Русские просветители XIX века неслучайно чувствовали глубокую внутреннюю связь и родство с Грибоедовым. Самый "просветительский" из писателей двадцатых годов, поднявший голос в защиту жизнедеятельного, творческого разума, он явился как бы мостом, пролегавшим между Радищевым и Чернышевским.
Герцен и Огарев, Аполлон Григорьев и Достоевский писали в Чацком-декабристе, молодой Добролюбов мечтал походить на Чацкого.
Заново ожила грибоедовская комедия в сатире Щедрина ("В среде умеренности и аккуратности"), где дана глубокая и исторически конкретная расшифровка "молчалинства", как социально-психологического явления, характеризующего вырождение русского либерализма.
Серго Орджоникидзе в каземате Шлиссельбургской крепости заносил в дневник свои мысли о Чацком, как о "воплощении сложившегося передового деятеля 20-х гг. и представителя новых идей" ("Литературная газета" 1940, N 9).
Разоблачительная сила грибоедовской сатиры была многократна использована Лениным в его борьбе с самодержавием, буржуазным либерализмом и всяческими искажениями большевистской теории (по количеству литературных цитат в сочинениях Левина Грибоедов занимает третье место - после Щедрина и Гоголя). В ленинских статьях и речах мы находим целую гамму разнообразных и тончайших оттенков политического звучания грибоедовского текста. Гневную реплику Чацкого: "А судьи кто?" Ленин делает заглавием статьи, разоблачающей буржуазный либерализм (Соч., т. XII, стр. 116). "Кадетская Марья Алексевна" служит для Ленина олицетворением либерального общественного мнения (XI, 26). Использован Лениным и образ Фамусова ("Наши партийные Фамусовы" - XII, 310). "Таланты" Молчалина - умеренность и аккуратность - часто применялись Лениным при характеристике либерализма и социал-оппортунизма ("Идеально-умеренный и аккуратный г. Струве" - VIII, 74; "Умеренная и аккуратная буржуазная мерка" - VIII, 103). Именем Молчалина Ленин пользуется, как синонимом политической покорности и подобострастия: "...верхи мелкобуржуазных политиков несомненно заражены... кадетским духом предательства, молчалинства и самодовольства" (III, 13). Репетиловщина служит Ленину для обозначения либерального фразерства и политического авантюризма: ""Шумим, братец, шумим" - таков лозунг многих революционно настроенных личностей, увлеченных вихрем событий и не имеющих ни теоретических, ни социальных устоев" (V, 145). Образ Скалозуба появляется у Ленина в связи с вопросом об отдаче студентов в солдаты: "Расправа нужна примерная: отдать в солдаты сотни студентов! "Фельдфебеля в Вольтеры дать!" - эта формула нисколько не устарела. Напротив, XX-му веку суждено увидеть ее настоящее осуществление" (IV, 70).
И в наше, советское, время великая комедия полностью сохранила всю свою сатирическую силу, все свое художественное очарование. Она продолжает свое триумфальное шествие по сценам наших театров. На ней учатся наши дети. Правда и злость Грибоедова, любовь и ненависть Чацкого - близки и дороги нам. Созданные Грибоедовым образы, умное, гневное и остров слово Грибоедова - живут в народе, вошли в его повседневный речевой обиход. Они служат оружием в руках людей социалистической эпохи, помогая разоблачать гнездящуюся еще в кое-каких закоулках нечисть старого мира, вооружая на борьбу с пошлостью, мракобесием, спесью, подхалимством, - со всем, что противоречит движению человечества вперед - к новым, лучшим формам жизни, познания и культуры.
Не только беспощадный гнев Грибоедова дорог нам, но и его горячая патриотическая страсть. Всем своим творчеством он утверждал идею национального величия русской культуры-самобытной, имеющей глубокие народные корни и проверенной историей. За пошлостью и подлостью фамусовского мира мы видим в творчестве Грибоедова образ иной России, - юной, благородной, могучей и устремленной в будущее России героев 1812 года и декабристов.
Ныне мы чествуем славную память Грибоедова в великие и грозные дни, накануне окончательной победы над черными силами, угрожавшими свободе, уму и достоинству человека. То, что предсказывал Ленин, сбылось: XX веку суждено было увидеть страшное осуществление грибоедовской формулы "фельдфебели в Вольтерах". Немецкие фашисты во главе со своим оберфельдфебелем посягнули на культуру русского народа, созданную им в трудах и борьбе. Лучшие люди испытали неслыханное горе и пошли на гибель - во имя ума, культуры, свободы и правды на земле. Но культура бессмертна, как и народ, создавший ее. И сейчас, еще выше поднимая победоносное знамя нашей бессмертной культуры, мы с законным чувством гордости вспоминаем великого Грибоедова, которого Белинский справедливо назвал одним из самых могучих проявлений русского духа.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ А. С. ГРИБОЕДОВА
(Все даты приводятся по старому стилю.)
1795-1805
4 января 1795 г. в Москве, у отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова (род. в 1760 г., ум. около 1815 г.) и жены его Настасьи Федоровны, урожд. Грибоедовой же (1768-1834), родился сын Александр. - Первоначальное воспитание Грибоедов получил дома, под руководством гувернеров-иностранцев. В 1802 или 1803 г. он был определен в Московский университетский Благородный пансион, где учился до конца 1805 г.
1806
30 января. Грибоедов поступает в Московский университет на словесное отделение философского факультета
1808
3 июня. Произведен в кандидаты словесных наук, но не оставляет университета, а переходит на этико-политическое (юридическое) отделение философского факультета.
1810
15 июня. Произведен в кандидаты прав, но снова остается в университете для изучения математики и естественных наук.
1813
26 июня. Зачислен корнетом в Московский гусарский полк.
17 декабря. За расформированием Московского полка переведен в Иркутский гусарский полк.
1813
Май. Прибывает в Иркутский полк, расположенный в г. Кобрине Гродненской губ.
Август - сентябрь. Зачислен адъютантом командира резервного кавалерийского корпуса генерала А. С. Кологривова (в Брест-Литовске). Знакомство с С. Н. Бегичевым и А. А. Шаховским.
1814
Август. Первое выступление в печати с "Письмом из Брест-Литовска к издателю Вестника Европы" ("Вестник Европы", ч. 76, N 15).
Конец года. Приезжает в Петербург в отпуск. Знакомство с Н. И. Хмельницким, Н. И. Гречем, А. А. Жандром и П. А. Катениным. Написана комедия "Молодые супруги".
1815
18 июня. Цензурное разрешение комедии "Молодые супруги".
29 сентября. Первое представление комедии "Молодые супруги" в Петербурге.
20 декабря. Подает прошение об увольнении из военной службы в статскую (отставка принята 25 марта 1816 г.).
1816
4 июля. Первое представление комедии "Молодые супруги" в Москве.
1817
9 июня. Зачислен в Коллегию иностранных дел.
Середина июня. Знакомство с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером.
Первая половина года. Написана (сообща с П. А. Катениным) комедия "Студент".
Конец августа - начало сентября. Написаны пять сцен в комедии "Своя семья".
Октябрь. Грибоедов выполняет для А. А. Жандра подстрочный перевод "Семелы" Шиллера.
12 ноября. Дуэль В. В. Шереметева с А. П. Завадовским, с участием Грибоедова в роли секунданта А. П. Завадовского.
Конец 1817 - январь 1818 г. Переведена (сообща с А. А. Жандром) комедия "Притворная неверность".
1818
24 января. Первое представление комедии "Своя семья" в Петербурге.
7 февраля. Цензурное разрешение комедии "Притворная неверность".
11 февраля. Первое представление комедии "Притворная неверность" в Петербурге.
16 февраля. Цензурное разрешение "Пробы интермедии".
Середина июля. Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии.
Около 28 августа. Выезжает из Петербурга в Персию.
3 сентября. Приезжает в Москву. Первое представление комедии "Притворная неверность" в Москве.
10 сентября. Выезжает из Москвы.
21 октября. Приезжает в Тифлис и принимает дуэльный вызов А. И. Якубовича.
23 октября. Дуэль Грибоедова с А. И. Якубовичем.
1819
28 января. Выезжает из Тифлиса в Персию.
3 февраля. Приезжает в Эривань.
7 февраля. Выезжает из Эривани.
21 февраля. Выезжает из Тавриза.
Около 10 марта. Приезжает в Тегеран.
8 июли. Отправляется с шахом в путешествие по Персии.
22 августа. Возвращается в Тавриз.
4 сентября. Выступает из Тавриза в Грузию с партией русских военнопленных.
2 октября. Прибывает в Тифлис, откуда отправляется в Чечню к А. П. Ермолову.
10 ноября. Первое представление "Пробы интермедии" в Петербурге.
1820
10 января. Выезжает из Тифлиса в Персию. Конец января. Приезжает в Тавриз.
1821
Ноябрь. Приезжает в Тифлис с донесениями А. П. Ермолову.
Декабрь. Сближение Грибоедова с В К. Кюхельбекером (находившимся в Тифлисе с декабря 1821 по май 1822 г.).
1822
19 февраля. Грибоедов назначен чиновником "по дипломатической части" при А. П. Ермолове.
1823
5 марта. Получает четырехмесячный отпуск в Москву и Петербург.
Конец марта. Приезжает в Москву и привозит с собой I и II акты "Горя от ума" в первоначальной редакции.
Апрель. Знакомство с П. А. Вяземским и В. Ф. Одоевским.
Май. Поездка в Петербург.
29 июля. Грибоедов уезжает в тульское поместье С. Н. Бегичева, где работает над III и IV актами "Горя от ума".
20 сентября. Возвращается в Москву.
Ноябрь - декабрь. Написан (сообща с П. А. Вяземским) водевиль "Кто брат, кто сестра".
1824
10 января. Цензурное разрешение водевиля "Кто брат, кто сестра".
24 января. Первое представление водевиля "Кто брат, кто сестра" в Москве.
1 июня. Грибоедов приезжает в Петербург.
23 июня. Знакомство с А. А. Бестужевым.
Лето и осень. Переработка "Горя от ума"; хлопоты в цензуре по продвижению комедии в печать и на сцену.
Август - сентябрь. Проект перевода "Ромео и Джульетты" Шекспира.