В основе этих проявлений человеческой природы, писал Гюйо, лежит сознание своей собственной силы. Это - жизнь, бьющая через край, стремящаяся проявиться. "То кровь кипиьт, то сил избыток", говоря словами Леомонтова. "Чувствуя внутренно, что мы способны сделать, - говорил Гюйо, - мы тем самым приходим к сознанию, что мы должны сделать".
Нравственное чувство долга, которое каждый человек испытывал в своей жизни и которое старались объяснить всевозможными мистическими причинами, становится понятным. долг, - говорит Гюйо, - есть не что иное, как избыток жизни, стремящийся перейти в действие, отдаться. Это в то же время чувство мощи". Всякая сила, накопляясь, производит давление на препятствия, поставленные ей. Быть в состоянии действовать, это быть обязанным действовать. И все это нравственгное "обязательство", о котором так много писали и говорили, очищенное от всякой мистицизма, сводится к этому простому и истинному понятию: жизнь может поддерживаться лишь расточаясь.
Будь силен! Расточай энергию страстей и ума, чтобы распространить на других твой разум, твою любовь, твою активную силу. Вот к чему сводится все нравственное учение, освобожденное от лицемерия восточного аскетизма.
Чем любуется человечество в истинно нравственном человеке? Это его силой, избытком жизненности, который побуждает его отдавать свой ум, свои чувства, свою жажду действий, ничего не требуя за это в обмен.
Человек, сильный мыслью, человек, преисполненный умственной жизни, непременно стремится расточать ее. Мыслить и не сообщать своей мысли другим не имело бы никакой привлекательности. Только бедный мыслями человек, с трудом напав на новую ему мысль, тщательно скрывает ее от других тем, чтобы со временем наложить на нее клеймо своего имени. Человек же сильный умом, не дорожит своими мыслями, он щедро сыпет их во все второны. Он страдает, если не может разделить с другими свои мысли, рассеять их на все четыре стороны. В том его жизнь. То же и относительно чувства. "Нам мало нас самих: у нас больше слез, чем сколько их нужно для наших личных страданий, больше радостей в запасе, чем сколько требует их наше собственное существование", - говорил Гюйо, резюмируя таким образом весь вопрос нравственности в нескольких строках - таких верных, взятых прямо из жизни. Одинокое существо страдает, оно впадает в какое-то беспокойство, потому что не может разделить с другими своей мысли, своих чувств. Когда испытываешь большое удовольствие, хочется дать его знать другим, что существуешь. что чувствуешь, что любишь, что живешь, что борешься, что воюешь.
Точно так же чувствуешь необходимость проявлять свою волю, свою активную силу. Действовать, работать стало потребностью для огромного большинства люде до того, что, когда нелепые условия лишают человека полезной работы, он выдумывает работы, обязанности, ничтожные и бессмысленные, чтоб открыть хоть какое-нибудь поле деятельности для своей активной силы. Он придумывает все, что попало: создает какую-нибудь теорию, религию или "общественные обязанности" - лишт бы только убедить себя, что он днлает что-то нужное. Когда такие господа танцуют - они это делают ради благотворительности; когда разоряются на наряды - то "ради поддержания аристократии нца подобающей ей высоте"; когда совсем ничего не делают - то из принципа.
Чтобы быть дейсвительно плодотворной, жизнь должна изобиловать одновременно умом, чувством и волей. Но такая плодотворность во всех направлениях и есть жизнь - единственное, что заслуживает этого названия. За одно мгновение такой жизни те, кто раз испытал ее, отдают годы растительного существования. Тот, у кого нет этого изобилия жизни, тот - существо, состарившееся раньше времени, расслабленное, засыхающее, нерасцветши, растение.
Бывают эпохи, сказали мы, когда нравственное понимание совершенно меняется. Люди начинают вдруг замечать, что то, что они считали нравственнцым, оказывается глубоко безнравственым.
Тут наталкиваются они на обычай или на всеми чтимое предание безнравственное, однако, по существу. Там находят они мораль, созданную исключительно для выгоды одного класса. Тогда они бросают и мораль, и предание, и обычай за борт и говорят: "Долой эту нравственность" - и считают своим долгом совершать безнравственные поступки.
И мы приветствуем такие времена. это времена суровой критики старых понятий. Они самый верный признак того, что в обществе совершается великая работа мысли. Это идет выработка более высокой нравственности.
Чем будет эта высшая нравственность, мы попытаемся указать, основываясь на изучении человека и животных. И мы отметили ту нравственность, которая уже рисуется в умах масс и отдельных мыслителей. Эта нравственность ничего не будет предписывать. Она совершенно откажется от искажений индивида в угоду какой-нибудь отвлеченной идеи, точно так же как откажетс уродовать его при помощи религии, закона и послушания правительству. Она предоставит человеку полнейшую свободу. Она станет простым утверждением фактов - наукой.
И эта наука скажет людям: "Если ты не чувствуешь в себе силы, если твоих сил как раз достаточно для поддержания серенькой монотонной жизни, без сильных ощющений, без больших радостей, но и без больших страданий - ну тогда придерживайся простых принципов равенства и справедливости. В отнгошении к другим людям, основанных на равенстве, ты все же найдешь небольшую сумму счастья, доступного тебе при твоих посредственных силах".
"Но если ты чувствуешь в себе силу юности, если ты хочешь жить, если ты хочешь наслаждаться жизнью - цельной, полной, бьющей через край, если ты хочешь познать наивысшее наслаждение, какого только может пожелать живое существо, - будь силен, будь энергичен во всем, что бы ты ни делал!"
"Сей жизнь вокруг себя. Заметь, что обманывать, лгать, интриговать, хитрить - это значит унижатьь себя, мельчать, заранее признать себя слабым: так поступают рабы в гареме, чувствуя себя ниже своего господина. Что ж, поступай так, если это тебе нравится; но зато заранее знай, что и люди будут считать тебя тем же: маленьким, ничтожным, слабым; так и будут они к тебе относится. Не видя твоей силы, они будут относится к тебе в лучшем случае как к существу, которое заслуживает снисхождения. Не сваливай тогда своей вины на людей, если ты сам таким образом надломил свою силу".
"Напротив того - будь сильным. Как только ты увидишь неправду и как только ты поймешь ее - неправду в жизни, ложь в науке или страдание, приченяемое другому, - восстань против этой неправды, этой лжи, этого неравенства. Вступи в борьбу! Борьба ведь это жизнь; жизнь тем более кипучая, чем сильнее будет борьба. И тогда ты будешь жить, и за несколько часов этой жизни ты не отдашь годов растительного прозябания болотной гнили".
"Борись, чтобы дать всем возможность жить этой жизнью, богатой, бьющей через край; и будь уверен, что ты найдешь в этой борьбе такие великие радости, что равных им ты не встретишь ни в какой другой деятельности".
"Вот все, что может сказать тебе наука о нравственности".
"Выбор в твоих руках".
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П. А. КРОПОТКИНА
1) Анархия, ее философия и идеал. М. , 1906.
2) Великая французская революция 1789-1793 гг. М. , 1979.
3) В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В. Батуринского). Под редакцией автора. СПб. : Знание, 1906.
4) Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогреса (пер. с англ. В. Батуринского) Под ред. автора. СПб. : Знание. 1907.
5) Дневник П. А. Кропоткина. М. , Пг. : Госиздат, 1923.
6) Записки революционера. М. : Мысль, 1966. То же. М. : Московский рабочий. 1988.
7) Идеалы и действительность в русской литературе (пер. с англ. В. Батуринского). Под ред. автора. СПб. , 1907.
8) Нравственные начала анархизма. лондон, 1907.
9) Переписка Петра и Александра Крапоткиных. М. , Л. , 1932. Т. 1-2.
10) Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным (пер. с англ. А. Н. Коншина). Под ред. автора. М. , Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1921.
11) Речи бунтовщика (пер. с франц. ). Под ред. автора. Пб. ; М. : Голос труда, 1921.
12) Современная наука и анархия. Пб. ; М. : Голос труда, 1920.
13) Справедливость и нравственность. Публ. лекция, прочитанная в Анкотском братстве и Лондонском этическом обществе. Пб; М. : Голос труда, 1921.
14) Хлеб и воля (пер. с франц. ) Под ред. автора. Пб. ; М. : Голос труда, 1922.
15) Этика. Происхождение и развитие нравственности. Пб. ; М. : Голос труда, 1922. Т. 1.