретает определенности, стабильности внутреннего и внешнего бытия. Следовательно, отсутствует структурное ядро романа воспитания.
В отличие от романа Лоренса, в котором протагонисту и его окружению уделяется практически равное внимание, так что главным героем романа становится, на наш взгляд, не персонаж, а взаимоотношение его с другими. Для «Портрет художника в юности» характерно преуменьшение роли окружения в духовном и интеллектуальном развитии протагониста. Необходимо отметить глубокий психологизм портрета главного героя и вместе с тем малое внимание к факторам, влияющим на его духовное развитие. Его нравственный рост осуществляется в результате самопознания в практически полной отчужденности от окружения. Таким образом, пересматривается традиционное понятие воспитания. Окончательное решение Стивена покинуть страну и отправиться в добровольное изгнание является своеобразным подтверждением мысли, что никакое развитие личности не возможно в ограничивающем и оказывающем на него давление обществе.
Это позволяет сделать вывод о том, что оба автора отходят от традиционной концепции романа воспитания, обогащая этот тип романного повествования чертами эстетики модернизма.
Таким образом, с Лоренсом и Джойсом произошло то, что чаще всего происходит с крупными художниками переходного периода, – они изменяют канон жанра, а временами практически полностью отходят от него.
Список литературы
Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970
Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. 1918 – 1939. М., 1961
Зарубежная литература XX века. / Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003
Михальская Н. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. – М., 1966
Проскурнин Б.М. Английская литература 1900-1914 гг. Пермь, 1993.
Draper R. David Herbert Lawrence. L., 1976.
Finney B. D.H. Lawrence. Sons and Lovers. Penguin, 1990.
Lawrence D. H. Sons and Lovers. Text, Background & Criticism. N.Y., The Viking Press, 1968. (reprinted in 2004).
Lawrence D.H. Sons and Lovers with an introduction by Mark Schorer. Berkeley: University of California Press, 1977.