Смекни!
smekni.com

Библия в школе. Основы христианского мировоззрения (стр. 1 из 4)

Абельтин Э.А.

Происхождение христианства

Христианство возникло во второй половине I века н.э. в Малой Азии. Основателем его был Иисус Христос, Сын Божий, воплотившийся в человека и проживший земную жизнь.

Новая религия стала быстро распространяться: в начале II века она засвидетельствована на территории Греции, Египта и других восточных провинций Римской империи. Во второй четверти II века установлено существование христианской общины в Риме и других регионах. В 4 веке христианство стало официальной религией Римской империи и началось ее быстрое распространение по всей планете. Вера в Бога Отца объединяет христианство с иудаизмом. Ветхий завет - священная книга как для иудеев, так и для христиан, Новый завет иудеями не признается. Ветхий завет для христиан как священная история, преобразовавшаяся в пророчествах в Новый завет, исполнившийся полностью во Христе.

Происхождение православия.

Православие -восточная, или византийская ветвь христианства, одно из трех основных его направлений, из которого вышло католичество, а из католичества - протестантство. Сложилось православие на территории Византии после разделения Римской империи на Западную и Восточную (Византию). Как самостоятельная православная церковь существует с 1054 года.

Сущность вероучения православия изложена в "Символе веры", принятом на Никейском (325 г.) и Царьградском или Константинопольском (383 г.) и дополненном постановлениями последующих соборов, кончая седьмым - Никейским (787 г.). После формального разделения церквей в 1054 г. основы православия неоднократно излагались в так называемых символических книгах, к числу которых относится "Пространный христианский катехизис" православной церкви. Источниками учения православия является Священное писание (Библия), Священное предание.

Кто есть Бог? Бог сам открыл себя в Книге, которую мы называем Библией. Откровение Бога о Себе проявляется во множестве граней, но четыре являются главными. Первое: Библия называет Бога Духом. Иисус, говоря с женщиной у Сихарского колодца, дал совершенно точное определение Бога: "Бог есть Дух" (Иоан. 4, 24).

Для того, чтобы открыть, что такое дух в действительности, и что подразумевал Христос, употребив именно это слово, нам надо снова обратиться к Библии, к описанию той сцены после воскресения Христа, где Он говорит: "Осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лук. 24, 39). Поэтому мы можем быть уверены, что дух бестелесен, он прямая противоположность телу, однако он имеет бытие и силу.

Как человеческие существа, лишенные того неограниченного зрения, которое Бог первоначально предназначил для своего творения, мы не можем понять славы и блеска того Духа, который находится так далеко за границами нашего восприятия. Мы пытаемся втиснуть его в масштабы нашего разума, сократить до нашей ничтожной величины.

Мы знаем, что дух это нечто, не связанное с телом. Дух не изнашивается как тело. Дух не изменяется, как тело. Библия учит что Бог есть такой Дух - что Он не ограничен телом. Он не ограничен формой, Он не определяется границами. Он ничем не связан, неизмерим и невидим для глаз, могущих различать только физические тела. Библия учит, что поскольку Он не имеет таких границ, Он может быть повсюду одновременно. Он может все видеть, все знать.

"Разве Я - Бог только вблизи, - говорит Господь, - а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Не наполняю ли Я небо и землю?" (Иер. 23; 23-24).

Второе: Библия раскрывает Его как Личность. На протяжении всей Библии говорится: "Бог любит", "Бог говорит. Бог делает". Все, что мы приписываем личности, приписывается и Богу. Личность это существо, которое чувствует, думает, хочет, желает и обладает всеми средствами для выражения своей индивидуальности. Здесь на земле мы ограничиваем личность телом. Наш ограниченный разум не может представить себе личность, не выраженную посредством костей и плоти. Мы знаем, что наша собственная личность не навеки связана с телом, в котором она обитает. Мы знаем, что в момент смерти наша личность покинет свое тело и отправится по назначенному ей пути. Мы знаем все это, но все-таки нам трудно это признать. Бог не связан плотью, однако Он есть Личность. Он чувствует, думает, прощает, сочувствует нам в тех вопросах и заботах, с которыми мы сталкиваемся.

Третье: Библия утверждает, что Бог не только Дух и Личность, но Бог есть Святое и Праведное Существо. От книги Бытия до книги Откровения Бог являет Себя святым Богом. Он полностью совершенен в каждом творении. Он слишком свят, чтобы коснуться грешного человека, слишком свят, чтобы терпеть греховную жизнь. Он есть Святой и Совершенный Бог. Писание называет Его Светом, в котором нет никакой тьмы - единственное Высшее Существо без тени и упрека. В Священном Писании говорится, что Престол Его покоится на Его Святости. Вследствие Божьей Святости и человеческой несвятости создалась такая пропасть между Богом и нераскаявшимся грешником. Лик Его сокрыт от нас. Бог слишком чист, чтобы благосклонно взирать на зло. Он слишком свят, чтобы иметь какую-либо связь с грехом. Прежде, чем зло вселилось в человека, Бог и человек общались друг с другом. Теперь это общение нарушено и потеряна всякая связь человека с Богом, кроме как через Иисуса Христа. Только через Иисуса Христа человек сможет когда-нибудь восстановить свою связь с Богом. Человек сам по себе грешник, он бессилен изменить свое положение. Человек погиб бы на веки вечные, если бы Бог в Своей бесконечной милости не послал Своего Сына, чтобы перебросить мост через эту пропасть.

Именно в Божьей Святости находим мы причину смерти Христа. Его Святость требовала сурового наказания за грех, и Его любовь определила, чтобы Иисус Христос искупил эту вину и таким путем дал человеку спасение.

Четвертое: Бог есть Любовь. Многие люди, не читающие Библии, не могут понять слов "Бог есть любовь" (1 Иоан. 4, 8), также как им непонятны и другие стороны Божества. Любовь неизменно присуща Богу. "Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Римл. 5, 8).

Не следует думать, что если "Бог есть Любовь", то все должно быть хорошо, прекрасно, никто не должен быть наказан за свои грехи. Святость Бога требует, чтобы всякий грех был наказан, но любовь Бога нашла путь спасения для грешного человека. Любовь Бога привела к распятию Иисуса Христа, благодаря которому человек может обрести прощение и спасение.

Что входит в понятие "греха"?

Если Бог справедливое и любящее существо, то почему столько злобы, страданий и горя? В Библии есть точный ответ: "Потому что все согрешили и лишены славы Божией". (Римл. 3, 23). Почему же люди, созданные Богом, опустились до такой развращенности, что Богу потребовалось установить десять заповедей с повелением их соблюдать? Почему Бог должен был послать для нашего спасения Своего Сына?

Чтобы понять это, мы должны вернуться к истории Адама в раю, к первой главе Книги Бытия. Бог создал мир как совершенное целое. Он создал его прекрасным, полным согласия и красоты. Этот совершенный мир Бог дал совершенному человеку. Первый человек не был пещерным жителем - трясущимся лесным существом, пытающимся подчинить себе опасности дебрей и диких зверей. Адам был создан совершенным человеком с полностью развитыми духовными и физическими возможностями. Он общался с Богом, он должен был стать царем мира, управляющим им по Божьему изволению. Адаму Бог дал бесценный дар свободы. У первого человека была полная свобода, свобода принять или отвергнуть, свобода повиноваться приказаниям Бога или поступать против них, свобода сделать себя счастливым или несчастным. Но не только обладание свободой дает удовлетворение нашей жизни, но то, что мы делаем нашей свободой.

Именно в этом трагическая суть проблемы: когда есть свобода, перед человеком открываются два пути.

Когда Адам был в раю, он был без греха, его духовная невинность была беспорочна. Перед ним расстилался весь мир. Еще неписаная история человечества лежала перед ним как громадный свиток чистейшего пергамента, ожидавший, чтобы он вписал в него первую главу - и определил по какому пути пойдут будущие поколения. Это было испытанием! Он искусил ее. И он понес все последствия его, и подал пример, которому последовало все человечество. "Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение... " (Римл. 5, 18). Ибо Адам был первоисточником всего человечества.

В мире появился грех, и человечество уже не может само свернуть с этой дороги, хотя Адам и Ева были созданы по образу и подобию Божию, после грехопадения, ослушания они передавали своим потомкам только собственный образ.

В богословской литературе дано 5 определений греха:

Первое: грех есть беззаконие. Бог установил границу между добром и злом, и когда мы переступаем эту границу, мы вторгаемся в запрещенную область зла, переступаем законы, данные Богом.

Второе: Библия описывает грех как неправедность. Неправедность есть уклонение от правды, было ли особо запрещено данное действие или нет. Неправда относится к нашим внутренним побуждениям. Это преимущественно те проступки, которые проистекают из порочности человеческой природы. Иисус Христос сказал: "Ибо извнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутри исходит, и оскверняет человека. " (Марк. 7, 21-23).

Третье: Библия объясняет грех, как промах по цели, непопадание в поставленную цель. Божья цель - Христос. Целью и конечным предназначением человека является стремление жить, преображаясь более и более в Его образ.

Четвертое: Грех есть преступление. Это вторжение по самоволию в область божественной власти. Грех это не только нечто отрицательное, не только отсутствие любви к Богу. Грех это положительный выбор, отдание предпочтения себе вместо Бога, сосредоточение чувств на собственном "я". Эгоизм и самолюбие такие же грехи, как кража и убийство. Иисус Христос сказал: "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Марк. 8, 36).