Что ожидает нас после смерти? Сейчас на земле живет, более четырех миллиардов человек. Все они через сто лет будут мертвыми. Их тела перестанут ощущать что-либо. Но, как же с их душами - самой существенной, самой вечной частью жизни? В этом и кроется тайна. Что уходит, когда умирает человек? Куда уходит это исчезнувшее нечто?
Страх смерти сопровождает человека с момента его рождения.
Когда пришел Иисус Христос, он дал нам новый подход к смерти. Человек всегда смотрел на смерть как на врага, но Иисус Христос сказал, что Он победил смерть и отнял у нее жало. Иисус Христос считался с действительностью, побуждая человека приготавливаться к смерти, которая неизбежна. Господь сказал: "Не бойтесь убивающих тело, души же их не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить" (Матф. 10, 28).
Библия указывает, что в действительности есть две смерти: одна физическая, другая вечная. Иисус Христос предостерегал, что нам надо более бояться смерти вечной, чем смерти физической. Он описывал второй вид смерти как ад, который представляет собой вечное отделение от Бога... Он указывал, что смерть тела ничто по сравнению с сознательной и вечной погибелью души.
Библия учит, что у вас бессмертная душа. Ваша душа вечная и будет жить вечно. Другими словами, ваше подлинное "я", та часть вашего существа, которая мыслит, чувствует, мечтает, надеется, ваше "я", ваша личность никогда не умрет. Библия учит, что ваша душа будет жить вечно - в раю или в аду.
Если вы не христианин и не возрождены, то Библия учит, что ваша душа пойдет в место, которое Христос называет адом, где она будет ожидать суда Божьего: "Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будет иметь покоя ни днем, ни ночью... " (Откр. 14, 10-11).
Пошлет ли любящий Бог человека в ад? Ответ гласит: да! Но Он не пошлет его по Своей воле. Человек сам обрекает себя на это, если он отклоняет Божий путь спасения и искупления, надежды и предвкушения небесных благ. Но человек по своей слепоте, неразумию, упрямству, эгоизму и влечению к греховным наслаждениям отказывается от простого Божьего пути избегнуть мук вечного проклятия. А путь этот прост: наша личная вера, исполнение нравственных законов, предписанных Богом, наши обязательства перед Христом.
Что же такое ад? В греческой Библии четыре слова, которые в переводе означают ад. Одно слово Шеол, которое переведено тридцать один раз как "ад" в Ветхом Завете. Это преисподняя, в которой находятся умершие. Оно обозначает "невидимое состояние". Слова скорбь, боль и разрушение употребляются вместе с этим словом.
Второе слово Хадес, переведенное с греческого, употребляется десять раз в Новом Завете. Оно обозначает то же, что и Шеол в Ветхом Завете. С ним связаны всегда слова о суде и страдании.
Третье слово Тартарус, употребляемое только однажды во втором послании ап. Петра (2, 4), где он говорит, что "согрешившие ангелы будут ввергнуты в Тартарус". Это слово указывает место суда, как тюрьма, темница, где царит адский мрак.
Четвертое слово Геенна, употребляемое одиннадцать раз и переведенное как "ад" в Новом Завете. Это название Иисус Христос дал долине реки Енон, месте за стенами Иерусалима, где беспрерывно сжигали нечистоты и мусор.
Некоторые спрашивают: "Учит ли Библия, что в аду буквально горит огонь?" Без сомнения в Библии многократно употребляется слово огонь в образном смысле, во всяком случае у Бога есть огонь, который горит, но не сжигает.
Когда пророк Моисей увидел терновый куст (неопалимую купину), то он изумился, что куст горит огнем, но не сгорает...
С другой стороны, Библия говорит о нашем языке, который "сам воспаляем от геенны" (Иак. 3, 6), каждый раз, когда мы говорим плохое о нашем ближнем... Это не значит, что мы всегда обжигаем язык в таких случаях.
Таким образом, если в аду нет настоящего огня, то Бог прибегает к символическому выражению, чтобы дать представление о том, что может быть гораздо хуже.
По существу своему ад означает отлучение от Бога. Это вторая смерть, которая описывается как вечное, сознательное отделение от всего, что есть свет, радость, добро, праведность и счастье. В Библии содержится много ужасающих описаний того страшного состояния, в котором находится душа через минуту после смерти.
Если физическая смерть была бы только последствием жизни, проведенной вдали от Бога, нам не нужно было бы так бояться, но Библия предостерегает от второй смерти, являющейся вечной разлукой с Богом.
Но в этом есть и светлая сторона. Так же как Библия пророчит ад грешнику, она обещает и рай праведным.
Что же такое рай? Понятие о рае легче воспринимается нами. В Библии говорится о том и другом. Если мы говорим о рае, то земля в сравнении с ним становится жалкой. Все наши горести на земле становятся такими ничтожными.
Можно привести множество мест из Библии, но больше всего впечатление производят слова Евангелия от Иоанна (11, 2-3): "в доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я". Апостол Павел был так уверен в существовании рая, что мог сказать: "Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2 Кор. 5, 8).
Многие люди спрашивают: "Где же рай?". В Священном писании не говорится, где рай. Рай описывается в Библии как "дом Божий", "град", "лучшая страна", "слава". Можно спросить: "Узнаем ли мы друг друга в раю?" Библия приводит многие места, где утверждается, что наступит момент великой встречи с теми, кто ушел раньше нас.
Некоторые спрашивают: "Правда ли, что дети будут спасены?" Да! Библия указывает, что Господь не вменяет детям в вину их грехи, пока они не достигнут такого возраста, когда могут сами нести ответственность. Имеется множество свидетельств, что искупление покрывает их грехи до тех пор, пока они не достигнут возраста, когда сами могут нести ответственность за свои поступки. Библия учит, что рай будет местом всеобщего понимания и познания вещей, которым мы не можем научиться на земле.
Что такое церковь? Русская православная церковь образовалась вскоре после принятия христианства Киевской Русью и окончательно оформилась при Ярославле Мудром (1019-1054 гг.), когда была создана Киевская метрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославле Мудром был заложен собор св. Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь (1051 г.).
В первые века своего существования русская православная церковь находилась в подчинении константинопольского патриарха.
В XV веке, когда под натиском турок над Византийской империей нависла угроза утраты независимости, она обратилась за помощью к влиятельной и сильной римско-католической церкви, и с этой целью константинопольский патриарх начал переговоры о заключении церковной унии, т.е. об объединении восточной и западной церкви на условиях подчинения православной церкви римскому папе, но с сохранением обрядов, установившихся в восточной церкви. Самым главным и важным и византийский император, и константинопольский патриарх считали добиться признания унии русской церкви.
На Флорентийском соборе в 1439 г. глава русской церкви, сторонник унии митрополит Исидор от имени русской церкви подписал акт об унии. Однако московский князь и русская церковь не признали унии, а вернувшийся с собора митрополит Исидор был низложен и арестован.
В 1448 г. в Москве был созван собор русских епископов, осудивший флорентийскую унию и избравший нового митрополита с титулом "митрополит московский и всея Руси". С этого времени русская церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху, т.е. стала самостоятельной (автокефальной).
Теперь о духовной сути церкви. Вот как объясняет ее крупнейший религиозный философ А. С. Хомяков: "Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего: ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати. Дается же благодать и непокорным и не пользующимся ею (зарывающими талант), но они не в Церкви, которая не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом...
Церковь видимая, земная живет в совершенном общении и единстве со всем телом церковным, коего глава есть Христос...
С сотворения мира пребывала Церковь земная непрерывно на земле, и пребудет до совершения всех дел Божиих по обещанию, данному ей Самим Богом. Признаки ее суть: внутренняя святость, не дозволяющая никакой примеси лжи, ибо в ней живет Дух истины; и внешняя неизменность, ибо неизменен Хранитель и Глава ее Христос...
Церковь называется единою, святою, соборною... потому, что она едина и свята, потому, что принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности; потому, что ею святятся все человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна страна: потому, что сущность ее состоит в согласии и единстве духа и жизни всех ее членов, по всей земле, признающих ее; потому, наконец, что в Писании и учении апостольском содержится вся полнота ее веры и упований и ее любви. "
Хомяков А. С. указывает на главное свойство церкви - быть единой для всех народов в Боге.
Сейчас, когда плодятся церкви и церковки, истинное понимание смысла Церкви препятствует религиозному оформлению националистических амбиций.
Слово церковь является переводом с греческого языка слова экклезия, что означает "вызванные" или собрание людей. Хотя слово церковь стало впоследствии применяться только к христианству, но оно имеет свое начало еще до христианства.
То же слово "церковь" в Ветхом Завете и переводится как "общество" народа Израильского, члены которого назывались избранным народом Божьим.